Разоружение и международная безопасность

Разоружениекомплекс мер, направленных на ограничение и уменьшение вооружений государств и военных блоков. Различают глобальное и региональное разоружение. Первое проводится в мас- штабах всей планеты Земля, второе – в пределах отдельных регионов. В международном праве складывается принцип разоружения. Он обязывает государства: 1) строго соблюдать действующие нормы о разоружении; 2) участвовать в договорах и мероприятиях по разоруже-

нию; 3) стремиться к выработке новых норм по разоружению.

Вопросы разоружения обсуждаются и решаются в рамках ряда международных форумов. Первым среди них следует назвать Гене- ральную Ассамблею ООН. В соответствии с Уставом ООН Генераль- ная Ассамблея рассматривает общие принципы разоружения и регу- лирования вооружений. Ассамблея располагает двумя органами, ко- торые занимаются вопросами разоружения: Комитет по разоружению и международной безопасности (Первый комитет) и Комиссия ООН по разоружению. На очередных и трех специальных сессиях по разоружению (1978, 1982 и 1998 гг.) принят ряд документов, которые носят рекомендательный характер.

Единственным многосторонним переговорным форумом меж- дународного сообщества для выработки соглашений по разоружению является Конференция по разоружению. Этот орган, состоящий из 61 государства, действует на основе консенсуса. В рамках данной Кон- ференции были подготовлены для подписания два документа: Кон-


венция о запрещении разработки, накопления и применения химиче- ского оружия и его уничтожении 1993 г. и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) 1996 г.

В XX в. мир вступил в эпоху, когда у ряда государств появилось невиданное до той поры Оружие массового уничтожения (ОМУ). Речь идет, прежде всего, о бактериологическом (биологическом), хи- мическом и ядерном оружии. Если это оружие применить, то его жертвами могли стать не десятки, а сотни миллионов людей.

Естественно, возник вопрос, как предотвратить такой вполне ве- роятный ход событий. Государства пришли к единственно правиль- ному решению: сесть за стол переговоров и заключить соглашения о запрещении и уничтожении или ограничении ОМУ.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Конвенция о за- прещении разработки, производства и накопления запасов бактерио- логического (биологического) и токсинного оружия и об их уничто- жении была открыта для подписания 10 апреля 1972 г. Этот доку- мент, вступивший в силу 26 марта 1975 г., запрещает разработку, производство и накопление биологических и содержащих токсины препаратов, а также предусматривает уничтожение такого оружия и средств его доставки. В Конвенции участвуют свыше 140 государств, в том числе Российская Федерация.

Химическое оружие. В 1993 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, накопления и применения хими- ческого оружия и его уничтожении (КЗХО). Документ вступил в силу 29 апреля 1997 г. КЗХО ‒ первый действующий многосторонний до- говор, не только запрещающий целый вид ОМУ, но и предусматри- вающий механизм проверки военных и гражданских химических объ- ектов. В 2003 г. в Конвенции участвовало 145 государств, в том числе Российская Федерация.

Конвенция предусмотрела учреждение Организации по запре- щению химического оружия (ОЗХО) со штаб-квартирой в г. Гааге (Нидерланды). С 1998 г. Россия является постоянным членом Испол- нительного совета ОЗХО.

Согласно Конвенции государства обязаны ликвидировать свои за- пасы химического оружия категории 1 не позднее апреля 2007 г. В свя- зи с отставанием России от выработанного Конвенцией графика уни- чтожения химического оружия Правительство Российской Федерации утвердило уточненную Федеральную целевую программу «Уничтоже-


ние запасов химического оружия в Российской Федерации» и график уничтожения: 20 % – 29 апреля 2007 г.; 45 % – 29 апреля 2009 г.; 100 % – 29 апреля 2012 г. ОЗХО согласилась с этим графиком.

Ядерное оружие международным правом пока не запрещено. Вместе с тем есть ряд ограничений по его распространению и совер- шенствованию.

Пятого августа 1963 г. был открыт для подписания Договор о за- прещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, который также известен под названием Московского договора. Время, прошедшее с момента заключения это- го Договора, в полной мере подтвердило его историческое значение. Договор, участниками которого стали свыше 130 государств, явился одним из первых шагов международного сообщества по сдерживанию гонки ядерных вооружений. Он предотвратил дальнейшее заражение планеты радиоактивными осадками. Московский договор открыл путь для заключения дальнейших крупных международных догово- ренностей в сфере ограничения и сокращения ядерного оружия, его нераспространения в мире.

Именно этот Договор создал условия для последующих догово- ренностей по запрещению ядерных испытаний, кульминацией кото- рых явилось заключение в 1996 г. Договора о всеобъемлющем запре- щении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), охватившего запретом и под- земные ядерные взрывы. На конец 2003 г. его подписали свыше 170 государств и более 100 ратифицировали.

По условиям ДВЗЯИ для вступления его в силу необходимо, что- бы он был ратифицирован 44 конкретными государствами, в том числе всеми ядерными. К концу 2003 г. Договор ратифицировали 32 государ- ства из 44. Из семи ядерных стран в ДВЗЯИ участвуют только три – Ве- ликобритания, Россия и Франция. Договор еще не подписали Индия и Пакистан, подписали, но не ратифицировали Китай и США.

Первого июля 1968 г. был открыт для подписания Договор о не- распространении ядерного оружия (ДНЯО), являющийся основой международного режима нераспространения ядерного оружия (всту- пил в силу 5 марта 1970 г.). На конец 2003 г. насчитывалось 187 госу- дарств-участников ДНЯО.

Суть ДНЯО заключается в создании надежных гарантий нерас- пространения ядерного оружия. Договор предусматривает, чтобы госу- дарство, обладающее ядерным оружием и участвующее в ДНЯО, не пе-


редавало кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрыв- ными устройствами ни прямо, ни косвенно (ст. 1). В свою очередь, госу- дарство, не обладающее ядерным оружием и участвующее в ДНЯО, обязуется не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия (ст. 1, 2).

Контроль над соблюдением положений ДНЯО возложен на спе- циальную международную организацию – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Одной из мер, способствующих международной безопасности, является нераспространение баллистических ракет, т. е. ракет, кото- рые после выключения двигателей совершают полет по баллистиче- ской траектории. С этой целью разработан Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ра- кет (МКП), который в силу пока не вступил. В настоящее время МКП является документом политического характера, представляющим со- бой свод основных принципов поведения в сфере ракетного нерас- пространения. В ноябре 2002 г. в г. Гааге состоялась международная конференция по запуску МКП.

Безъядерные зоны создаются в целях укрепления режима нерас- пространения ядерного оружия. Они существуют как на государствен- ных территориях, так и на пространстве международной территории.

Безъядерными зонами являются:

1) Антарктика – по Договору об Антарктике 1959 г.;

2) космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, – по Договору по космосу 1967 г.;

3) дно морей и океанов и их недра (эти пространства свободны от всех видов ОМУ) – по Договору о неразмещении в указанных про- странствах ОМУ 1971 г.;

4) Латинская Америка – по Договору Тлателолко1967 г.;

5) южная часть Тихого океана – по Договору Раротонга 1985 г.;

6) Юго-Восточная Азия – по Бангкокскому договору 1995 г.;

7) Африка – по Договору Пелиндаба 1996 г.;

8) архипелаг Шпицберген – по Договору о Шпицбергене 1920 г.;

9) Аландские острова, принадлежащие Финляндии, – по Догово- ру об Аландских островах между СССР и Финляндией 1920 г.


Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 г., вступил в силу 1 января 2002 г. Число государств-участников Договора продолжает увеличиваться. В 2002 г. к ДОН присоедини- лись Швеция, Финляндия, Латвия, Литва, Босния и Герцеговина, Хорватия. На начало 2003 г. 33 государства были участниками ДОН или находились в процессе его ратификации.

ДОН разрешил государствам-участникам проводить наблюда- тельные полеты над их территориями. Первые полеты начались 1 ав- густа 2002 г. Россия в рамках ДОН в 2002 г. провела наблюдательные полеты над территориями Великобритании, Германии, Турции, Ита- лии и ряда других стран (10 миссий). В свою очередь, Российская Фе- дерация принимала миссии открытого неба Турции, Греции, США и других государств (шесть миссий).

Значение ДОН состоит в том, что он, дополняя другие много- сторонние договоры разоружения и нераспространения, является эф- фективным инструментом обеспечения транспарентности (открыто- сти) военной деятельности государств-участников.

В рамках ДОН предстоит и дальше совершенствовать механизм подготовки и проведения наблюдательных полетов, уточнять некото- рые положения Договора, обеспечивающие необходимый баланс между правами и обязательствами его участников.

В 70-е гг. XX в. два самых мощных в военном отношении госу- дарства мира – СССР и США – достигли стратегического равновесия в военной сфере. Они пришли к взаимному согласию приступить к разработке и заключению двусторонних соглашений по ограничению и сокращению стратегических наступательных и оборонительных во- оружений. С этой целью СССР (позднее Россия) и США разработали и заключили следующие соглашения.

1. Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны. Подписано и вступило в силу 30 сентября 1971 г.

2. Соглашение о предотвращении ядерной войны. Подписано и вступило в силу 22 июня 1973 г.

3. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Подписан 26 мая 1972 г., вступил в силу 3 октября 1972 г.

4. Временное Соглашение о некоторых мерах в области ограни- чения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Подпи- сано 26 мая 1972 г., вступило в силу 3 октября 1972 г.


5. Договор об ограничении стратегических наступательных во- оружений (ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 г.

6. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Подписан 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г.

7. Договор о сокращении и ограничении стратегических насту- пательных вооружений (СНВ-1). Подписан 31 июля 1991 г., вступил в силу 5 декабря 1994 г.

8. Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратеги- ческих наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан Россией и США 3 января 1993 г. Ратифицирован Российской Федерацией 6 мая 2000 г.

9. Договор о сокращении стратегических наступательных во- оружений (СНП). Подписан 24 мая 2002 г., вступил в силу в июне 2003 г.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: