Методические указания по изучению дисциплины «Основы философии»

Методические указания по дисциплине

Основы философии

Для студентов заочной формы обучения

специального среднего

профессионального образования

Право и организация социального обеспечения

Базовой подготовки

 

2018 год

 

Одобрено на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин     Протокол № _____ от «____» ______ 20___ г. Председатель цикловой комиссии                     Ю.П. Белая     Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы философии» и государственными требованиями ФГОС по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовой подготовки     Зам. директора по учебно-воспитательной работе ______________Г.С. Глушнева «______» _______ 20___ г.
     
     
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по научно – методической работе _____________Л.В.Кудашкина  «______» _______ 20___ г.    

Автор: Сергеева Е.В., преподаватель Красноярского юридического техникума

Содержание

1. Пояснительная записка. 4

 

2. Методические указания по изучению дисциплины «Основы философии» 6

 

3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии». 15

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. 18

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная дисциплина «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы техникума по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовой подготовки, относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Целью изучения дисциплины является: познание природы человека, смысла его существования, знакомство с основными вехами мировой философской мысли, усвоение таких категорий как бытие, общество, цивилизация, культура, свобода и ответственность личности, человеческое познание и деятельность.

Задачи изучения дисциплины:

- определять особенности философии в ряду различных форм культуры;

- связывать сущность философии с определенными потребностями человека;

-учитывать историческое многообразие философии;

-развитие способностей к самостоятельной оценке, мышлению, формирование мировоззренческой ориентации, осознания своей роли в обществе, целей и смысла социальной и личностной активности;

- применение философии в качестве методологической основы для решения многообразных познавательных, исследовательских и практических задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

обладать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой

базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

 В соответствии с учебным планом Красноярского юридического техникума промежуточной формой контроля знаний по дисциплине «Основы философии» является экзамен.

 

Методические указания по изучению дисциплины «Основы философии»

В процессе изучения учебного материала целесообразно применять различные формы организации изучения вопросов: лекционные занятия во время сессии, самостоятельная работа с учебной литературой и произведениями философов, составление опорных конспектов и схем.

 

Тема 1. 1. Основные понятия и предмет философии.

Данная тема является наиболее важной, в ней дается определение предмета философии, раскрывается специфика философского знания. Студентам необходимо уметь ответить на вопрос когда и почему возникла философия. Нужно четко уяснить, что такое мировоззрение. Знать основные формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Студентам необходимо понимать, в чем сходство и отличие философского мировоззрения от религиозного и научного мировоззрения.

Обучаемые должны знать основной вопрос философии, ответ на который разделяет философов на материалистов и идеалистов.

Тема 1. 2. Философия древнего мира, и средневековая философия.

Приступая к изучению темы необходимо уяснить, что процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет особой науки- истории философии. Студенты должны представлять основные этапы развития философской мысли. Знать типологию философствования. Созерцательный и умозрительный тип философствования.

Обучаемые должны представлять характерные черты философии Древней Индии и Китая. Раскрывать особенности философии Востока. Так в Китайской традиции нет противопоставления духовного, как высшего разумного начала, материальному, как низменному, характерного для европейской культуры. Своеобразие философии Востока заключалось в ее направленности на внутренний мир человека, изменения себя, а не внешнего мира. Так конфуцианство сосредоточено на преодолении эгоизма и самосовершенствование, следовании традиции. Буддизм на спасении человека от страданий. Студентам следует обратить внимание на то, от чего зависит спасение человека в буддистской философии и что означает понятие кармы.

Изучая период античной философии, студенты должны знать его временные рамки, этапы, известных философов и их идеи. Нужно представлять общую характеристику античной философии. Это уход от мифологического стереотипа, попытки рационального объяснения происхождения и сущности мира. Студенты должны обратить внимание на противоборство в античной философии материализма и идеализма, диалектики и антидиалектики.

Изучая средневековый период развития европейской философии, студенты должны выделить его отличительные черты и особенности. Знать основные этапы: патристика и схоластика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: