ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная динамика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в России настоящий момент превышает 10 млн. человек, соответственно примерно каждый тринадцатый житель России имеет инвалидизирующую патологию здоровья. Большое значение в связи с этим приобретает подготовка специалистов, владеющих знаниями в области реабилитации, способами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, методами восстановления способностей больных и инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, навыками формирования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Эти вопросы включает дисциплина «Социальная абилитация и реабилитация инвалидов», изучение которой преследует цель сформировать систему знаний о социальной реабилитации инвалидов путем изучения нормативно-правового обеспечения и организационных формах реабилитации инвалидов, технологий социальной реабилитации в учреждениях разного типа.
|
|
При реализации программы дисциплины «Социальная абилитация и реабилитация инвалидов» для полного ее освоения предусмотрено выполнение студентом самостоятельной работы.
Цель методических указаний к самостоятельной работе по дисциплине «Социальная абилитация и реабилитация инвалидов» - организация самостоятельной работы студентов по формированию практических навыков применения теоретических знаний.
Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и проводится в следующих видах:
- изучение теоретического курса;
- подготовка, написание и защита реферата (контрольной работы);
- составление словаря основных терминов и понятий по дисциплине.
Методические указания к самостоятельной работе студентов способствуют решению следующих задач дисциплины:
Самостоятельная работа студентов способствует формированию у них следующих профессиональных компетенций:
ПК-3: способность предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов.
|
|
ПК-5: способность к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан.
Организационно-методические данные дисциплины
Словарь основных терминов
Словарь основных терминов, выполняемый студентами, получающими образование по направлению 39.03.02 Социальная работа должен состоять из дефиниций нижеприведенного перечня терминов с указанием источника информации, а также автора теории, исследования.
Перечень терминов:
Абилитация, адаптация, болезнь, витаукт, восстановительная терапия, геронтология, депривация, дети-инвалиды, дефект, диагностика, заболеваемость, инвалид, инвалидность, индивидуальная программа реабилитации, информационный барьер, качество жизни, медико-социальная экспертиза, медицинская реабилитация, общественное здоровье, ограничение жизнедеятельности, оккупациональная терапия, ортезирование, пространственно-средовой барьер, протезирование, профессиограмма, профессиональная ориентация, профессиональная реабилитация, профессионально-трудовая реабилитация, профессиональное образование, профессиональное обучение, профилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация,социальная реабилитация.
Конспекты монографий, статей
Конспекты нормативно-правовых документов, монографий, статей попроблемам состояния здоровья различных групп населения, основным направлениям практической деятельности и научных исследований в сфере социальной реабилитации оформляются в произвольной форме и включают в себя помимо основного содержания еще и авторский анализ исследованной информации.
Перечень монографий и статей
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.
2. Александер, Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александер. - М., 2002. – 200с.
3. Андреева, О. С. Комплексная реабилитация инвалидов при болезнях органов кровообращения: Сборник информационно-методических материалов / О.С. Андреева, Д. И. Лаврова, С.Н. Пузин. - М., 2000. – 130с.
4. Бернлер Г. Теория социально-психологической работы /
Г. Бернлер, Л. Юнссон; пер. со швед. Л. В.Лопатиной. - М., 1992. – 86с.
5. Боголюбов, В.М. Медицинская реабилитация / В. М. Боголюбов. - Пермь, 1998. – 156с.
6. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М., 1995. – 180с.
7. Денискина, В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: Метод, рекомендации / В.З. Денискина. - Уфа, 1996. – 140с.
8. Ермаков В. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. Ермаков, Г. Якунин. - М., 1995. – 230с.
9. Жарова А.В. Социально-медицинская работа в детской поликлинике: Учеб. пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальности 040101 «социальная работа» / Жарова А.В., Ананьина Л.Е., Бекетова Е.В., Бакшеева С.С. – Красноярск: СибГТУ, 2008. – 84с.
10. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / С.А. Завражин, Л.К. Фортова. – М.: Акад. Проект: Трикста, 2005. – 400с.
11. Кавокин, С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов / С.Н. Кавокин. - М., 1997. – 75с.
12. Квасенко, А. В. Психология больного / А. В. Квасенко, Ю. Г. Зубарев. - Л., 1980. – 78с.
13. Лаврентьева, А.Н. Абилитация детей с церебральным параличом в реабилитационном учреждении. / А.Н. Лаврентьева // Вестник психокоррекционной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. - №3. – С. 60-65.
|
|
14. Матвеев, В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В.Ф. Матвеев. - М., 1987. – 186с.
15. Миндлин, Я.С. Традиции медико-социальной благотворительности в России / Я.С. Миндлин, И.И. Косаговская // Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В.В.Меньшикова. – М., 1994. – 237с.
16. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни: Метод. рекомендации, подготовлены в соответствии с Федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» / Министерство труда и социального развития РФ, 2003. – 144с.
17. Михельсон, А.В. Современные аспекты профессиональной патологии и врачебно-профессиональной консультации подростков /
А.В. Михельсон. - Л., 1985. – 165 с.
18. Панов, А.М.Преодолевая барьеры инвалидности /А. М. Панов.- М., 1997. – 110с.
19. Смирнов, А. В. Исследование глубинных психологических особенностей инвалидов / А.В. Смирнов // Социальные технологии, исследования. - 2003. - № 4. - С. 8-13.
20. Ткаченко, В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: Учебное пособие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 384с.
21. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 384с.
22. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 415, [1]с.