Базовые экономические понятия
Термин «Экономика». Экономические потребности и экономические блага
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Правда, первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хаммурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра». Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмотрел основные экономические закономерности общества своего времени. Он исследовал основание пропорций обмена, происхождение и функции денег, значение торговли и т.п.Впервые в научный оборот термин «экономия» был введен учеными Др.Греции.
Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Но такое определение недостаточно для объяснения понятия «экономика». Рассмотрим данную проблему несколько шире.
Экономическая наука, прежде всего, изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.
Под экономическими потребностями (economic needs) обычно понимается недостаток чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирм и общества в целом. Именно экономические потребности выступают как внутренний побудительный фактор активной деятельности.
Чаще всего используют деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первичными потребностями подразумеваются потребности людей в еде, питье, одежде и т.д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека ‑ потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.п. Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.
Деление это в известной степени условно: роскошная одежда миллионера не обязательно связана с удовлетворением первичной потребности, а, скорее, с представительскими функциями. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение ‑ первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей (хотя бы частично) в одежде или жилище.
Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют, скорее всего, о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (goods).
Весь мир, который нас окружает, можно разбить на две большие части:
- то, что создано исключительно природой (природные ресурсы);
- то, что создано человеком из материалов природы (материальные блага) или без оных (нематериальные блага).
И чем больше развивается человеческое общество, тем больше становиться вторая часть, т.к. стремление избежать тягости труда, прежде всего физического, заставляло (и заставляет по сей день) человека трудиться над изобретением все более и более широкого спектра материальных благ.
Так, чтобы не ходить пешком, изобретается колесо; чтобы не рыть землю руками – создаются мотыги, лопаты, а затем и современные экскаваторы и т.д. Недаром существует поговорка: «Лень – двигатель прогресса».
Итак, можно сделать первый, самый общий вывод.
Экономика - это нечто связанное с производством материальных и нематериальных благ с целью удовлетворения потребностей.
Теперь попытаемся это «нечто» конкретизировать. Для этого представим себе две ситуации.
Ситуация 1. Робинзон попал на необитаемый остров и вынужден вести жизнь первобытного человека. Взяв лиану, палку и большой камень, он, соорудив топор, пошел с ним на охоту за попугаями. Долго ли, коротко ли, но ему удалось поймать один экземпярчик, который был на месте съеден.
Ситуация 2. Группа первобытных охотников, вооруженных наисовременнейшей по тем временам техникой ‑ каменными топорами, луками и стрелами, забила мамонта. Едоков в племени было много, мяса ‑ мало. Пришлось мясо поделить поровну между всеми: если бы одни получили больше, то другие не смогли бы выжить. Следующие охоты складывались для племени неудачно, поэтому старейшины приняли решение усовершенствовать стрелы: снабдить их железными наконечниками. Несколько охотников успешно переквалифицировались в изготовителей наконечников для стрел. Они перестали ходить на охоту, а обменивали свой продукт (наконечники для стрел) на часть мяса забитого мамонта.
В чем состоит принципиальное отличие второй ситуации от первой? И в той, и в другой ситуации ‑ примитивное производство (охота, изготовление простейших орудий труда). Но во втором случае нам представлена примитивная, но уже ЭКОНОМИКА, так как речь идет не только об отношениях людей к вещам ‑ луку, топору, мясу, но и об их отношениях между собой в обществе. И не об отношениях вообще (семейных, религиозных, идеологических и др.), а конкретно об отношениях, связанных с производством. Итак, сделаем второй вывод.
Экономика возникает не просто из производства, а из общественного производства, т.е. производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом.
Экономические ресурсы
А что же необходимо для того, чтобы что-то произвести?
Вспомним известную сказку «Колобок». Чтобы испечь главного героя сказки, во-первых, пришлось найти того, кто бы это сделал, кто бы приложил свой труд, использовал свою рабочую силу. И такой человек нашелся – бабка. Во-вторых, для осуществления производства надо было иметь муку, печь, дом. В-третьих, понадобился участок земли для дома, в котором происходило сие замечательное действо. В-четвертых, ничего бы не было, если бы деду не пришла в голову идея испечь колобок, и он использовал все свои предпринимательские возможности. Дед позаботился о работнике (нанял на работу бабку), подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам), о средствах производства (заранее вложил средства в строительство дома с русской печкой), подумал о сбыте (путем съедения колобка) и взял на себя риск от всей операции.
Те элементы, которые необходимы для осуществления процесса производства экономических благ, называются экономическими ресурсами (economic resources) или факторами производства.
К основным факторам производства относятся: труд, капитал, природные ресурсы (земля), предпринимательство.
Труд – это совокупность знаний, умений, навыков, физических и интеллектуальных способностей человека, т.е. рабочая сила, которую он пускает в ход при производстве продукта.
Капитал (инвестиционные ресурсы) состоит из благ длительного действия, созданных человеком для производства других материальных благ. К нему относятся: здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, а также полуфабрикаты, материалы, прошедшие первичную обработку. Менеджеры и экономисты часто говорят о «денежном капитале», имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако, деньги или финансовый капитал как таковые ничего не производят, поэтому они не являются экономическим ресурсом и, следовательно, не относятся к данному определению «капитала».
Процесс производства и накопления средств производства называется инвестированием.
Природные ресурсы (земля) ‑ это все естественные ресурсы, “даровые” блага природы, применяемые человеком в процессе производстве. К ним относятся: сельскохозяйственные угодья (пашни, луга), леса, воздух, вода, участки под новое строительство, добываемое в природе сырье и др.
Предпринимательская способность ‑ это особый фактор производства, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в единую систему. Предпринимательская способность – это способность принятия решения и способность рисковать.
Факторы производства всегда кому-либо принадлежат. И собственник этих факторов от их использования в процессе производства хочет получить доход. Собственник труда рассчитывает на доход в виде заработной платы, капитала ‑ на доход в виде процента на вложенный капитал, природных ресурсов ‑ на ренту, предпринимательских способностей – на прибыль. Иначе, зачем эта собственность?
Собственность на факторы производства приносит доход.
Вернемся к сказке о Колобке и попытаемся ответить на вопрос: почему бабка произвела только один колобок, а не два, десять, тысячу? Ответ не прост, а очень прост: на два колобка не хватило бы муки, после десятого способность бабки к труду оказалась бы на нуле (усталость, да и возраст дают о себе знать), после тысячного дед столкнулся бы с трудностями сбыта (предпринимательская способность тоже ограничена).
Итак, бабка произвела только один колобок из-за того, что экономисты называют ограниченностью, или редкостью, ресурсов.
Одни ресурсы ‑ более редкие (мука), другие ‑ менее (предпринимательская способность деда), но общее свойство у них одно ‑ их количество ограничено, во всяком случае, их меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна и с развитием общества, как правило, преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно.
Экономика ‑ это совместно организованное производство в условиях ограниченности (редкости) его факторов.






