Факторы влияющие на кризисное состояние организации

Диагностика кризисных ситуаций

Понятие кризиса, кризисной ситуации

В настоящее время разработано несколько подходов к определению понятия кризисной ситуации в организации. Так некоторые авторы определяют кризис как нарушение, изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик деятельности организации.

Другие современные авторы характеризуют кризис как такое состояние организации, при котором она не способна жить  дальше, не претерпевая некоторых внутренних изменений. Очевидно, что каждая организация испытывает это состояние, переходя от стадии становления до стадии роста, от стадии стабилизации до стадии спада и т.д. масштабность данного определения не принимается в расчет микрокризисы, которыми сопровождается любая деятельность организации в условиях рынка. Другие авторы определяют кризис через описание его характеристик. Возникновение кризисной ситуации сопровождается:

- наличием угроз для реализации наиболее важных целей организации;

- дефицитом времени для принятия решения по урегулированию кризиса;

- давлением окружающих лиц, принимающих решение.

В любом случае кризисная ситуации характеризуется тремя важными свойствами, которые можно обозначить как силу, масштаб и длительность кризиса.

Сила: чем больше отрицательное отклонение от нормального состояния системы, тем сильнее, например, экономический, личностный, групповой, общественный кризис.

Масштаб: чем большая часть системы находится в кризисном состоянии, тем обширнее его распространение.

Длительность: чем дольше система находится в кризисном состоянии, тем более серьезными могут оказаться его негативные последствия.

Кризис - решение, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо п/п, организации. В самом общем виде кризис есть нарушение равновесия системы и в то же время переход к новому ее равновесию. Выделяют следующие понятия: кризисная ситуация и кризисное состояние.

Кризисная ситуация - это любое отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, характеризующееся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала сотрудников п/п и наличием как отрицательных, так и положительных последствии.

Кризисное состояние организации - явление, характеризующееся признаками необратимости отдельных процессов, вызванных кризисной ситуацией, требующих более масштабного вмешательства с целью предупреждения их перерождения в кризис.

Признаки кризисных явлений и факторы их определяющие

Экономический кризис в организации отражает ее тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей, и первым признаком является отрицательный финансовый результат — валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам.

Ниже приведен перечень возможных признаков кризисных явлений, т.е сигналов о нарастании угроз, которые помогают определить возможные негативные тенденции, препятствующие выполнению стратегических целей организации:

1.Падение величины спроса на товары фирмы, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары фирм-конкурентов;

2.Ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий.

3.Ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса организации, активное "переключение" покупателей на товар-заменитель, ценовые войны.

4.Неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса валюты, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен.

5.Случайные явления: расположение фирмы в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами.

6.Ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, вызывающее потери.

7.Ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствие потенциала для проведения систематических НИОКР; использование технологии, не позволяющей в течение одного жизненного цикла эффективно изменять поколение продукции фирмы. 8.Ослабление кадрового потенциала: работники ориентированы на применение командно-административных методов, выполнение традиционных видов работ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической, социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения.

9.Отсутствие гибкости организационной структуры: ее застой и ориентированность на исполнение функций, бюрократизация.

10.Финансовая политика характеризуется систематическим привлечением заемных средств, происходит падение курса собственных акций фирмы.

Факторы влияющие на кризисное состояние организации

 На организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.

 Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она зависит.

 К внутренним факторам относятся: старение технологии, неэффективная организация работы, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, деловые и социально-психологические конфликты, низкий профессионализм персонала, неудачный маркетинг и многие другие.

 Чтобы иметь возможность своевременно запускать программы антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

 Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса.

 При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допуски изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.

 Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако, не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов и факторов кризисных ситуаций.

 Этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины симптомы факторы.

 Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

 Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.

 Фактор кризиса - событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

 Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.

 Различают статическую динамическую устойчивость.

 Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость, в основном, диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними - внутренней.

 В условиях централизованного управления экономикой устойчивость производственно-экономических структур достигалась, как правило, за счет воздействия внешних управляющих решений, т.е. любые или почти любые дестабилизационные процессы гасились извне. Причем, механизмы приведения системы в стабильное или квазистабильное состояние могли быть самыми разными: это и дополнительная экономическая поддержка, и замена директора, и корректировка планов, и административная реорганизация производства, и др. В этом случае устойчивость деятельности организации достигалась управлением извне, и кризис не наступал.

 Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху.

 Все, производимые ранее, реформы касались, прежде всего, более высоких уровней, т.е. государственных (региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрения генеральных схем управления. В настоящее время в условиях конкуренции проблема устойчивости организации стоит перед каждой организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: