В традиционной логике наиболее полно изучены так называемые алетические модальности (от греч. aletheia - истина, т.е. истинные, подлинные), в которых отмечается степень нерасторжимости, непреложности обязательности связи между субъектом и предикатом: иногда она может быть необходимой, иногда - только возможной, в иных же случаях суждение отмечает просто фактическую связь предмета и его свойства без дальнейших уточнений.
Алетическая модальность — это выраженная в суждении в терминах "необходимости-случайности" либо "возможности-невозможности" информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.
Суждения, которыми мы оперируем, принимаются как логически значимые, т.е. как истинные или ложные, не произвольно, а в силу определенных оснований. Такими основаниями, обусловливающими принятие суждений, выступают либо структурно-логические характеристики самих суждений, либо их соотношение с фактическим положением дел в реальной действительности. Два способа обусловленности, или детерминированности суждений предопределяют соответствующие типы модальностей:
|
|
1. логическую модальность и
2. фактическую модальность.
Неалетические модальности
Позднее в логике стали изучаться и неалетические модальности:
1. аксиологические (ценностные);
2. деонтические (предписывающие);
3. временные;
4. эпистемические (теоретико-познавательные).
Обычно в каждой из них выделяются, как и в атлетической, по три категории суждений - две противоположные в каком-либо отношении и одна нейтральная. Например: "раньше", "одновременно", "позже".
Эпистемическая модальность
Эпистемическая модальность — это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.
Обмен информацией между людьми в процессе общения предполагает отчетливое понимание оснований принятия или непринятия выраженных в высказываниях мнений, оценок, фактических данных и т.п. Принятие высказываний зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их принятия:
1. первый тип — это основанные на мнениях суждения, выражающие веру;
2. второй тип — логически обоснованные суждения, выражающие знание.