Что соединяет эти растения с предметами?

ЦЕЛЬ Научить соединять в пары растения с теми предметами и изделиями, для которых они служат исходным материалом, отразить это в речи, используя подходящие по смыслу глаголы (изготовляют, плетут, пекут, варят, пилят, строят, вырезают). Стимулировать речевую активность детей при совместном отборе картинок.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Предметные картинки с изображениями растений и изделий, изготовляемых из них: ива — корзинка подсолнух — масло в бутылке хлопок — вата липа — матрешка, дуб — стол, шкаф пшеничные колосья — баранка, батон береза — доски, линейка сосна — деревянная изба елка — бумага, тетрадь трава — копна сена

Две картонные карточки, разделенные на 10 клеток, по 2 клетки в каждом ряду. Фишки.

ХОД ИГРЫ Дети делятся на 2 подгруппы с одинаковым количеством играющих. Каждая подгруппа получает карточку с клетками. Воспитатель складывает картинки с изображениями растений в стопку, а картинки с предметами и изделиями кладет посредине стола. Воспитатель напоминает детям, как много пользы приносят людям разные растения: «Как много вокруг предметов, сделанных из деревьев, как много вкусных продуктов, изготовленных из овощных, ягодных, фруктовых и злаковых растений». Предлагает детям поиграть в игру «Что соединяет эти растения с предметами?». Объясняет правила игры: «В стопке лежат картинки с изображениями растений, а посредине стола — картинки с предметами и изделиями, которые изготовляются из этих растений. Каждый возьмет по одной картинке из стопки и положит ее на клетку карточки с левой стороны. Картинки из стопки будете брать поочередно — сначала играющий из одной команды, потом — из другой. Затем вы начнете подбирать подходящие картинки, — те, на которых нарисованы предметы и изделия, изготовленные из растений, и класть их рядом на клетки карточки справа. Когда вы будете подбирать эти картинки, то советуйтесь друг с другом, чтобы ваш выбор был верным. Ведь вы играете одной командой, и результат будет общим для всех. Когда закончите, я положу фишку на правильно подобранные пары картинок. И вы поочередно будете объяснять, что делают из вашего растения. При этом постарайтесь называть разные подходящие слова — такие, как: пилят, пекут, плетут, варят и другие, а не только слова делают или изготовляют. За удачные слова команда будет получать дополнительные фишки». Если возникают ошибки в подборе парных картинок, то воспитатель просит детей из другой команды исправить ошибку и при верном ответе фишка достанется им. Ответы детей строятся как предложения: «Из березы пилят доски», «Из ивы плетут корзинки» и т.п. В конце игры каждая подгруппа подсчитывает количество выигранных фишек, определяют победителей. Воспитатель поощряет ту команду, члены которой были доброжелательны и помогали друг другу в игре. Примечание. О полевых культурах — подсолнечнике, хлопке, пшенице и др. — можно прочитать в журнале «Дошкольное воспитание» (2002. № 7. С. 65).

Новоселье у матрешек

ЦЕЛЬ 1. Для первого варианта: упражнять детей в понимании смысла пространственных предлогов и наречий (на, над, под, рядом) — правильно располагать матрешек в окнах двухэтажного дома. Ввести в речь детей пространственные предлоги. 2. Для второго варианта: закрепить понимание в речи пространственных предлогов (добавить предлог между) и научить выделять их интонационно в своих ответах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Для первого варианта: 1 домик с 6 окошками и 6 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого. Размер картинок с матрешками равен размеру окошка. 2. Для второго варианта: 2 карточки-дома с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого.

ХОД ИГРЫ

I вариант Играют 3 детей, которым воспитатель дает по 2 картинки с изображением матрешек, а на середину стола кладет карточку-домик и рассказывает: «Построили для матрешек новый дом. Вот этот. И для каждой матрешки выделили в нем комнатку. Приехали матрешки к своему новому дому, а кто в какой комнатке будет жить и на каком этаже — не знают. Но мы им поможем. Я буду называть, где какая матрешка (в каком платочке) будет жить, а вы будете селить своих матрешек. Матрешка в красном платочке будет жить в комнате рядом с дверью (ребенок кладет картинку на окошко), а матрешка в желтом платочке — тоже в комнате рядом с дверью, но с другой стороны (другой ребенок кладет свою матрешку)». Воспитатель обращается к этим детям: «Скажите, на каком этаже поселились ваши матрешки? (На первом.) Теперь будем заселять второй этаж. Матрешка в зеленом платочке будет жить в комнате над дверью. Покажи, где ее окошко (обращается к 3-му ребенку). А где оно расположено? (Над дверью.) А на каком этаже ее комната? (На втором.) Кто же будет жить над комнатой матрешки в желтом платочке? Это будет матрешка в оранжевом платочке. Покажи ее окошко. Где она будет жить? А еще выше (в мансарде) будет жить матрешка в голубом платочке. Над кем она поселится? (Над матрешкой в зеленом платочке.) Мы помогли всем матрешкам найти свои комнаты в новом доме. Они очень рады, что вы им помогли, и теперь будут праздновать новоселье». При повторном проведении игры, после расселения матрешек, можно поупражнять детей в правильном применении в речи предлогов через вопросы: «Какая матрешка в... (цвет) платочке живет рядом (над, под) матрешкой в... платочке?» Позже в игре можно использовать такие ситуации, когда 1— 2 матрешки приехали в новый дом не сразу и им какая-либо матрешка «объясняет», где остались свободные комнаты (с использованием предлогов), или какие-то матрешки решили поменяться комнатами, и одна из них рассказывает, где она жила раньше (на 1-м этаже под комнатой..., а теперь будет жить на 2-м этаже над...) и т.п.

II вариант Играть могут 4 ребенка и заселять 2 домика. У каждого дома — разные по цвету крыши. Каждый ребенок селит в дом по 3 матрешки, дети в игре осваивают и предлог между. Рассказ воспитатель может построить аналогично рассказу для детей младшей группы или придумать какие-либо другие ситуации. Дети при повторении игры могут и сами заселить дома как хотят, но потом каждая матрешка рассказывает, где находится ее комната в доме. Матрешка, живущая на 2-м этаже (в среднем окне), рассказывая о местоположении своей комнаты (окна), употребляет предлог между. Воспитатель может спросить, где находится дверь дома («Между окнами матрешек в... и... платочках»). Воспитатель предлагает детям выделять интонационно слова (предлоги), которые точно указывают, где кто живет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: