Пример организации летней лагерной смены туристско-краеведческой направленности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Туристско-краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления подростков. Реализация данной программы вызвана необходимостью организации активного отдыха и обучения подростков с использованием дистанционных технологий.
В период онлайн-сессий подростки смогут приобрести первоначальные знания и умения на теоретических и практических занятиях.
Вариативность программы позволяет принимать участие в данной лагерной смене не только детям и подросткам, получившим объем знаний в учебных объединениях и клубах, но и неподготовленным группам детей.
Основу программы составляет туристский компонент, который традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим образовательным потенциалом и создает условия для духовного, интеллектуального, физического развития личности.
|
|
Туристско-краеведческая составляющая программы обладает рядом преимуществ:
- разнообразием активных форм организации деятельности,
- сочетанием спорта и активного досуга,
- совпадением интересов детей и взрослых,
- доступностью.
Направленность и уровень программы
Программа базового уровня туристско-краеведческой направленности.
Цель программы: создание условий для улучшения показателей здоровья, физической подготовленности, формирования устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни и обучение основам туризма с использованием дистанционных технологий.
Задачи программы:
образовательные:
закрепить знания и навыки безопасного и здорового образа жизни;
развивающие:
развить познавательный интерес, способности у детей и подростков через включение их в исследовательскую деятельность;
создать условия для практического освоения и закрепления знаний, умений и навыков по туристской подготовке, действий в экстремальных ситуациях;
развить у детей творческие способности и умения самостоятельно заниматься поисково-исследовательской деятельностью
воспитывающие:
сформировать у детей и подростков социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в коллективе.
Реализация данной программы рассчитана на срок - 5 дней, возраст участников 15-18 лет.
Предполагаемая база реализации программы – официальная страница образовательной организации в социальной сети «Вконтакте».
Ресурсное обеспечение:
- электронные образовательные ресурсы.
Механизм реализации программы
|
|
Программа реализуется в общем чате лагеря на официальной странице образовательной организации в социальной сети «Вконтакте».
Формы подведения итогов: самопрезентация участников лагеря в удаленной конференцсвязи Zoom.
Этапы реализации программы
I. Организационный этап:
- формирование групп;
- работа по организации распорядка лагеря;
- организация самоуправления в группах, в лагере.
II. Основной этап:
- мастер - классы по программе летней профильной смены;
- практические занятия по туризму;
- конкурсные мероприятия;
- культурные мероприятия.
Учебный план
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Самоподготовка | Теория (дистанционно) | ||
1. | Путешествие и туризм | - | ||
1.1. | Что такое туризм. Введение в программу. Чем полезны и интересны походы и экскурсии. | 2 | 2 | |
2. | Организация бивака. Питание. Обеспечение безопасности | |||
2.1. | Типы костров. Противопожарные меры безопасности при разведении костра. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2. | Виды палаток. Продукты питания. Режим и рацион питания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Элементы топографии и ориентирования | |||
3.1 | История топографии. Карта. Масштаб. Компас | 2 | 1 | 1 |
4. | Туристская техника | |||
4.1. | Порядок движения. Естественные препятствия и техника прохождения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.2. | Узлы, их применение | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Первая доврачебная помощь | |||
5.1. | Общие гигиенические требования в походе. Одежда и обувь. Состав медаптечки.Травмы в турпутешествиях, помощь при ушибах и ссадинах, порезах, потёртостях, мозолях.Повязки. Наложение повязок. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 10 | 6 | 4 |
Расписание смены
День
9:00 — перекличка в общем чате.
9:30 — зарядка.
11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Путешествие и туризм. Что такое туризм.
15:00 — 16:00 — онлайн лекция «Введение в программу. Чем полезны и интересны походы и экскурсии» (zoom конференция).
16:00 — 18:00 — самоподготовка.
19:00 — 20:45 — просмотр мотивирующего документального фильма «Дом. История путешествия».
21:00 — обсуждение в чате, отбой.
День
9:00 — перекличка в общем чате.
9:30 — зарядка.
11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Организация бивака. Питание. Обеспечение безопасности. Типы костров. Противопожарные меры безопасности при разведении костра. Виды палаток. Продукты питания. Режим и рацион питания.
15:00 — 16:00 — практическая отработка пройденного материала (zoom конференция).
16:00 — 18:00 — конкурс туристских блюд «Дежурный по кухне».
19:00 — 20:45 — просмотр фильма «Эверест».
21:00 — обсуждение в чате, отбой.
День
9:00 — перекличка в общем чате.
9:30 — зарядка.
11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Элементы топографии и ориентирования. История топографии. Карта. Масштаб. Компас.
15:00 — 16:00 — практическая отработка пройденного материала (zoom конференция).
16:00 — 18:00 — конкурс презентаций маршрутов «Мой любимый поход».
19:00 — 20:45 — просмотр документального фильма «Вся правда о восхождении на Эльбрус».
21:00 — обсуждение в чате, отбой.
День
9:00 — перекличка в общем чате.
9:30 — зарядка.
11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Туристская техника. Порядок движения. Естественные препятствия и техника прохождения. Узлы, их применение.
15:00 — 16:00 — практическая отработка пройденного материала (zoom конференция).
16:00 — 18:00 — турнир по вязке узлов «Завязывайте!».
19:00 — 20:45 — просмотр фильма «Вертикаль».
21:00 — обсуждение в чате, отбой.
День
9:00 — перекличка в общем чате.
9:30 — зарядка.
11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Первая доврачебная помощь. Общие гигиенические требования в походе. Одежда и обувь. Состав медицинской аптечки. Травмы в туристских путешествиях, помощь при ушибах и ссадинах, порезах, потёртостях, мозолях. Повязки. Наложение повязок.
|
|
15:00 — 16:00 — практическая отработка пройденного материала (zoom конференция).
17:00 — 20:45 — самопрезентация участников смены «Следопыты».
21:00 — прощание со сменой.
Форма аттестации
Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии при выполнении практической работы с целью проверки качества усвоения теоретического и практического материала.
Результат освоения программы: учащиеся должны принять участие в онлайн-самопрезентации, как отряда, так и индивидуальной.
Методическое обеспечение программы
При подготовке и проведении дистанционных занятий туристско-краеведческой направленности будут использоваться следующие виды дистанционных технологий:
1. Кейс-технологии, которые основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучающимся при организации регулярных консультаций у педагогов.
2. Сетевые технологии, в которых используются телекоммуникационные сети для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между педагогом и обучающимся.
Дистанционные учебные занятия многообразны:
1. Анонсирующие занятие. Цель – привлечение внимание обучающихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
2. Вводное занятие. Цель – введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт обучающихся, записано как видео лекция, например, в формате AVI.
3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ.
|
|
4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
5. Выполнение научно-исследовательских работ, рефератов на заданную педагогом или выбранную обучающимся тему.
6. Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается обучающимся с комментариями педагога.
7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, педагог делает заготовки и продумывает возможные реакции на них обучающихся.
8. Занятие с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается от традиционного, оно проходит в реальном режиме времени.