Виды поверхностей экранов http://outty.org/Cinema/Screens.html

 

На данный момент в цифровом кинопоказе применяются 4 вида экранных поверхностей:
Белый матовый

Перламутровый
Серебряный
Clarus

Рассмотрим подробее каждый из них, определим их достоинства и недостатки и постараемся понять, какой вид для каких целей применяется.

БЕЛЫЙ МАТОВЫЙ экран - самый дешёвый из всех представленных видов. Он хорошо себя зарекомендовал при классическом 35-мм (плёночном) кинопоказе. Его достоинство - хорошее рассеивание отражённого света, что позволяет достичь высокой равномерности освещённости по всей площади экрана. Также хорошо и то, что экран выглядит примерно одинаково равномерно освещённым из любой точки зала.

Из недостатков: у него низкий коэффициент отражения (максимум около 110%), что при больших размерах экрана вынуждает применять более мощные лампы и даже проекторы по сравнению с другими видами поверхностей экранов. Второй недостаток выяснился сравнительно недавно, с появлением поляризационных систем 3D. Обычный бело-матовый экран при отражении не сохраняет поляризацию света, что делает невозможным применение поляризационных систем 3D с такими экранами.

Применять бело-матовый экран рекомендуется в кинозалах с малыми и средними размерами экранов, как для плёночной, так и для цифровой 2D/3D-проекции. Естественно, при условии, что система 3D активная (XpanD, Volfoni Edge/ActivHub) или цвето-разностная (Dolby 3D).

ПЕРЛАМУТРОВЫЙ экран разрабатывался с целью увеличения яркости изображения при использовании той же лампы. С его появлением стало возможным делать большие, по сравнению с матовыми, размеры экрана при той же мощности лампы, либо при существующем размере экрана применять менее мощную (а значит более дешёвую или более долгоживущую) лампу. Благодаря высокому коэффициенту отражения (140-220%) перламутровый экран уже относится к классу светосильных, поэтому для плёночного показа рекомендуется изогнутый (в некоторых случаях даже наклонный) экран.

Из недостатков: как любой светосильный экран, перламутровый экран имеет такое неприятное для зрителя свойство, как горячее пятно (Hot Spot). Если зритель сидит посреди кинозала и смотрит на белый экран, то ему кажется, что яркость в середине намного выше, чем по краям. Если зритель переместится влево или вправо - яркое пятно также "переползёт", и будет нахордиться снова напротив него. В этом случае всё выглядит гораздо хуже, допустим, левый край экрана кажется сильно освещённым, а чем правее - тем темнее. То же самое, если сидеть выше или ниже центра экрана. Визуально равномерность освещённости нарушается. И чем выше светосила экрана, тем это заметнее.

Перламутровый экран существенно дороже бело-матового. Кроме того, перламутровый экран тоже не сохраняет поляризацию, поэтому для работы с поляризационными системами 3D такой экран не годится.

Применять перламутровый экран рекомендуется в кинозалах со средними и не очень большими размерами экранов, как для плёночной, так и для цифровой 2D/3D-проекции. Естественно, при условии, что система 3D активная (XpanD, Volfoni Edge/ActivHub) или цвето-разностная (Dolby 3D).

СЕРЕБРЯНЫЙ экран создавался для работы с поляризационными системами 3D, такими как RealD, MasterImage, Volfoni Smart Crystal. Плюс этого вида экранов - очень высокая светосила (240-300%), что позволяет делать очень большие экраны при использовании однопроекторной схемы проекции. Ещё несколько плюсов - на таком экране меньше заметна пыль и он не желтеет при длительной эксплуатации. Моё субъективное мнение, что чёрный цвет в изображении на серебряном экране глубже, чем на белом.

Из недостатков: серебряный экран значительно дороже белого и перламутрового. Как обратная сторона высокой светосилы, проблема горячего пятна (Hot Spot) здесь ещё острее и заметнее. Были также жалобы со стороны зрителей на искажения цветов при плёночной проекции на серебряный экран. При низком качестве покрытия в изображении может быть заметен радужный муар как в 3D, так и в 2D.

Серебряный экран необходим для работы с поляризационными системами 3D. Конечно, цена его высока, но низкая стоимость пассивных очков частично это компенсирует. Такие экраны рекомендуется применять для больших кинозалов.

CLARUS - новое, 4-е поколение серебряных экранов, разработанное HARKNESS SCREENS. Экраны этого вида обладают высокой светосилой (140-270%), более светлой (почти белой) поверхностью, сохраняют поляризацию света и на них значительно менее заметно горячее пятно. 4 номинала светосилы позволяют применять эти экраны в различных по размеру кинозалах как с плёночной, так и с цифровой 2D/3D-проекцией. Как заявляют производители, изображение визуально сравнимо с белым матовым экраном.

Из недостатков: высокая стоимость.

Из-за высокой стоимости экраны Clarus рекомендуется применять в премьерных и топовых кинозалах, при условии, что в них установлена поляризационная система 3D (RealD, MasterImage, Volfoni Smart Crystal), а так же в кинозалах фестивального класса, где осуществляется плёночный и цифровой кинопоказ и видеопроекция альтернативного контента.

Выбор киноэкрана необходимо осуществлять с учетом установки предполагаемой 3D системы демонстрирова­ния цифровых стереофильмов, так как современные цифровые проекторы предназначены для демонстриро­вания как 2D, так и 3D цифровых кинофильмов.

 При оснащении зала АКТИВНОЙ 3D СИСТЕМОЙ демон­стрирования цифровых кинофильмов (система Xpand, система Volfoni) допустимо устанавливать один из сле­дующих типов киноэкрана:

- диффузный (беломатовый), имеющий коэффици­ент отражения порядка 0,77-0,78 у отечественных киноэкранов, а у импортных от 0,8 до 1,0;

- направленного действия:

· слабой направленности, имеющий коэффи­циент отражения от 1,0 до 1,2;

· средней направленности, имеющий коэффи­циент отражения от 1,2 до 1,8,

в зависимости от размеров зала и мощности источника света.

 

При оснащении зала ПАССИВНОЙ (ПОЛЯРИЗАЦИОН­НОЙ) 3D СИСТЕМОЙ демонстрирования цифровых филь­мокопий (система RealD, система Master Image) следует предусмотреть установку «серебряного» («металлизиро­ванного») киноэкрана. У импортных («серебряных») киноэкранов коэффициент отражения составляет от 2,2 до 2,8, а у отечественных «металлизированных» - 3,2±0,2.

При оснащении зала ИНТЕРФЕРЕНЦИОННОЙ 3D СИСТЕМОЙ (ИЗВЕСТНА ПОД НАЗВАНИЕМ - СПЕКТРАЛЬ­НАЯ) демонстрирования цифровых фильмокопий (систе­ма Dolby) допустимо устанавливать один из следующих типов киноэкрана:

- направленного действия:

· средней направленности, имеющего коэф­фициент отражения от 1,4 до 2,2,

· «серебряного» («металлизированного») ки­ноэкрана с коэффициентом отражения от 2,2 до 2,8 в зависимости от размеров зала и мощности источ­ника света.

Примечание:

Для очень больших киноэкранов (от 17-18 метров в ширину) несколько фирм - производителей цифровых кинопроекторов и 3D оборудования разработали систему увеличения светового потока с целью обеспечения допустимой яркости экрана в кинозале. Смыслом этой системы является установка двух одинаковых кинопроек­торов «в стек», то есть друг над другом, с направлением двух одинаковых изображений от одного источника ви­деосигнала на один экран, с полным совмещением этих изображений на экране механическими и электронными средствами проекторов.

Иногда в кинотеатрах изготавливают раму киноэкрана точно по размеру изображения, пытаясь создать иллю­зию так называемого «парящего» экрана. При этом, полотно экрана должно быть выбрано размером больше, чем рама экрана, на 0,15-0,2 м с каждой из четырех сто­рон, чтобы произвести натяжение полотнища экрана на раме с заходом полотнища на обратную сторону рамы.

После определения размеров экранного полотнища приводят маркировку киноэкрана, применяемого в дан­ном зрительном зале.

Для отечественных киноэкранов маркировка состоит из указания типа (марки) и размеров полотнища киноэк­рана, например: «Д-Пст 10,2x4,3».

Самое большее распространение получили киноэкраны средней направленности, имеющие хорошие эксплуата­ционные показатели и немного большую, чем у диффузных экранов, стоимость. Применение таких кино­экранов существенно снижает эксплуатационные расходы кинотеатра, так как для таких экранов применяются ме­нее мощные (и значит, более длительно работающие) лампы, что снижает потребление проектором электро­энергии.

Недостатком экранов направленного действия, как от­мечалось ранее, является некоторое уменьшение зоны зрительских мест. Однако, в грамотно спроектированном зале зона зрительских мест скорее всего попадет внутрь угла половинной яркости экрана направленного дейст­вия. Таким образом, при выборе экранов направленного действия необходимо проверить их действие в зоне зри­тельских мест путем построения углов половинной яркости.

С наибольшей осторожностью и внимательностью сле­дует выполнять расчеты и определять расположение зрительских мест при использовании «серебряного» («металлизированного») киноэкрана. Это вызвано тем, что такие экраны имеют наименьшие углы, в пределах которых можно размещать зону зрительских мест.

Технические характеристики экранов Harkness

Screen Тип экрана 2D Active 3D Активная 3Д Polarised 3D Пассивная 3Д Gain β0 HGA E/R
Matt Plus   1.00   -
Matt Preview   0.95   -
Perlux HiWhite 140   1.40 85⁰ -
Perlux HiWhite 180   1.80 42⁰ -
Perlux HiWhite 220   2.20 28⁰ -
Clarus XC 170   1.70 31⁰ 145:1
Clarus XC 220   2.20 26⁰ 180:1
Clarus XC 290   2.90 23⁰ 205:1
Spectral 240     2.40 24⁰ 155:1
Spectral 300     3.00 20⁰ 270:1
PWT for RealD   1.40 40⁰ 133:1
PWT+ for RealD   1.85 30⁰ 195:1

 

Тип экрана 3D система
Matt Plus Dolby, Volfoni (Active), Xpand, GetD (Active)
Matt Preview  
Perlux HiWhite 140 Dolby, Volfoni (Active), Xpand, GetD (Active)
Perlux HiWhite 180 Dolby, Volfoni (Active), Xpand, GetD (Active)
Perlux HiWhite 220 Dolby, Volfoni (Active), Xpand, GetD (Active)
Clarus XC 170 Depth Q, Depth Q CineBright, MI-Wave, MI-Clarity, MI-Horizon3D, RealD XL, RealD Z Screen, Volfoni SC, Volfoni SC Diamond, GetD (Polarised)
Clarus XC 220 Depth Q, Depth Q CineBright, MI-Wave, MI-Clarity, MI-Horizon3D, RealD XL, RealD Z Screen, Volfoni SC, Volfoni SC Diamond, GetD (Polarised)
Clarus XC 290 Depth Q, Depth Q CineBright, MI-Wave, MI-Clarity, MI-Horizon3D, RealD XL, RealD Z Screen, Volfoni SC, Volfoni SC Diamond, GetD (Polarised)
Spectral 240 Depth Q, Depth Q CineBright, MI-Wave, MI-Clarity, MI-Horizon3D, RealD XL, RealD Z Screen, Volfoni SC, Volfoni SC Diamond, GetD (Polarised)
Spectral 300 Depth Q, Depth Q CineBright, MI-Wave, MI-Clarity, MI-Horizon3D, RealD XL, RealD Z Screen, Volfoni SC, Volfoni SC Diamond, GetD (Polarised)
PWT for RealD (Precision White) RealD XL, RealD Z Screen
PWT+ for RealD RealD XL, RealD Z Screen

 

 

Перфорация, или "Зачем в экране дырочки?"

Экраны выпускаются в трёх вариантах исполнения:

Неперфорированный
Стандартная перфорация

Мини-перфорация

НЕПЕРФОРИРОВАННЫЕ экраны в профессиональных коммерческих кинотеатрах применяются только в тех случаях, когда акустические системы не располагаются за экраном. Это встречается крайне редко.

СТАНДАРТНАЯ ПЕРФОРАЦИЯ встречается в 90% применяемых экранов. Диаметр отверстий - 1.2 мм, шаг между рядами отверстий - около 5 мм, что обеспечивает около 4.5% открытого пространства (open area) для прохождения звука сквозь экран.

Стандартная перфорация заметна на экране, если расстояние от 1-го ряда кресел до экрана менее 5 метров.

МИНИ-ПЕРФОРАЦИЯ или МИКРО-ПЕРФОРАЦИЯ применяется для экранов небольших кинозалов, в том случае, если акустические системы расположены за экраном. Диаметр отверстий - 0.5 мм, шаг между рядами отверстий - 3-5 мм, что обеспечивает около 1.7% открытого пространства (open area) для прохождения звука сквозь экран.

Экраны с мини-перфорацией обладают несколько худшими по сравнению со стандартной перфорацией акустическими свойствами, поэтому их применение оправдано только тогда, когда заметность стандартной перфорации на изображении неприемлема (например, в небольших VIP-кинозалах, домашних кинотеатрах или в кинозалах, где первый ряд расположен значительно ближе 5 метров от экрана).

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: