Формы осуществления функций государства

Под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельность органов государственной власти, посредством которой реализуются его функции. В качестве таковых выделяют правовые и организационные формы.

К правовым формам осуществления функций государства относят: 1) правотворческую деятельность; 2) правоприменительную деятельность (в рамках которой выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную). Также в литературе выделяют законодательную; управленческую (т.е. административную, исполнительно-распорядительную); судебную и контрольно-надзорную.

В качестве организационных форм различают: 1) организационно-регламентирующую деятельность; 2) организационно-идеологическую деятельность; 3) организационно-экономическую деятельность.

Механизм государства: понятие и структура.

Механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми «вещественными» (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых осуществляются задачи и функции государства.

Характерные признаки механизма государства.

1. Создание и действие всех государственных органов, учреждений, должностных лиц, образующих механизм государства, на основе Конституции, законов и других нормативных правовых актов.

2. Наличие первичных структурных частей (элементов) механизма государства, которыми являются государственные органы и учреждения, в которых работают на постоянной профессиональной основе государственные служащие, а в выборных и иных учреждениях - депутаты, сенаторы, судьи и т.д.

3. Единство. Данный признак означает, что каждый орган государственного механизма является составной частью единого целого. Органы государства, будучи структурно и функционально самостоятельными, вместе с тем образуют единую систему. Эта система является как бы опорной конструкцией, мощным каркасом государственного механизма. Механизм государства - это не простая совокупность органов, а именно сложная система органов взаимосвязанных и взаимодействующих.

4. Наличие системообразующих связей. Механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Эти связи не являются связями физического, механического и тому подобного характера. Это связи информационные. Они объединяют все элементы государственного механизма. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.

5. Иерархичность. Данный признак подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, как правило, обязаны выполнять решения вышестоящих органов. Механизм государства - это единая иерархическая постоянно действующая система органов, учреждений и должностных лиц, построенная на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности. Это деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

6. Осуществление государственной власти, выполнение функций государства посредством механизма государства. Механизм государства как раз и создается для выполнения функций государства, которым принадлежит определяющая роль.

Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма государства включает:

- государственные органы - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями;

- государственные предприятия и учреждения;

- государственные служащие. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: