Можно выделить пять групп признаков, присущих всем социальным институтам

1. Установки и образцы поведения.

2. Символические культурные признаки.

3. Утилитарные культурные черты.

4. Устный и письменный кодекс.

5. Идеология.1

Некоторые институты могут не обладать полным набором всех признаков. Это значит, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, либо находится в упадке, либо на начальных стадиях своего развития.

Проявление основных признаков в главных институтах отражено в табл. 4.

Рассмотрим более подробно следующие признаки социальных институтов2.

Культурные символы (или символические культурные черты). Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте. Так, для государства это может быть герб или флаг, для семьи – обручальное кольцо. Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить из его названия или торговой марки (фирменного знака). Музыка также может стать символикой. Национальные мелодии, государственный гимн, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами могут быть также здания. Например, дляинститута религии - храм, для образования – школа. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный и нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устный и письменный). Люди, вовлеченные в деятельность института должны принимать соответствующие, предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких как присяга на верность государству или клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс поведения производит значительное внешнее впечатление, но не гарантирует должного исполнения ролей. При оценке степени влияния того или иного кодекса важно знать, что его принятие в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Но если кодекс правил и норм придуман искусственно, оторван от реальной жизни, то он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в том случае, если не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение. Формальный кодекс это лишь часть общего поведения, создающего роль. В отдельных ролях (солдата, родителя, профессора и т.д.) существуют также нормы поведения, сущность которых составляет тщательно разработанный комплекс традиций, отобранных в результате длительного опыта и наблюдения за использованием данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии. Во всех институтах роли будут успешно выполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно охарактеризовать как систему идей, санкционирующих совокупность норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом. Идеология включает в себя основополагающие убеждения данного института, а также выработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Идеология является одним из важных культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института.

Таблица 4. Признаки главных институтов общества1

Семья Государство Бизнес

Образование

Религия

1. Установки и образцы поведения

Привязанность Лояльность Ответствен-ность Уважение Послушание Лояльность Субордина-ция

Производи-тельность

Экономич-ность

Прибыль

Любовь к знаниям Почтитель-ность Лояльность Поклонение

2. Символические культурные признаки

Обручальное кольцо Брачный ритуал Флаг Печать Герб Националь-ный гимн Патентный знак Торговая марка

Школьная эмблема

Школьные

песни

Крест Иконы Святыни Гимн

3. Утилитарные культурные черты

Дом Квартира Мебель Здания Бланки Печати Фабрики Оборудо-вание

Классы Библиотеки Стадионы

Церковные здания Церковный реквизит Литература

4. Кодекс устный и письменный

Семейные запреты, и допущения. Конституция Законы. Контракты Лицензии

Правила учащихся

Вера Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая любовь Совместимость Демократия Национализм Монополии Свободная торговля Право на труд

Академичес-кая свобода Равенство

при обучении

Православие Протестантизм Баптизм
           

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: