Виды международной безопасности

Различают два вида международной безопасности: глобальную и региональную. Оба вида международной безопасности относятся к кол- лективной безопасности, т. е. они могут быть обеспечены только кол- лективными усилиями всех или большинства государств мира или реги- она.

Глобальная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов между- народного права. Глобальная система обеспечения международной без- опасности сформирована в рамках ООН. Главным органом такого обес- печения является Совет Безопасности ООН. Это единственный орган в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, суще- ствует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.

Совет Безопасности ООН имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры мировое сообщество мо- жет лишь при единстве всех государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН. Этот орган действует в постоянном режиме и может своевременно реагировать на запросы государств, которые обеспокоены реальными угрозами их безопасности.


Региональная международная безопасность – безопасность в от- дельном регионе.

Во второй половине XX в. сложилась система коллективной безопасности в Европе. Она основана на механизме функционирова- ния ряда систем, в том числе ОБСЕ и Организации Североатлантиче- ского договора (НАТО).

Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ (СБСЕ) начала формироваться в 1975 г., когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт СБСЕ. Для Европейского континента подписание Заключительно- го акта СБСЕ было важно по двум причинам.

Во-первых, в XX в. Европа была очагом двух мировых войн, унесших более 55 млн человеческих жизней. Инициатор обеих миро- вых войн – Германия – после Второй мировой войны более двух деся- тилетий проводила политику реваншизма, т. е. стремилась к пере- смотру итогов войны, завершившейся в 1945 г. Европейские государ- ства должны были сделать все, чтобы Европа не стала очагом и теат- ром третьей мировой войны.

Во-вторых, несмотря на политическое, экономическое, социаль- ное, культурное развитие Европы, она представлялась одним из са- мых нестабильных регионов, где друг против друга располагались два мощных военных блока – Организация Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Отношения между ними порой складывались на грани нача- ла военных действий (например, в 1961 г., когда была воздвигнута Берлинская стена).

В рамках ОБСЕ (СБСЕ) удалось договориться о мерах военного доверия между государствами двух блоков, снизить военный потен- циал обоих альянсов. Судьба распорядилась так, что один из двух во- енных союзов – ОВД – распался в 1991 г.

В настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств, в том числе все центрально-азиатские – бывшие республики СССР, а также США и Канада. В рамках ОБСЕ состоялось шесть встреч на высшем уровне и десять встреч на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Среди этих документов следует выделить Хартию европейской безопасности (1999 г.), в которой намечены пути, средства и методы обеспечения безопасности в Европе.


В Вене 25 – 26 июня 2003 г. состоялась 1-я Ежегодная конфе- ренция ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности. Конферен- ция позволила обменяться мнениями по ключевым направлениям вза- имодействия государств в таких областях, как борьба с терроризмом, предотвращение конфликтов, миротворчество, контроль над воору- жениями и меры укрепления доверия и безопасности, включая Дого- вор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 г. и Дого- вор по открытому небу, безопасность границ.

Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО. Эта система безопасности имеет одно неоспоримое преимущество перед ОБСЕ. НАТО располагает мощными вооружен- ными силами, которые могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств-членов НАТО либо, как показывает практика, возникновения регионов нестабильности в Европе. В 2004 г. в НАТО входили 26 государств Европы, в том числе большин- ство тех, которые ранее были членами ОВД.

Россия не приветствует такого расширения. Тем не менее она сотрудничает с НАТО по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. С этой целью в мае 2002 г. было подписано соответ- ствующее соглашение между Россией и НАТО, после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодействия и сотрудни- чества Россия – НАТО.

Существенное значение для обеспечения европейской безопас- ности имеет ДОВСЕ. Его заключили государства Европы, располо- женные по обе стороны от линии, разделявшей государства ОВД и государства НАТО. В настоящее время, когда нет ОВД, этот Договор должен действовать в адаптированном виде, чего добивается Россия. В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ государства, расположенные в Центральной Европе, не должны превышать пара- метры вооружений, обусловленные Договором.

Одним из примеров создания основ региональной коллективной безопасности служит подписание 25 апреля 2002 г. Документа о ме- рах укрепления доверия и безопасности на Черном море. В сочетании с Соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», которое черноморские страны подписали также в апреле 2002 г., Документ о мерах укрепле- ния доверия и безопасности формирует целостный механизм военно- морского взаимодействия в регионе. Участники Документа ‒ шесть


причерноморских государств: Россия, Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина. Особое значение Документа состоит в том, что впервые в практике контроля военной сферы мерами доверия охваче- на военно-морская деятельность. В частности, предусматривается об- мен различной информацией, в том числе ежегодными планами воен- но-морской деятельности и предварительными уведомлениями о про- водимых мероприятиях. Ряд разделов Документа посвящен развитию военно-морского сотрудничества между черноморскими государ- ствами. Документ вступил в силу с начала 2003 г.

Другим примером формирования региональной системы коллек- тивной безопасности является Шанхайская организация сотрудниче- ства (ШОС). Ее участники ‒ шесть государств: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ШОС ведет активную дея- тельность в области обеспечения безопасности в регионе расположе- ния государств-участников.

Еще одним примером обеспечения коллективной безопасности в определенном регионе является деятельность созданной в начале XXI в. Организации Договора о коллективной безопасности госу- дарств-участников СНГ. Эта Организация оказалась востребованной народами государств-участников, поскольку в период возрастания вызовов и угроз международной и региональной стабильности она отвечает коренным интересам обеспечения военно-политической без- опасности в Евроазиатском регионе.

Двадцать первого мая 2003 г. в Стокгольме состоялось подпи- сание Соглашения о многосторонней ядерно-экологической програм- ме (МНЭПР), в котором приняла участие и Российская Федерация. Это Соглашение открывает новый этап в совместных усилиях госу- дарств Северо-Запада Европы по решению таких актуальных задач, как утилизация списанных атомных подводных лодок и судов атом- ного технологического обслуживания на Северо-Западе России. Госу- дарства-участники Соглашения будут взаимодействовать в создании инфраструктуры для безопасного обращения с отработавшим ядер- ным топливом и радиоактивными отходами.

Важное значение в деле обеспечения международной, региональ- ной и национальной безопасности имеют двусторонние договоренности между государствами. Это видно на примере России и Франции. Для углубления взаимодействия двух государств по проблемам междуна- родной безопасности и в области двусторонних отношений в соответ-


ствии с решением президентов двух стран был создан Российско- французский совет сотрудничества по вопросам безопасности. Основ- ные темы в повестке дня Совета – проблемы глобальной и региональ- ной безопасности, борьба с терроризмом, противодействие распростра- нению оружия массового уничтожения (ОМУ). В рамках Совета сфор- мированы совместные рабочие группы по нераспространению ОМУ и по борьбе с новыми угрозами и вызовами. С подключением экспертов ведется проработка ряда конкретных направлений двустороннего со- трудничества и согласованных инициатив в этих областях.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: