В данном разделе следует произвести выбор и расчет компенсирующих устройств реактивной мощности, т.е. повышения коэффициента мощности в электрических сетях до нормативных значений.
Уменьшение Cos φ приводит к повышенному износу элементов электрических сетей, дополнительным потерям электроэнергии. Передача электроэнергии в сетях с большой долей реактивной энергии (уменьшенным Cos φ) требует большой мощности питающих трансформаторов, большого сечения проводников, вследствие увеличения рабочего тока, что приводит к дополнительным капитальным и эксплуатационным затратам.
В настоящее время приняты следующие нормативные значения коэффициента мощности:
0,85 – при питании потребителей от генераторов электростанций на генераторном напряжении;
0,93 – при питании потребителей от районных сетей 110 – 220 кВ и от сетей 35 кВ, питающихся от электростанций (две ступени трансформации);
0,95 – при питании потребителей от сетей 35 кВ, питающихся от районных электросетей (три ступени трансформации).
Причины и последствия низкого коэффициента мощности.
Основными причинами сравнительно большого потребления реактивной мощности, а значит, снижение величины коэффициента мощности являются:
1. Работа асинхронных двигателей и трансформаторов при неполной загрузке. При этом уменьшается активная мощность электрической машины, тогда как реактивная остается почти без изменений, что ведет к снижению Cos φ.
2. Несовершенство конструкции асинхронного двигателя и некачественный ремонт его (наличие большого воздушного зазора между статором и ротором). Магнитное сопротивление воздушного составляет примерно 80% от общего сопротивления магнитной цепи.
3. Повышение напряжения сети. С повышением напряжения у асинхронных двигателей и трансформаторов возрастает магнитный паток, а следовательно, и потребляемая реактивная мощность, при этом коэффициент мощности снижается.
4. Снижение скорости электрических машин. Тихоходные асинхронные двигатели имеют более сложную магистральную цепь, потребляют большую реактивную мощность, а следовательно, имеют более низкий Cos φ, чем быстроходные. Низкие Cos φ, предприятия приводит к увеличению мощности и размеров генераторов и трансформаторов.
Способы повышения Cos φ.
Повышение Cos φ естественным путемпредусматривает рациональное использование и качественную эксплуатацию электрооборудования. Последнее может быть достигнуто проведением следующих мероприятий.
1. Повышением загрузки электродвигателей за счет рационального изменения технологического процесса; двигатели, работающие с постоянной недогрузкой, следует заменять менее мощными. Если загрузка двигателей составляет менее 40%, то их замена обязательна, если нагрузка колеблется в пределах 40 – 70%, необходимость их замены должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
2. Ограничением времени работы двигателей на холостом ходу.
3. Повышением качества ремонта электродвигателей. При ремонтах необходимо выдерживать величину зазора между статором и ротором в соответствии с заводскими требованиями.
4. Улучшением работы трансформаторов, переводя их нагрузки на другие трансформаторы или отключая их во время ее уменьшения. Если трансформатор постоянно работает с недогрузкой и средняя загрузка его составляет менее 30%, его следует заменить на трансформатор меньшей мощности.
5. Заменой асинхронных двигателей с фазным ротором во всех случаях, когда позволяет технологический процесс, асинхронными короткозамкнутыми двигателями, имеющими, как правило, более высокий Cos φ.
6. Заменой, где возможно, асинхронных двигателей на синхронные, работающие с перевозбуждением. При работе с перевозбуждением синхронный двигатель имеет отрицательный сдвиг по фазе (ток опережает напряжение) и становится генератором реактивной энергии. Замена асинхронных двигателей на синхронные значительно улучшает коэффициент мощности предприятия.
Искусственные способы повышения Cos φ осуществляется путем установки на предприятиях специального электрооборудования, компенсирующего реактивную мощность. Установка такого оборудования допускается только с разрешения управления энергосистемы.
В качестве специального оборудования, компенсирующего реактивную мощность, применяют статические конденсаторы, синхронные компенсаторы и синхронные электродвигатели большей мощности, чем это требуется для привода рабочей машины или механизма. Синхронные компенсаторы представляют собой синхронные машины специальной конструкции, вращающиеся вхолостую и используемые только как генераторы реактивной мощности.
В отдельных случаях по специальному разрешению управления энергосистемы и при наличии существенных технико-экономических преимуществ допускается применение в качестве синхронных компенсаторов синхронных двигателей и генераторов, а также синхронизированных асинхронных двигателей с нагрузкой на валу не выше 70% от номинальной.
Наиболее широко для повышения Cos φ используется статические конденсаторы.
Определяем угол сдвига фаз до компенсации:
(2.4.1)
где Р – активная мощность предприятия, кВт,
S – полная расчетная мощность, кВ·А,
(2.4.2)
По нормативным значениям принимаем равным 0,93.
Определяем величину требуемой реактивной мощности компенсирующего устройства , кВар
(2.4.3)
где Р – активная нагрузка предприятия, кВт;
– угол сдвига фаз до компенсации;
– угол сдвига фаз после компенсации.
Qк = 20160,2∙ (0,7-0,4) =6048 (кВар)
Определяем емкость одной фазы конденсаторной батареи , мкФ, при соединении треугольником
(2.4.4)
где – реактивная мощность требуемого компенсирующего устройства, кВар;
ω – угловая скорость, равная ;
U – напряжение, В.
(мкФ)
Ориентировано выбираю конденсатор типа КС2-6,3-50
Принимаю 123 конденсаторов на фазу, m, шт
(2.4.5)
m = 3 · 41 = 123 (шт)
Определяем реактивную мощность батареи конденсаторов при соединении треугольником, Q , кВар
Q = (2.4.6)
где – реактивная мощность одного конденсатора,
m - количество конденсаторов в батареи.
= 123 · 50 = 6150(кВар)
Проверяем выполнение неравенства
(2.4.7)
6048<6150
Окончательно принимаю конденсатор типа КС2-6,3-50.
Таблица 2.4.1 – Технические характеристики конденсатора.
Тип конденсатора | КС2-6,3-50 |
Номинальное напряжение Uном | 6300 |
Номинальная реактивная мощность Q, кВар | 50 |
Номинальная емкость С, мкФ | 46 |