Провозные возможности подвижного состава

Показатели, характеризующие использование подвижного состава, позволяют определить провозные возможности и степень их влияния на производительность подвижного состава. Для автотранспортного пред­приятия, имеющего одинаковую грузоподъемность подвижного состава, провозная возможность определяется выражением

 

                                 WK = Wа∙Ас∙αи,

где WK - провозная возможность, т/ч;

Wa - производительность единицы подвижного состава, т/ч;

Ас - инвентарное число автомобилей;

αи - коэффициент использования парка.

В свою очередь, производительность грузового автомобиля

 

               ,

 

 

Если принять, что величина коэффициента использования парка является функцией среднесуточного пробега автомобилей, т. е.

 

                               ,

где dп – удельный простой автомобиля в ремонте, обслуживании и по организационным причинам, то провозная возможность за период времени Тн составит

                       

Формула показывает изменение провозной возможности подвижного состава от изменения продолжительности его работы при средних значениях эксплуатационных показателей, входящих в эту формулу. Учитывая цикличность транспортного процесса, пригодность средних значений для характеристики технологической совокупности целесооб­разно определять ее типичностью. Для того, чтобы средняя величина была типичной, должно быть выполнено требование, заключающееся в том, чтобы налицо была тенденция к концентрации индивидуальных данных около центра. Ограниченность средних значений проявляется в том, что в ней погашают­ся не только случайные колебания, но и всякие индивидуальные разли­чия. В настоящее время при анализе провозной возможности перевозоч­ного комплекса применяют следующие виды средних величин: средне­арифметические, среднегармонические, среднеквадратические. Например, с р е д н е е з н а ч е н и е в р е м е н и в н а р я д е определяется как среднеарифметическое значение

 

                       ,

где Т Hl, Т н2, Т нi - время в наряде отдельных автомобилей, ч;

Асэ - общее число работающих автомобилей.

Для определения среднего значения технической скорости движения автомобиля и времени простоя под погрузочно-разгрузочными опера­циями необходимо пользоваться не среднеарифметическими значениями, а среднегармоническими, т. е.

 

            

где tnp - среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку, ч;

tnpi - продолжительность простоя под по гр узкой-разгрузкой за каждую ездку, ч;

Ze - общее число ездок с грузом.

Среднее значение коэффициента статического использования грузоподъемности подвижного со­става определяется:

 

                     ,

где q1… - фактическая загрузка автомобилей за каждую ездку, т;

 

Для характеристики структуры совокупности применяются показатели вариации. Изменение вариации характеризует степень од­нородности совокупности по данному признаку, а также меру устойчиво­сти технологического процесса перевозки груза. Исследование вариации позволяет определить, какие факторы и в какой степени влияют на про­должительность элементов перевозочного процесса, позволяя сознатель­но управлять процессом перевозки. В практике используют следующие показатели вариации.

Размах вариации - разность между максимальным и мини­мальным значениями признака:

   

                           Rx = Хmax - Xmin,

где Rx - размах вариации;

Х mах - максимальное значение признака;

Х min - минимальное значение признака.

Величина размаха зависит от случайности крайних значений при­знака.

С р е д н е к в а д р а т и ч е с к о е о т к л о н е н и е.

 Оно определяется по формуле

                    ,

где Хi - значение признака;

Хср - среднеарифметическое значение признака;

ni - количество наблюдений.

Чем меньше величина среднеквадратического отклонения, тем однороднее транспортный процесс.

Коэффициент вариации

 

                         ,

где kв - коэффициент вариации;

σ - среднеквадратическое отклонение признака;

Хср - среднеарифметическое значение признака.

 

С помощью коэффициента вариации можно следить за стабильностью перевозочного nроцесса. Так, например, показатели вариации (коэффициент вариации, среднеквадратическое отклонение) продолжительности простоя подвижного состава под погрузкой будут характеризовать структурные свойства данного погрузочного пункта и косвенно структуру технологического процесса организации перевозки данного вида груза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: