Общения с руководством экономического субъекта при аудите

Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним.

 

 Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях:

а) аудита;

б) бухгалтерского учета;

в) налогообложения;

г) хозяйственного права;

д) экономического анализа;

е) других разделов экономики.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим образом:

1) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Их оказывают по:

- постановке бухгалтерского учета;

- контролю ведения учета и составлению отчетности;

- контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- анализу хозяйственной и финансовой деятельности;

- оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

- представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

- проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов и, в частности, аудиторских организаций;

- научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т. д.;

- компьютеризации бухгалтерского учета, составлению отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т. п.;

- консультационные услуги по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

- информационному обслуживанию;

- экспертному обслуживанию;

- подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта и другие.

2) услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Их оказывают по:

- ведению бухгалтерского учета;

- восстановлению бухгалтерского учета;

- составлению налоговых деклараций;

- составлению бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

а) услуги действия (услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных);

б) услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта);

в) информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т. д.).

Примерный перечень сопутствующих аудиту услуг дан в классификаторе. Этот перечень не является обязательным и исчерпывающим, может дополняться новыми видами сопутствующих услуг. Главная задача перечня состоит в том, чтобы помочь аудиторским организациям в понимании характера и видов, сопутствующих аудиту услуг.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская организация должна соблюдать порядок нахождения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

Требования, предъявляемые к аудиторским организациям по выполнению работ и услуг, сопутствующих аудиту:

1. оказание услуг, сопутствующих аудиту, требует от аудиторских организаций выполнения следующих положений;

2. действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированного в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма - обязательства письменного запроса и т. п.);

3. планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

4. документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

5. при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, следует четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;

6. рекомендуется подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг; эти формы рекомендуется применять на постоянной основе;

7. в крупных аудиторских организациях рекомендуется иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту;

8. по итогам выполнения работ (услуг) должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов, в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». Использование работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг.

Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь:

- лицензии на те виды деятельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодательству подлежат лицензированию;

- материально-технические и методические возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.

 

Общения с руководством экономического субъекта при аудите.

 

При общении с руководством проверяемой организации (лицами, входящими в исполнительные органы или ответственными за ведение дел) аудиторской фирме следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики аудиторов.

Независимость аудиторской организации от экономического субъекта и его руководства должна рассматривается с точки зрения формальных и фактических обстоятельств. Независимость аудиторской организации определяется в соответствии с законодательством РФ и правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Честность и объективность в общении с экономическим субъектом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудиторской организации может быть только достаточны объем необходимой информации. Аудиторская организация не должна допускать, чтобы предвзятость, предрассудки или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством экономического субъекта и, следовательно, на объективности ее выводов, рекомендаций и заключений.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, предоставлять рекомендации или предложения по содействию в их реализации, выходящие за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связанной с ней деятельности или профессиональной компетентности.

Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с экономическим субъектом. Аудиторская организация обязана обеспечивать сохранность конфиденциальной информации экономического субъекта и не разглашать ее без согласия руководства экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской. Федерации.

Профессиональное поведение в общении с руководством экономического субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

Общение с руководством предприятия осуществляется на всех стадиях проведения аудита.

Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.

На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. Аудиторской организации рекомендуется разработать с учетом требований законодательства типовые договоры на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг которые должны применяться на постоянной основе.

Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью.

Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться вопросы:

планирования аудита;

получения аудиторских доказательств;

оценки аудиторского риска и уровня существенности;

изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

использования работы экспертов;

организационные вопросы, связанные с проведением аудита;

иные вопросы; связанные с подготовкой и проведением аудита.

Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;

вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;

поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией, вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;

нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;

выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта (нарушение допущения непрерывности деятельности);

существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения;

другие вопросы, связанные с завершением аудита. В частности, аудиторская организация может организовать и провести совещание с руководством экономического субъекта, посвященное существенным вопросам, связанным с окончанием аудита.

Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской фирмой экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.

При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.

Все существенные, вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные от него разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.

На разных этапах проведения проверки аудитору следует получать разъяснения от руководства проверяемого экономического субъекта в следующих целях:

На этапе предварительного планирования аудита для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

На этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;

На этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу для подтверждения или опровержения сделанных аудитором выводов о надежности отдельных средств контроля, а также для предоставления аудиторских доказательств в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

На этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения разъяснении могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

Способами обращения к руководству могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономическою субъекта.

Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение.

В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта.

Разъяснения могут считаться надежными лишь в том случае, если предоставившие их лица занимают положение, которое позволяет им обладать необходимой информацией. В ряде случаев аудитор может подвергнуть сомнению компетентность лиц, предоставивших разъяснения, если они не обладают достаточной квалификацией для подтверждения предоставленной информации.

При анализе сведений, полученных из разъяснений, аудитор должен следовать профессиональному скептицизму, сопоставляя полученные данные с информацией, полученной из других источников, и допуская со стороны руководителей экономического субъекта возможность преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности.

При наличии оснований сомневаться в правильности информации аудитор должен попытаться проверить достоверность такой информации. Для этого он может сопоставить информацию, полученную из личных источников, привлечь к работе независимого эксперта, провести другие необходимые аудиторские процедуры.

Если разъяснения, полученные аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен выяснить причину этих противоречий и в необходимых случаях понизить свое доверие и в отношении остальной информации, представленной руководством.

 

3. Задача:

 

Какие действия предпримет аудитор, если после заключения договора на оказание услуг по проверке и подтверждению годовой бухгалтерской отчетности, проводимых в обязательном порядке, аудитор установил факт незаконных операций, которые повлекут за собой в ближайшем будущем банкротство аудируемой организации

Ответ: проведет аудиторскую проверку и выдаст соответствующее аудиторское заключение.

 

 


 

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) "Об аудиторской деятельности"

2. Булыга Р.П. Аудит (3-е издание). Учебник. Под ред. Булыга Р.П., Андронова А.К. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 431.

3. Горегляд В.П. Современный аудит: проблемы и перспективы / В.П. Горегляд // Деньги и кредит. — 2017. — № 2. — С. 6-12.

4. Козменкова С.В. Аудит: проблемные вопросы и пути развития / С.В. Козменкова // Международный бухгалтерский учет. 2015. — № 3 (345). — С. 31-43.

5. Царева А.А. Понятие, цели, принципы и роль аудита / А.А. Царева // Аллея науки. 2017. — Т. 3. — № 13. — С. 343-347.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: