Основные теоретические модели развития исторического процесса

  Наименование модели Основная идея модели Сторонники
1 Циклическая модель. Цивилизационный подход Мировая история - вечный круговорот определенных циклов, которые сменяют друг друга и отражают этапы культурного подъема, застоя и упадка в обществе. Гераклит, Платон, Аристотель, Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Гумилев и др.
2 Линейная модель. Социальный эволюционизм. Общество и история развиваются прямолинейно.Геометрическая схема- линия или вектор. Возможен прогресс или регресс. Августин, Конт, Спенсер и др.
3. Спиральная модель. Социальный эволюционизм. В истории существуют определенные циклы развития, но нет полного возвращения к прошлому. Каждый новый виток спирали не повторяет предыдущий. Возможен прогресс или регресс. Гегель, Маркс, Рерих и др.

 

Обучаемые должны знать основные положения этих направлений и относящиеся к ним конкретные теории.

Студентам следует обратить внимание на наличие множества определений культуры. Необходимо выявить основные подходы к объяснению культуры. Для этого нужно рассмотреть главные идеи о культуре. Идею отличия «натуры» (природы) от культуры, идею о культуре как совокупности порожденных обществом ценностей и идею культуры как синтеза всех лучших творческих достижений человека.

Рассматривая теории происхождения культуры, студентам следует остановиться на теории географического детерминизма, материалистической теории, теории взаимодействия биосферы и искусственной среды, социобиологической теории.

Необходимо выяснить особенность философского подхода к анализу культуры, его отличие от подхода частных наук. Остановиться на основных функциях культуры: познавательной, информативной, регулятивной, социализирующей. В литературе выделяют разные формы и виды культуры. Основные формы культуры - духовная и материальная. Студентам следует знать их содержание, помнить, что деление культуры на формы достаточно условно.

Студентам необходимо обратить внимание на отношение понятий культуры и цивилизации. Ряд авторов отождествляют эти понятия (Ф. Шеллинг), некоторые считают их противоположными (Н. Бердяев, Н. Рерих).

В ХХ веке возникло понятие «массовая культура». Студентам нужно знать содержание этого понятия, отвечать на вопрос, почему возникла «массовая культура». Видеть позитивные и негативные стороны этого явления.

 

Задания для самоконтроля

1. Философия, структура философского знания, место и роль философии в культуре.

2. Основные функции философии.

3. Миф как первая форма осознания человеком себя и мира.

4. Натурфилософский (досократический) период античной философии, основные проблемы этого периода.

5. Материализм и идеализм – основные направления философии.

6.Сократ и его взгляды.

7. Платон. Концепция идеального государства.

8. Аристотель как учитель человечества.

9. Философия поздней античности: эпикуреизм, киники, стоики.

10. Конфуции о проблеме совершенствования человека.

11. Характерные черты древнеиндийской философии. Упанишады.

12. Будда о путях познания последних истин.

13. Аврелий Августин. Христианская философия.

14. Фома Аквинский. Схоластическая философия средневековья.

15. Ф. Бекон Критика традиционной философии.

16. Философия нового времени. Р. Декарт.

17. Немецкая классическая философия. И. Кант.

18. Гегель и его философская система.

19. Философский иррационализм. А. Шопенгауэр.

20. Ф. Ницше Философия жизни.

21. Русская философия 19 в. Спор об историческом пути России. Западники и славянофилы.

22. Русская идея в творчестве Н. А. Бердяева.

23. Идеи космизма в отечественной философской мысли.

24. Философия экзистенциализма. М. Хайдеггер.

25. Категория «Бытия» в философии.

26. Сознание и познание.

27. Природные предпосылки сознания.

28. Сознание и личность.

29. Сознание и бессознательное (З. Фрейд, К. Юнг).

30. Человек как главная философская проблема.

31. Сознание и язык.

32. Проблема жизни в философии.

33. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

34. Проблема смысла человеческого бытия.

35. Общество: социальная структура, типология, формы развития общества.

36. Гражданское общество и государство.

37. Понятие свободы в истории философии.

38. Свобода и ответственность.

39. Глобальные проблемы современности.

40. Глобализация как тенденция развития современного мира.

41. Научная картина мира и ее основные категории: материя, пространство, время, движение.

42. Счастье как состояние внутренней удовлетворенности условиям своего бытия.

43. Культура как социальный феномен.

44. Цивилизационный подход к истории человечества (А. Тойнби).

45. Эволюционный подход к истории общества (К. Маркс, У. Ростоу).

46. Функции культуры в обществе.

47. Мораль, нравственные ценности, право - как способ регуляции поведения людей.

48. Религия как феномен человеческой культуры.

49. Роль религии и церкви в истории.

50. Эволюция и революция в истории.

51. Что делает человека личностью.

52. К. Маркс Концепция исторического материализма.

53. Концепции жизни в религии и философии Теории происхождения жизни.

54. Массовая и элитарная культура.

55. Наука как специфическая сфера человеческой деятельности.

56. Научные революции и смена типов миропонимания.

57. Общество «восточного» и «западного» типов.

58. Проблема смысла жизни человека.

59. Проблемы развития государственности и демократии в российском обществе.

60. Футурология, ее возможности и пределы. Сценарии будущего.

 

3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы Объем часов
1 2 3
Раздел 1. Предмет философии и ее история   22

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала: Предмет философии. Философия как мировоззрение. Становление философии из мифологии. Миф как питательная почва искусства и философии. Первые попытки рационального переосмысления мифов. Рациональное объяснение картины мира. Специфика философского отношения к миру. Теоретическая, профессиональная и практическая жизненная философия. Предмет теоретической философии. Философия как мышление о предметах, идеях, проблемах, рассматриваемых с точки зрения предназначения человека. 3
Практическое занятие: Работа с философскими текстами, заполнение таблицы «Типы мировоззрений» 1

Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала: Философия Древней Индии и Китая. Характерные черты древнеиндийской философии. Упанишады. Учение Буддизма о благородных истинах. Конфуцианство. Концепция идеального человека. Основные идеи философии Дао. Концепция недеяния Лаоцзы. Становление философии в Древней Греции. От мифа к логосу. Философские школы. Сократ. Платон - учение об идеях, проект утопического государства. Философская система Аристотеля. Философия древнего Рима (Цицерон, Марк Аврелий, Сенека). Средневековая философия. Христианство и философия. Теоцентризм. Патристика и схоластика. Аврелий Августин. Синтез средневековой философии в системе Фомы Аквинского. 6
Практическое занятие: Семинар-дискуссия «Основные отличия античной философии от философии Средневековья» 2
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового и Новейшего времени Содержание учебного материала: Философское мировоззрение эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Э. Роттердамский, Д. Бруно, Н. Кузанский. Философия нового времени. Научная революция 17 века и ее влияние на философию. Ф. Бэкон - критика традиционной философии. Новые течения в философии. Р. Декарт. Основы рационализма. Д. Локк - основоположник сенсуализма. Монадология Г. Лейбница. Человек и общество в учениях философов Просвещения. Немецкая классическая философия. Нравственная философия И. Канта. Гегель и его философская система. Постклассическая философия второй половины 19 - начала 20 века. Философский иррационализм. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше 6
Тема 1.4. Современная философия Содержание учебного материала: Влияние традиций на становление русской культуры. Специфика и основные периоды развития русской философии. Нравственно-практическая направленность русской философии. Попытки философского осознания исторического пути России. Славянофилы и Западники. Развитие социальной мысли во второй половине 19 века. Народничество. Русская религиозная философия и ее основные направления. Л. Фейербах, К. Маркс. Марксистская и гегелевская диалектика. Современная философия. Экзистенциализм, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм. 4
Раздел 2. Структура и основные направления философии   26

Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала: Основные картины мира – философская, религиозная, научная. Соотношение философии, религии и науки. Философия как научно- теоретический и духовно-практический способ освоения мира. Альтернативность философских идей: материализм и идеализм. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Методы философии. 3
Практическое занятие: составление схемы «Основные направления философии» 1

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала: Понятие научной картины мира. Естественнонаучная и философская картина мира. Основные категории научной картины мира: материя, пространство, время, движение. Формы бытия материи. Движение и его основные формы. Развитие и саморазвитие. Диалектика - наука о развитии. Основные законы диалектики. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции. Всеобщие свойства пространства и времени. Единство материи, движения, пространства и времени. Концепции жизни в религии и философии. Материалисты и идеалисты о вопросах: что есть жизнь, когда и как она появилась, в каких формах существует. Естественнонаучное определение жизни. Формы существования жизни. Теории происхождения жизни. Основные проблемы теории познания. Рационалисты и эмпирики. Скептики и агностики. Познавательные способности и уровни познания. Чувственное и рациональное познание. Проблема истины в познании. Характеристики истины. Относительная и абсолютная истина. Научное познание. Критерии научности. Методы и формы научного познания Научные революции, смена типов научной рациональности. 4
Практическое занятие: Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин – работа с учебной литературой, источниками 2

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала: Проблема человека в философии. Концепции происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке. Внешний мир и социальная среда - основные факторы формирования человека. Аксиология – учение о ценностях. Ценность как способ освоения мира человеком. Связь ценностей с культурным различием общества. Мораль как совокупность норм и правил, регулирующих поведение людей. Мораль в истории человечества. Основные категории морали. Мораль и нравственность. Золотое правило нравственности. Моральные ценности традиционного и современного общества. Различные системы ценностей в истории. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Сущность глобальных проблем. Общие черты и классификация глобальных проблем. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, нищета развивающихся стран, терроризм. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. 6
Практическое занятие: Семинар «Глобальные проблемы современности и пути их разрешения» 2
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение Содержание учебного материала: Религия как феномен человеческой культуры. Материалистическое объяснение религии. Эволюция религии: фетишизм, тотемизм, анимизм, магия. Политеистические верования. Возникновение монотеизма. Региональные и мировые религии. Религиозные конфессии в России, их влияние на развитие культуры, философской мысли. Философия истории: содержание, задачи, основные направления. Различия исторического и философского подходов к реальной истории. Эволюция и революция в истории. Основные направления философии истории: социальный эволюционизм и цивилизационный подход. Формационная концепция общественного развития. Цивилизационный подход к истории человечества. Понятие цивилиза­ции. Отличия цивилизационного подхода от социального эволюционизма. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Проблема конца человеческой истории. Понятие культуры. Теория происхождения культур. Представление о роли культуры в истории философии. Типы культур. Культура материальная и духовная. Массовая культура как специфический феномен ХХ века. 8

Итого: 48 часов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: