Выделяют три основных вида градостроительных резервов: территориальный, функциональный, структурный

Территориальными резервами являются земельные участки, бронируемые для пространственного расширения развития города и увеличения численности его населения. Они выделяются под перспективы увеличения площади застройки и роста потребности населения в жилье. Размер резервируемой территории, как правило, устанавливается в зависимости от места города в иерархии населенных мест и состояния его градообразующей базы. Максимальные резервы имеют города — центры систем расселения (столицы субъектов Федерации, крупные агломерации), являющиеся источниками экономического влияния соответствующих регионов; минимальные размеры закрепляются для районных центров, малых городов.

Функциональные резервы включают в себя запасы технологических мощностей, необходимые для увеличения возможностей развития инженерных систем города и транспортной инфраструктуры (запасы пропускной способности магистралей, инженерных сетей, головных сооружений и т.д.). Отсутствие функциональных запасов может привести к быстрым и неконтролируемым перегрузкам коммунальных сетей даже при небольшом превышении расчетных параметров. Оптимизация функциональных запасов дает возможность обеспечивать ритмичное функционирование коммунальных сетей и минимизировать бюджетные ресурсы на содержание и воспроизводство имеющихся мощностей.

Структурные резервы предполагают создание в городе разного рода планировочных элементов, обеспечивающих способность градостроительной системы противостоять негативным воздействиям природной среды, техногенным катастрофам и внутренним флуктуациям. Под формированием таких резервов понимается дублирование отдельных планировочных элементов города (дорог, промышленных площадок, насосных станций, водоочистных сооружений и пр.), призванных адаптировать существующую инженерную систему города к возможным неожиданностям. Структурные резервы служат также пространственной основой для создания дополнительных производственных мощностей, транспортных коммуникаций, усиливающих градообразующие функции города и расширяющих степень его экономического влияния.

Институционально градостроительные резервы имеют статус резервных территорий и соответствующим образом регулируются. Как гласят нормативные документы (СП 42.13330.2011), после утверждения границ резервных территорий они приобретают статус территорий с особым режимом землепользования и не подлежат застройке капитальными зданиями и сооружениями до их использования по целевому назначению в соответствии с генеральным планом. Земельные участки для ведения садоводства и дачного хозяйства следует предусматривать за пределами резервных территорий, планируемых для развития городских округов и поселений. А в сельских поселениях выделение резервных территорий, необходимых для развития входящих в их состав сельских населенных пунктов, следует предусматривать с учетом перспектив развития жилищного строительства, создания условий для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, фермерства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, создания буферных зон для выпаса домашнего скота, организации отдыха населения, потребности в земельных участках для размещения сельских кладбищ, мест складирования бытовых отходов с учетом их возможного расширения.

       

 

 

Особенности проектирования российского города

Отечественная система городского расселения имеет некоторые особенности, которые налагают отпечаток как на специфику самих российских городов, так и на характер их взаимосвязи со своим окружением. Россия является урбанизированной страной: в ней 73% населения проживает в городах, а почти треть из них — в 11 городах-миллионерах. В то же время в стране велика доля малых, моноспециализированных городских поселений, тогда как число городов среднего регистра значительно меньше. Следовательно, иерархическая структура расселения по мере снижения численности от городов с более высоким рангом (т.е. с большей численностью) к городам с более низким рангом в срединной части обнаруживает разрыв постепенности. Это обстоятельство свидетельствует о нарушении упоминаемого ранее правила «ранг — размер» и наличии серьезных диспропорций численности населения в городах разных иерархических групп. Для большого числа регионов этот разрыв означает диспропорции в степени равномерного распределения экономического влияния населенных пунктов в пространстве региона.

Кроме того, проектирование планировочного каркаса в большинстве российских регионов всегда осуществлялось централизованно, что находит подтверждение в архитектурной схожести зданий и планировочных решений в отдаленных друг от друга городах. Одни и те же строительные серии являются примечательной чертой Саратова, Омска и Хабаровска.

Большую часть времени проектирование российских городов осуществлялось в рамках государственной политики ускоренной индустриализации, и поэтому наибольший прирост их численности пришелся на 1930—1950-е гг., когда в стране закладывались основы промышленного производства и восстанавливались пострадавшие в годы войны поселения. В 1927 г. было создано Бюро по планировке городов, которое возглавил В. Н. Семенов. Этим бюро были выполнены проекты планировки Астрахани, Куйбышева, Брянска, Минска и др. В 1931 г. на базе бюро был создан Государственный трест по планировке населенных мест и гражданскому проектированию НКВД РСФСР (Гипрогор), имевший филиалы в ряде городов (Ленинград, Харьков, Свердловск), ставший ведущим проектным институтом страны. Частное проектирование в СССР было запрещено. Основное внимание в проектировании уделялось промышленным объектам, поскольку отвод земли под завод осуществлялся прежде, чем появлялся утвержденный план города. Сооружение заводов без утвержденных проектов населенных мест способствовало тому, что строительство жилых кварталов велось в санитарной зоне, что не отвечало элементарным санитарно-гигиеническим условиям.

Господствующей планировочной схемой в этот период была поточно- функциональная схема, предполагающая формирование города и его инфраструктуры вокруг крупного промышленного предприятия или зоны предприятий, к границам которой проложены городские кварталы. В начале 1950-х гг. появление СНиПов дало возможность ввести более строгие правила в систему рассредоточения функциональных зон города и характер его застройки.

Централизованный характер городского планирования проявлялся также в директивном определении экономической специализации города, также отражавшейся на характере его застройки и вторичном характере его социальных параметров. Последнее обстоятельство повлекло за собой одну из ключевых проблем современных российских городов, заключающуюся в значительной доле ветхого жилья, наспех возводимого в годы господства индустриальных приоритетов. Наличие ветхого жилья сегодня, где проживают, как правило, низкооплачиваемые слои населения, ведет к серьезным потерям энергоресурсов в подводящих путях, а также делает практически невозможной политику в области энергосбережения.

Строительный бум, пришедшийся в России на период экономического оживления начала нулевых годов, способствовал возведению большого количества зданий и сооружений в российских городах, заинтересовав застройщика выгодой вложения средств в новое строительство. Однако отсутствие комплексности в застройке, присущее этому этапу, зачастую приводило к тому, что большое количество новых жилых районов оказались необеспеченными в полной мере объектами социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры. Немалое количество населенных пунктов было связано с центральными районами узкой дорогой или лишено возможности удовлетворять свои социальные потребности. Невнимание к деталям укрупненного плана существенно снизило качество жизни населения и в смежных районах ввиду непродуманной системы транспортного сообщения во всем районе или группе районов. Так, прокладка метро в московский микрорайон Жулебино значительно загрузила всю линию для всех прилегающих к ней районов.

Еще одной особенностью городских поселений в России, по сравнению с развитыми зарубежными странами, является низкая доля индивидуального жилья. В России превалируют зоны многоэтажной и среднеэтажной застройки с большим объемом неосвоенных участков, пустырей.

Неменьшее значение в определении специфических черт российских городов имеют географические и климатические особенности. В большинстве регионов России продолжительность зимы составляет почти четыре — пять месяцев, что требует значительных вложений в систему теплоснабжения поселений, уборку и вывоз снега, разработку мер по предотвращению подтоплений вследствие весеннего таяния снега. Зимний режим функционирования города требует обязательного отведения земельных участков под площадки концентрации снежного покрова и места его вывоза, прокладки большого объема теплотрасс, строительства дамб в местах возможного подтопления и пр. К примеру, в Норильске для борьбы с ветром кварталы строили компактно, замкнутым контуром, с минимальным числом площадей и узкими разрывами между домами. Благодаря этому скорость ветра в жилой застройке существенно снижается. Для профилактики снежных заносов фасады и крыши домов делают ровными, с простыми профилями. При проектировании зданий для условий сильных ветров основное требование к ним — максимальное снижение инфильтрации через наветренные ограждающие конструкции. Для этого предусматривается, в частности, вынос на наветренную сторону лестничных клеток, кухонь и т.п. При южных ветрах помещения, выходящие на юг, желательно прикрывать остекленными лоджиями (Региональные проблемы энергоэффективности).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: