Вопросы к коллоквиуму по орфоэпии

Содержание разделов дисциплины «Устная речь»

 

1. Введение.

Устная речь в СМИ как объект изучения. Её особенности в зависимости от жанра и «формата» передачи. Типы устной речи в СМИ (О.А. Лаптева). Основные различия устной и письменной речи. Особенности устной публичной речи.  Соотношение разговорной речи (РР) и теле- и радиоречи. Черты разговорности в устной речи СМИ: уместное и неуместное. Основные явления РР на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. Вопрос о допустимости их в профессиональной речи журналиста (использовать собственные наблюдения, привести положительные и отрицательные примеры).

2. Фонетика.

 Предмет фонетики. Связь фонетики с другими разделами языкознания. Сегментные и суперсегментные единицы: речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока; ударение, интонация как суперсегментные единицы.

 Три аспекта изучения звука. Артикуляционное описание. Этапы артикуляции: экскурсия, выдержка, рекурсия.  Строение и работа речевого аппарата. Фонетическая транскрипция.

Понятие тона и шума., их роли в образовании гласных и согласных звуков. Основные акустические характеристики звуков речи. Высота, сила, длительность, тембр звука.   Артикуляционная классификация согласных звуков. Её принципы: участие голосовых связок, способ образования, место образования, дополнительная артикуляция. Возможные нарушения в артикуляции. Работа по исправлению недостатков в артикуляции согласных.

 Артикуляционная классификация гласных: подъем, ряд, лабиализация. Возможные нарушения в артикуляции гласных звуков и способы их устранения.  

Гласные и согласные звуки в потоке речи. Позиционные и комбинаторные чередования гласных звуков (редукция, аккомодация). Позиционные и комбинаторные чередования согласных звуков (ассимиляция, диссимиляция и др.).

 Понятие о фонеме как языковой единице, представленной рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем. Сильная и слабая позиция гласных и согласных фонем. Противопоставления фонем в системе русского языка. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

3. Орфоэпия.

 Сущность орфоэпии. Орфоэпическая норма. Орфоэпические варианты и причины их возникновения. Варианты произношения как условие развития орфоэпической нормы. Кодифицированные и узуальные нормы. «Напряженные точки» в современной орфоэпии Особенности произношения заимствованных слов. 

Историческое становление произносительных норм русского литературного языка, «старшая» и «младшая» норма. Влияние диалектного произношения. Стили литературного произношения (высокий, нейтральный, разговорный), их основные особенности. Типы произношения: полный и неполный.

Проблема уместности использования ресурсов разных произносительных стилей и типов произношения в передачах различного формата. Использование старомосковских норм в высоком стиле произношения и сценической речи.  Причины отступления от произносительной нормы в теле- и радиоречи. Территориальные произносительные варианты. Влияние на речь в СМИ профессиональных произносительных вариантов.

Современные орфоэпические словари и справочники.

4. Ударение.

Словесное ударение в русском языке (природа, место, функции) и тенденции его развития. Неподвижное и подвижное ударение. Акцентные варианты: литературный и профессиональный.

5. Единицы членения речевого потока.

 Слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза. Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов в русском языке: прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые. Слогораздел в русском языке. Особенности строения русского слога и опасность «потерять» последний согласный при произнесении слова.

6. Интонация.

  Интонация как комплексное явление. Функции интонации в языке. Смыслоразличительная роль интонации. Характеристика её компонентов. Понятие о типах интонационных конструкций. Понятие просодической нормы.  Средства выделения в речи тактов, синтагм, фраз. Понятие проклитики и энклитики. Все виды несловесного ударения: синтагматическое, фразовое, логическое, эмфатическое. Значение синтагматического членения высказывания для понимания звучащей речи. Пауза, её типы и функции. Психологические пауза. Паузы колебания, или хезитации. «Дикторская» пауза. Типичные ошибки паузирования.

 Выразительные возможности интонации. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная функция интонации. Темп речи. Ритмические характеристики текста как выражение стилистической функции ритма.

 

Вопросы к коллоквиуму по орфоэпии

1. Понятие об орфоэпии. Орфоэпия в широком и узком понимании.

2.  Понятие орфоэпической нормы. Норма и кодификация. Разновидности норм.

3. Русское литературное произношение в его историческом развитии. Старомосковский и Петербургский варианты произношения, их признаки. Синтез произносительных вариантов в современном русском произношении.

4. Разные стили произношения, их назначение и приметы. Роль исторических вариантов произношения в их системе.

5. Строгая и свободная разновидности (типы) нейтрального стиля произношения и внелитературное просторечие. Источники отступлений от литературного произношения.

6. Русское сценическое произношение.
Работа над исправлением произношения.

7. Качество гласных в безударном слоге. Двуступенчатая редукция в русском литературном произношении.

8. Качество гласных ударного слога в зависимости от соседства с твёрдыми и мягкими согласными.

9.  Смягчение согласных перед мягкими согласными.

10.  Произношение двойных согласных.

11.  Сочетания с непроизносимыми согласными.

12.   Произношение слов иноязычного происхождения.
Согласные перед гласным на месте Е в словах иноязычного происхождения. Безударные гласные на месте Е и Э в словах иноязычного происхождения.

13.  О некоторых особенностях произношения имён и отчеств.

14.  «Напряжённые точки» в современном произношении. О тенденциях в развитии русского литературного произношения.

15.  Практическое значение орфоэпии в профессиональной практике журналиста (с использованием примеров из теле- и радиоречи).



Вопросы к зачёту

1.Устная речь в СМИ как объект изучения. Её особенности в зависимости от жанра и «формата» передачи. Типы устной речи в СМИ (О.А.Лаптева).

2. Основные различия устной и письменной речи. Особенности устной публичной речи.

3. Соотношение разговорной речи и теле- и радиоречи. Черты разговорности в устной речи СМИ: уместное и неуместное.

4. Основные явления РР на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. Вопрос о допустимости их в профессиональной речи журналиста (использовать собственные наблюдения, привести положительные и отрицательные примеры).

5.Основы сегментной фонетики. Аспекты изучения звука, артикуляционное описание. Строение и работа речевого аппарата.

6. Артикуляционная классификация согласных звуков. Возможные нарушения в артикуляции. Работа по исправлению недостатков в артикуляции согласных.

7. Артикуляционная классификация гласных звуков. Возможные нарушения в артикуляции и способы их устранения.

8. Гласные и согласные звуки в потоке речи. Позиционные и комбинаторные чередования гласных звуков (редукция, аккомодация).

9. Гласные и согласные звуки в потоке речи. Позиционные и комбинаторные чередования согласных звуков.

10. Понятие о фонеме и системе фонем русского языка. Сильная и слабая позиция гласных и согласных фонем.

11.Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Орфоэпические варианты и причины их возникновения. «Напряженные точки» в современной орфоэпии.

12. Историческое становление произносительных норм русского литературного языка, «старшая» и «младшая» норма.

13. Стили литературного произношения (высокий, нейтральный, разговорный), их основные особенности.

14. Причины отступления от произносительной нормы в теле- и радиоречи. Современные орфоэпические словари и справочники.

15.Ударение в русском языке (природа, место, функции) и тенденции в развитии. Акцентные варианты: литературный и профессиональный.

16. Сущность суперсегментной фонетики и единицы членения речевого потока.

17. Слог, фонетическое слово, синтагма, фраза.

18. Интонация как комплексное явление. Понятие просодической нормы. Выразительные возможности интонации.

19. Все виды несловесного ударения: синтагматическое, фразовое, логическое, эмфатическое.

20. Пауза, её типы и функции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: