Методическое обеспечение программы

Пример организации летней лагерной смены туристско-краеведческой направленности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Туристско-краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления подростков. Реализация данной программы вызвана необходимостью организации активного отдыха и обучения подростков с использованием дистанционных технологий.

В период онлайн-сессий подростки смогут приобрести первоначальные знания и умения на теоретических и практических занятиях.

Вариативность программы позволяет принимать участие в данной лагерной смене не только детям и подросткам, получившим объем знаний в учебных объединениях и клубах, но и неподготовленным группам детей.

Основу программы составляет туристский компонент, который традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим образовательным потенциалом и создает условия для духовного, интеллектуального, физического развития личности.

Туристско-краеведческая составляющая программы обладает рядом преимуществ:

- разнообразием активных форм организации деятельности,

- сочетанием спорта и активного досуга,

- совпадением интересов детей и взрослых,

- доступностью.

Направленность и уровень программы

Программа базового уровня туристско-краеведческой направленности.

Цель программы: создание условий для улучшения показателей здоровья, физической подготовленности, формирования устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни и обучение основам туризма с использованием дистанционных технологий.

Задачи программы:

образовательные:

закрепить знания и навыки безопасного и здорового образа жизни;

развивающие:

развить познавательный интерес, способности у детей и подростков через включение их в исследовательскую деятельность;

создать условия для практического освоения и закрепления знаний, умений и навыков по туристской подготовке, действий в экстремальных ситуациях;

развить у детей творческие способности и умения самостоятельно заниматься поисково-исследовательской деятельностью

воспитывающие:

сформировать у детей и подростков социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в коллективе.

Реализация данной программы рассчитана на срок - 5 дней, возраст участников 15-18 лет.

Предполагаемая база реализации программы – официальная страница образовательной организации в социальной сети «Вконтакте».

Ресурсное обеспечение:

- электронные образовательные ресурсы.

Механизм реализации программы

Программа реализуется в общем чате лагеря на официальной странице образовательной организации в социальной сети «Вконтакте».

Формы подведения итогов: самопрезентация участников лагеря в удаленной конференцсвязи Zoom.

Этапы реализации программы

I. Организационный этап:

- формирование групп;

- работа по организации распорядка лагеря;

- организация самоуправления в группах, в лагере.

II. Основной этап:

- мастер - классы по программе летней профильной смены;

- практические занятия по туризму;

- конкурсные мероприятия;

- культурные мероприятия.

Учебный план

Наименование темы

Количество часов

Всего Самоподготовка Теория (дистанционно)
1. Путешествие и туризм     -
1.1. Что такое туризм. Введение в программу. Чем полезны и интересны походы и экскурсии. 2 2  
2. Организация бивака. Питание. Обеспечение безопасности      
2.1. Типы костров. Противопожарные меры безопасности при разведении костра. 1 0,5 0,5
2.2. Виды палаток. Продукты питания. Режим и рацион питания. 1 0,5 0,5
3. Элементы топографии и ориентирования      
3.1 История топографии. Карта. Масштаб. Компас 2 1 1
4. Туристская техника      
4.1. Порядок движения. Естественные препятствия и техника прохождения. 1 0,5 0,5
4.2. Узлы, их применение 1 0,5 0,5
5. Первая доврачебная помощь      
5.1. Общие гигиенические требования в походе. Одежда и обувь. Состав медаптечки.Травмы в турпутешествиях, помощь при ушибах и ссадинах, порезах, потёртостях, мозолях.Повязки. Наложение повязок. 2 1 1
  ИТОГО: 10 6 4

Расписание смены

День

9:00 — перекличка в общем чате.

9:30 — зарядка.

11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Путешествие и туризм. Что такое туризм.

15:00 — 16:00 — онлайн лекция «Введение в программу. Чем полезны и интересны походы и экскурсии» (zoom конференция).

16:00 — 18:00 — самоподготовка.

19:00 — 20:45 — просмотр мотивирующего документального фильма «Дом. История путешествия».

21:00 — обсуждение в чате, отбой.

День

9:00 — перекличка в общем чате.

9:30 — зарядка.

11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Организация бивака. Питание. Обеспечение безопасности. Типы костров. Противопожарные меры безопасности при разведении костра. Виды палаток. Продукты питания. Режим и рацион питания.

15:00 — 16:00 — практическая отработка пройденного материала (zoom конференция).

16:00 — 18:00 — конкурс туристских блюд «Дежурный по кухне».

19:00 — 20:45 — просмотр фильма «Эверест».

21:00 — обсуждение в чате, отбой.

 

День

9:00 — перекличка в общем чате.

9:30 — зарядка.

11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Элементы топографии и ориентирования. История топографии. Карта. Масштаб. Компас.

15:00 — 16:00 — практическая отработка пройденного материала (zoom конференция).

16:00 — 18:00 — конкурс презентаций маршрутов «Мой любимый поход».

19:00 — 20:45 — просмотр документального фильма «Вся правда о восхождении на Эльбрус».

21:00 — обсуждение в чате, отбой.

День

9:00 — перекличка в общем чате.

9:30 — зарядка.

11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Туристская техника. Порядок движения. Естественные препятствия и техника прохождения. Узлы, их применение. 

15:00 — 16:00 — практическая отработка пройденного материала (zoom конференция).

16:00 — 18:00 — турнир по вязке узлов «Завязывайте!».

19:00 — 20:45 — просмотр фильма «Вертикаль».

21:00 — обсуждение в чате, отбой.

День

9:00 — перекличка в общем чате.

9:30 — зарядка.

11:00 — 12:00 — учебный блок (дистанционные мастер-классы) Тема: Первая доврачебная помощь. Общие гигиенические требования в походе. Одежда и обувь. Состав медицинской аптечки. Травмы в туристских путешествиях, помощь при ушибах и ссадинах, порезах, потёртостях, мозолях. Повязки. Наложение повязок.  

15:00 — 16:00 — практическая отработка пройденного материала (zoom конференция).

17:00 — 20:45 — самопрезентация участников смены «Следопыты».

21:00 — прощание со сменой.

Форма аттестации

Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии при выполнении практической работы с целью проверки качества усвоения теоретического и практического материала.

Результат освоения программы: учащиеся должны принять участие в онлайн-самопрезентации, как отряда, так и индивидуальной.

Методическое обеспечение программы

При подготовке и проведении дистанционных занятий туристско-краеведческой направленности будут использоваться следующие виды дистанционных технологий:

1. Кейс-технологии, которые основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучающимся при организации регулярных консультаций у педагогов.

2. Сетевые технологии, в которых используются телекоммуникационные сети для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между педагогом и обучающимся.

Дистанционные учебные занятия многообразны:

1. Анонсирующие занятие. Цель – привлечение внимание обучающихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.

2. Вводное занятие. Цель – введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт обучающихся, записано как видео лекция, например, в формате AVI.

3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ.

4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

5. Выполнение научно-исследовательских работ, рефератов на заданную педагогом или выбранную обучающимся тему.

6. Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается обучающимся с комментариями педагога.

7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, педагог делает заготовки и продумывает возможные реакции на них обучающихся.

8. Занятие с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается от традиционного, оно проходит в реальном режиме времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: