Трудности подросткового возраста

1. Открытие собственной сексуальности. Половое созревание – это процесс, в рез-те кот. у человека формируется психофизиологические и морально-психологические признаки принадлежности к мужскому или женскому полу. Основные этапы 1-7 становление и формирование полового самосознания (я -мальчик, я – девочка) 7-13 лет формируется половое поведение (а что я делаю, чтобы быть мальчиком или девочкой, чтобы это было ясно и окружающим.) 13-15 лет – формирование психосексуальной ориентации (отношение к себе и к противоположному полу).

2. Утрата статуса ребенка, проблема обретения идентичности (Э. Эриксон). Этот возраст (12-18 лет) – является ключевым в формировании идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации "Я" и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как о сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. Э. Эриксон вводит термин "психологический мораторий". Он обозначает кризисный период между юностью и взрослостью. Этот психологический мораторий при определенных условиях может длиться годами, что особенно характерно для одаренных людей.

 3. Изменение образа Я, 4. Изменение образа окружающего мира. 5. Неадекватная сосредоточенность на собственной личности.

Основные новообразования подросткового возраста

Чувство взрослости

Чувство взрослости, заключается в осознании себя взрослым, в стремлении быть принятым окружающими в качестве взрослого, в желании взять на себя решение многих жизненно важных вопросов. Внешняя взрослость, Равнение на качества пола, Социальная взрослость, Интеллектуальная взрослость.

Стадия формальных операций

По Пиаже у человека в плане умственного развития происходит формирование сложных мыслительных схем (конструкций), которые позволяют ему адаптироваться (приспосабливаться) к той или иной ситуации. Стадия формального интеллекта (высшая стадия развития схем) характеризуется способностью производить мыслительные операции над абстрактными понятиями, не опираясь на чувственное восприятие конкретных объектов.

Говоря о познавательных психических процессах, следует отметить, что в подростковом возрасте завершается их становление как сознательных и произвольных, т. е. высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков.

Не менее значимым, чем развитие формальной логики, является становление рефлексии, умения осознать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния. Рефлексия стимулирует формирование не только когнитивной сферы, но и личностного роста, творческой активности подростков.

Меняется стратегия поведения при решении мыслительной задачи.

Появляется предварительная ориентировка в ситуации с выделением цели мыслительного действия (итак, что нам нужно понять, найти)

Наблюдение ситуации становится целенаправленным, отвечающим цели, в ходе наблюдения подросток становится способным получать информацию об объекте без искажений.

Появляется умение прогнозировать успешность своих действий.

Появляется умение выдвигать несколько гипотез и строить план их проверки.

Появляется умение мыслить логично.

Появляется умение думать о гипотетических условиях – возможное отделяется от реального.

Появляется умение проводить мысленное экспериментирование.

Формирование идентичности

Подобный взгляд мы встречаем у Э. Эриксона в его идее об идентичности: перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей –психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где он находится и куда он идет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: