Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции

При изучении этой весьма важной темы следует обратить внимание, прежде всего, на актуальность творчества писателя, на подключение творческого наследия писателя к духовному опыту каждого человека.

Ф.М. Достоевский уникален в мировой культуре. Это писатель-философ  (В. Зеньковский, Б. Тарасов). В его творчестве раскрываются важнейшие фундаментальные противоречия человеческого бытия. Он глубже, чем кто-либо из русских писателей сумел проникнуть в глубины человеческого сознания. Писатель утверждает свободу как глубочайший метафизический корень, как основную ценность и в то же время крупный камень преткновения в жизни людей.

Достоевский оказал значительное влияние на становление и проблематику русского религиозно-философского ренессанса, который во многом способствовал проникновению читательского сознания в труднейшие и противоречивые вопросы, поднимаемые писателем в своем творчестве. Поэтому важным для студента-филолога является обращение к основополагающим работам В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского и др.

Необходимо уяснить своеобразие художественного мира и метода писателя, «реалиста в высшем смысле», изображающего «все глубины души человеческой» (Ф. Достоевский).

Важно иметь четкое представление об этапах творчества Достоевского, о месте и роли в его творчестве темы «бедных людей», «униженных и оскорбленных»; темы «двойничества», в которой продолжается исследование внутреннего мира «маленького человека» и из которой вызревает тема душевного подполья.

Важнейшее место в творчестве Достоевского занимает его Пятикнижие («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»), в котором с наибольшей полнотой выразились основные проблемы творчества.

Студент должен выделять и формулировать сложную проблематику каждого из романов, улавливая, при этом, их внутреннюю связь.

Для постижения творчества Достоевского не менее важную роль играет «Дневник писателя», в котором органично сплавились вечные темы и злободневные проблемы, мировые вопросы и узнаваемые детали быта, высокая художественность и острая публицистичность. «Дневник писателя» стал для Достоевского возможностью тесного общения с читателем, возможностью проникновения в сердцевину рассматриваемых проблем.

Сложность для студентов представляет изучение особенностей полифонической структуры романов писателя, что связано с обращением к работе М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». Здесь важно обратить внимание на полноценное звучание голосов всех героев, автор не сковывает их свободу. Художественное целое романа формируется как напряженный диалог между ними. Между тем, авторская позиция, несмотря на свою приглушенность, остается активной и проявляется через композицию и сюжет. Автор ставит своих героев в экстремальные ситуации, в которых обнаруживаются такие их свойства и качества, которые незаметны в повседневной жизни. Достоевский добивается того, что его герои сами себя оценивают и сами себя разоблачают.

Важно также иметь представление и о других принятых определениях жанровой специфики романов Достоевского: идеологические романы (впервые Б. Энгельгардт), романы – трагедии (впервые Вяч. Иванов). Каждое из этих определений используется историками литературы, они не только не противоречат друг другу, но и выявляют разные грани сложного художественного мира писателя.

 

Опорные слова: «фантастический реализм», «реализм в высшем смысле», историософия, двойник, двойничество, подполье, «подпольный человек», Пятикнижие, интеллектуальный роман, идеологический роман, роман-трагедия, полифонизм, полифонический роман, диалогизм, идея героя, автор-творец, «положительно прекрасный» человек, сюжетно-композиционная структура, образ автора, художественный образ, образная система, образ рассказчика, образ повествователя.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как определяет писатель свой художественный метод? Поясните.

2. Каковы особенности творчества писателя в докаторжный период?

3. Определите место и роль «Записок из Мертвого дома» и «Записок из подполья» в творчестве Ф.М. Достоевского.

4. Роман «Преступление и наказание» - это идеологический роман. Герой романа – убийца-философ. Поясните.

5. В чем преступление и в чем наказание Родиона Раскольникова?

6. В чем сущность теории Раскольникова? Проследите её след в других произведениях Ф.М. Достоевского («Бесы», «Сон смешного человека»…).

7. Как трактует писатель в романе «Идиот» темы красоты и безумия?

8. Как связан «положительно прекрасный» человек Достоевского с традициями мировой литературы?

9. Каков идейно-художественный замысел романа «Бесы»? Поясните смысл эпиграфов к роману.

10. Дайте характеристику следующим образам в романе «Бесы»: Степан Трофимович Верховенский, Кармазинов, Петр Верховенский, Николай Ставрогин, Шигалев, Шатов, Кириллов.

11. Охарактеризуйте проблемы «случайного семейства» и подрастающего поколения в романе «Подросток».

12. Что такое «карамазовщина»?

13. В чем философский смысл легенды о Великом инквизиторе?

14. Религиозный подвижник старец Зосима. Его место и роль в романе «Братья Карамазовы».

15. Каков социально-психологический и философский смысл романа «Братья Карамазовы»?

16. Речь Ф.М. Достоевского о Пушкине – это итог многолетних раздумий писателя о России, о русском народе и «провидческом» характере творчества А.С. Пушкина. Поясните.

Основная рекомендуемая литература:

1. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч.3. 1870- 1890-е годы. – М., 2008. (раздел о Ф.М. Достоевском)

2. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы: Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. – 2-е изд., испр. – М. 2006.(раздел о Ф.М. Достоевском)

3. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников; ЧелГУ. – Челябинск: Металл, 1997. – (Достоевский и русская культура).

4. Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / Сост. и науч. ред. Г.К. Щенников, Б.Г. Тихомиров. – СПб.: Издательство «Пушкинский Дом». – 2008. (Достоевский и русская культура).

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е М., 1972; Изд-е 4-е. М., 1979.

6. Селезнев Ю.И. Достоевский. М., 2007.

7. Сараскина Л.И. Достоевский / Людмила Сараскина. – М.: Молодая гвардия, 2011. (Жизнь замечательных людей).

8. Сараскина Л.И. Достоевский в созвучиях и притяжениях: (от Пушкина до Солженицына) / Л.И. Сараскина, М., 2006.

9. Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. – В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971.

10. Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский / Б.Н. Тарасов. М., 1999.

11. Лебедев Ю.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». \\ Лит-ра в школе, 1990, №6.

12. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: