Развитие эмоций в юношеском возрасте

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существу­ет уже на спокойном эмоциональном фоне.

Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благопри­ятные психологические основы для большей открытости разно­образным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника — все это обусловливает большую эмоциональную восприимчи­вость молодых людей, свойственную данному возрасту. В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулиро­вание чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытывае­мые им чувства, но и маскировать их. Так, взволнованность от встречи с небезразличным человеком он может маскировать ироническим смехом, за­стенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном, грусть — на­пускной веселостью (Якобсон П. М., 1976).

Юность — возраст специфической эмоциональной сензитивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных ус­ловиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» —не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей эмоциональной жиз­ни молодых людей в эти годы.

Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы не толь­ко переживаются предметные чувства (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и формируются чувства обобщенные (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства отражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Их и называют мировоззренческими чувствами.

 

Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нужда в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера.

Однако, эмоциональное голодание в период юности столь же реальное явление, как и голодание реальное. Оно имеет форму скуки и тоски.

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность молодого человека в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Потребность в самораскрытии, интимной челове­ческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров.

 

Формирование общей эмоциональной направленности

В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний.

В свое время было установлено, что ценность одних и тех же пережива­ний для разных лиц ранжирована по-разному. В связи с этим в психологию и было введено понятие общей эмоциональной направленности.

Общая эмоциональная направленность человека сказывается прежде все­го в выборе им той сферы деятельности, которая наиболее соответствует этой направленности.

Таким образом, Б. И. Додонов предлагает выделять 10 типов общей эмо­циональной направленности человека:

 

1. Альтруистический тип. Лицам, принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен не­посредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопере­живания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует фор­мированию действительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и прежде всего от морально-мировоз­зренческих взглядов.

2. Коммуникативный тип. Как тип общей эмоциональной направленности человека, он близок к альтруистическому. Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний — это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности. Коммуникативный тип общей эмоциональной направленности — самый распространенный, особенно среди девушек. По результатам исследований Б. И. Додонова, к нему принадлежит около четверти всех юношей.

 

Праксический тип. Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает, во-первых, стремление к цели, а вторых — своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовольствие от движения вперед.

Люди этого типа менее требовательны к виду занятий, лишь бы они носили ощутимый полезный результатно более «придирчивы» к их организации. Для таких лиц характерно совершение полезного с большим напряжением воли, увлеченность работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты.

 

4. Гностический тип. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему.

5. Романтический тип. Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас произойдет нечто, и именно оно окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу человека, за которо­го я переживаю). Погоня за «дразнящим ароматом тайны» толкает некото­рых людей к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей, приводит даже в преступный мир. Но она же рождает и смелых путеше­ственников, и ученых, которые пролагают новые пути в науке.

Романтический тип людей близок к гностическому своей познавательной, поисковой устремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Ро­мантик стремится даже в научном исследовании не свести сложное к про­стому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не свя­занных друг с другом явлений. Подростков с романтическим типом эмоци­ональной направленности чаще всего удается выявить по их безудержному увлечению приключенческой литературой.

6. Пугнический тип. Название этого типа общей эмоциональной направ­ленности происходит от латинского слова «pugno» — бороться. Это тип лю­дей, которых неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней. Это люди, для которых «жить — значит рисковать», как сформулировал свое кредо один из известных итальянских альпинистов. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько не­посредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения ост­рыми ощущениями. Сам страх для лиц пугнического типа несет в себе не­что приятное, как для детей, слушающих «страшные» сказки.

7. Эстетический тип. Люди, относящиеся к этому типу, выше всего це­нят наслаждение прекрасным. Удовлетворяемая жажда красоты, чувство прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного — вот мир тех пережи­ваний, к которым их неудержимо и постоянно влечет. Нередко их любимы­ми эмоциональными состояниями являются лирическая, светлая грусть, задумчивость.

Как и все другие типы общей эмоциональной направленности людей, эстетический тип определяется не абсолютным эстетическим развитием че­ловека, а доминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех других устремлений.

8. Глорический тип (от лат. gloria — слава). Это тип людей, для кото­рых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхища­ются, когда перед ними преклоняются. Б. И. Додонов отмечает, что лица с глорическим типом эмоциональной направленности встречаются не так уж часто, однако почти во всех случаях у таких людей одновременно обнару­живается наличие обычно тщательно скрываемого комплекса неполноцен­ности.

 

9. Акизитивный тип (от фр. acquisition — приобретение). Главным на­слаждением людей данного типа является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравствен­ной болезнью». Но акизитивные устремления подобных людей могут выра­жаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств. Для определения данного типа важно отметить своеобразное чувство удовлетворяемой страсти от приобретаемого, самоцен­ности приобретений. Поскольку такая самоценность порою может сочетать­ся со специальной целью, иногда даже общественно полезной, не следует спешить с осуждением людей акизитивного типа.

10. Гедонический тип. Гедонизм в переводе с греческого означает «на­слаждение». По признаку тех эмоций, переживание которых составляет главное наслаждение человека, выделяются и все остальные типы эмоцио­нальной направленности. Однако у всех остальных их наслаждение нераз­рывно связано с целенаправленной деятельностью. «Гедонисты» же любят испытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте.

 

 

Новообразования

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Старшеклассники, ведущей деятельностью которых является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Самоопределение связано с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее. Происходят изменения и в эмоциональной сфере. Интенсивно развивается саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенциональный (по Колбергу). Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются взрослые – учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения у сверстников, то старшеклассник больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: