При обращении к изучению творчества Л.Н. Толстого важно, в первую очередь, обратить внимание на место Толстого-художника в развитии русского реализма последней трети XIX века; на своеобразие его творческого метода. Л.Н. Толстой изображал человека ищущего, стремящегося осуществить высокие нравственные идеалы, но при этом непрестанно проверяющего самого себя и эти идеалы реальным содержанием достигнутого. Важно обратить внимание и на толстовский психологизм, который заключается в движении человека к высокой нравственной цели. Герой Толстого духовно растет, познавая, прежде всего, самого себя в отношении к жизни. Единство со всеми другими людьми, со всем человечеством – его главная задача.
Особенности толстовского романа также требуют серьезного внимания со стороны студента-филолога. Толстовский роман – явление особенное. За всю свою многолетнюю деятельность писатель создал всего три романа. В них он решал как специфически русский вопрос – преодоление противоположности интересов помещика и крестьянина, - так и вопрос общечеловеческий – нахождение общности человека со всеми людьми на почве практической деятельности. Поэтому роман создавался тогда, когда герой открывал для себя образ действий, ведущий к ответу на мучавшие его вопросы, выходил на поприще практического действия, имеющего общенациональное и общечеловеческое значение. Вследствие этого каждый из созданных Толстым романов эпохален, т.е. охватывает целую эпоху в жизни нации и даже всего человечества. Таковы «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».
При изучении темы, необходимо также иметь представление об основных этапах жизненного и творческого пути писателя. Ведь Л. Толстой объединил художественно-эстетические открытия нескольких эпох и духовные искания не одного поколения. Почти 60 лет продолжалась его творческая деятельность.
Обращаясь к изучению творчества Л. Толстого 1850-х гг., необходимо обратить внимание на новаторство Толстого-художника в автобиографической трилогии и военных рассказах. Жизнь и человек – тема повестей о Николеньке Иртеньеве. Толстовский герой каждую минуту своей жизни иной, он хочет быть лучше, и в то же время остается тем же самым, он стремится сохранить в себе и развить весь человеческий опыт, начиная со своего собственного, он желает освободиться от античеловеческого, эгоистического груза. Он живет в полную меру каждую минуту и не хочет ни одной минуты терять. Здесь происходит зарождение художественного метода Толстого. В связи с этим, очень важной оказывается статья Н.Г. Чернышевского (“Детство и отрочество». Сочинения графа Л.Н. Толстого. «Военные рассказы» графа Л.Н. Толстого»), с которой необходимо обязательно познакомиться и законспектировать. Н.Г. Чернышевский как проницательный критик определил творческий метод Толстого – “диалектику души” - и своеобразие творческой позиции – “ чистоту нравственного чувства ”.
Во время пребывания на Кавказе, а затем в Севастополе Л.Н. Толстой оказывался в самой гуще событий, итогом стали его военные рассказы («Набег», «Рубка леса», «Севастопольские рассказы»). Они явились этапом духовной эволюции Толстого-художника. Именно военный опыт позволил писателю стать творцом великой книги, романа «Война и мир». На военной службе начали активно формироваться его представления о роли личности в истории, о ходе исторического прогресса, о роли масс в истории. Толстой-художник убедился в том, что истинный патриотизм и глубокую любовь к Родине следует искать, прежде всего, в среде простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны.
Роман «Война и мир» (1863-1869) – это крупнейшее произведение Л.Н. Толстого, по его словам, результат «безумного авторского усилия». В нем, с одной стороны, подведен некий итог исканиям писателя, с другой, - этот роман открывает новую перспективу для его идейных и художественных исканий. Это этап великого пути Толстого-художника и Толстого-мыслителя. В обращении к изучению романа чрезвычайно важными оказываются следующие аспекты: рассмотрение его как романа-эпопеи, вбирающего в себя особенности и романа, и эпопеи (важно помнить основные признаки романа-эпопеи); обращение к особенностям композиции произведения (здесь следует обратить внимание на то, что связывает роман в единое художественное полотно – это «мысль народная», заключающая в себе вечные христианские ценности, «простоту, добро и правду», подлинным хранителем которых оказывается народ); рассмотрение жизненных исканий главных героев романа (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Николая Ростова), женских образов (Наташи Ростовой, Марьи Болконской); обращение к образам, несущим важнейшую идейную нагрузку (Кутузов, Платон Каратаев, капитан Тушин); необходимо обратить внимание и на эпилог романа (уточняющий нравственно-философскую концепцию романа), и на смысл заглавия (определяющийся, прежде всего, грандиозностью замысла, а также глубиной и многозначностью исходных понятий).
Роман «Анна Каренина» (1875). При изучении важно соотнести роман, эволюцию его замысла с духовными исканиями Л. Толстого 1870-х гг. Появление «Анны Карениной» свидетельствовало о вторжении в русский роман 1870-х гг. драматического, трагедийного начала. Толстой будет говорить об исчезновении родственных связей, о распадении первоначала человеческого общежития - семьи. Он скажет о крушении некогда устойчивых духовных связей, и это станет ведущей темой в «Анне Карениной». Об этом же, вторя Толстому, и в этом смысле возвеличивая его как «настоящего русского автора», будет писать в своем «Дневнике писателя» в 1877 г. Ф.М. Достоевский (очерк «Анна Каренина» как факт особого значения»). В образной системе романа важнейшую роль играют образы Анны и Константина Левина. Гибель героини – это следствие глубоко распада духовных связей, следствие тупика, в который заходит современная цивилизация. Поиском высоких, спасительных ценностей жизни занят Левин. Его взгляд остро схватывает все погрешности современной цивилизации. Спасение же от её лжи Левин видит не в реформах и революциях, а в нравственном перерождении человечества, отсюда его интерес к загадочной крестьянской душе.
Роман «Воскресение» (1899) – это итог и своеобразный синтез позднего творчества Л. Толстого. В этом романе он слил воедино лирическую страстность исповеди, пророческий пафос религиозно-философского трактата, простоту народного рассказа, социально-психологическую проблематику повести. От «воскресения» Нехлюдова и Катюши Толстой переключается к более широкой социальной проблематике. В романе развертывается критика всех социальных институтов. Так противоречия личного плана находят себе объяснение в противоречиях социальной жизни, которые нельзя решить личным воскресением двух главных героев романа. Толстой подводит читателя к выводу о неизбежности преобразования всей русской жизни.
Опорные слова: трилогия, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, роман-завещание, «диалектика души», «диалектика характера», «текучесть» человеческой личности, «чистота нравственного чувства», «нравственная личность», нравственное совершенствование, автобиографический герой, «мысль народная», философские истоки, историософия, образ автора, художественный образ, образная система.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем проявился новаторский характер трилогии Л.Н. Толстого?
2. Каковы особенности творчества Л. Толстого 1850-х гг.? Охарактеризуйте нравственно-философские и эстетические искания Л. Толстого в этот период.
3. Искусство раскрытия «диалектики души» в военных рассказах Л. Толстого.
4. Каково жанровое своеобразие и смысл заглавия «Войны и мира»?
5. Расскажите об истории создания романа «Война и мир». Чем объясняются неоднократные изменения замысла толстовской эпопеи?
6. Каковы философские истоки «мысли народной» в романе?
7. В чем заключается смысл противопоставления образа Кутузова образу Наполеона?
8. Проследите идейное и духовное развитие главных героев романа (Андрея Болконского, Марьи Болконской, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Николая Ростова).
9. В чем своеобразие композиции романа-эпопеи «Война и мир»?
10. Каковы идейные и творческие искания Л. Толстого в 1870-1880-е гг.? Проанализируйте одно из произведений по выбору («Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Крейцерова соната», «Дьявол»).
11. Как эпоха семидесятых годов отразилась в “Анне Карениной»? Какие проблемы времени получили свое разрешение в толстовском романе?
12. Почему Каренина оказалась трагической героиней романа? Каково отношение автора к своей героине?
13. Охарактеризуйте образ Константина Левина. Какие толстовские идеи и взгляды отражает этот герой? Можно ли назвать Левина героем автобиографическим? Почему?
14. Как роман «Воскресение» отражает взгляды Л. Толстого рубежа веков? Почему роман называют «романом-завещанием»?
15. Какова религиозно-философская проблематика романа?
16. Каковы особенности композиции последнего романа Л. Толстого?
Основная рекомендуемая литература:
1. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч.3. 1870- 1890-е годы. – М., 2008. (раздел о Л.Н. Толстом)
2. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы: Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. – 2-е изд., испр. – М. 2006.(раздел о Л.Н. Толстом)
3. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы. М., 2000.
4. Л.Н. Толстой: Pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – Спб., 2000.
5. Гулин А.В. Лев Толстой и пути русской истории. – М., 2004.
6. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. М., 1997.
7. Жданов В.А. Последние книги Л.Н. Толстого. Замыслы и свершения. М., 1971.
8. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.
9. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.
10. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.
11. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.
12. Л.Н. Толстой: Личность и творчество Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб. 2000.
13. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М. Л., 1963.
14. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.