| № п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | |
| Раздел «Земля и человечество» (10 часов) Содержаниераздела: Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо – великая «книга природы». Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающее среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. | ||||
| 1 | 1неделя | Мир глазами астронома. Входная диагностическая работа | Урок введения в новую тему | |
| 2 | 1неделя | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | Урок-исследование | |
| 3 | 2неделя | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | Урок-исследование | |
| 4 | 2неделя | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | Комбинированный урок | |
| 5 | 3неделя | Мир глазами историка | Комбинированный урок. | |
| 6 | 3неделя | Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» | Урок развития умений и навыков | |
| 7 | 4неделя | Мир глазами эколога | Комбинированный урок | |
| 8* | 4неделя | Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 | Урок-экскурсия | |
| 9 | 5неделя | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | Комбинированный урок | |
| 10 | 5неделя | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1 по разделу « Земля и человечество » | Комбинированный урок | |
| Раздел «Природа России» (10 часов) Содержание раздела: Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. | ||||
| 11 | 6неделя | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | Комбинированный урок | |
| 12 | 6неделя | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | Урок развития умений и навыков | |
| 13 | 7неделя | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | Урок-исследование | |
| 14 | 7неделя | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» | Урок-исследование | |
| 15 | 8неделя | Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» | Урок-исследование | |
| 16 | 8неделя | Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» | Урок-исследование | |
| 17* | 9неделя | Растения и животные леса. Экскурсия № 2 | Урок-экскурсия | |
| 18 | 9неделя | Лес и человек. Проверочная работа №1 по теме «Природные зоны России» | Комбинированный урок | |
| 19 | 10неделя | Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» | Урок-исследование | |
| 20 | 10неделя | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» | Урок-исследование | |
| 21 | 11неделя | У Чёрного моря. Практическая работа №13«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2 по разделу « Природа России» | Урок-исследование | |
| Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) Содержание раздела: Карта родного края. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Охрана недр в нашем крае. Охрана почв в нашем крае. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Породы домашних животных. | ||||
| 22 | 11неделя | Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 | Урок-экскурсия | |
| 23 | 12неделя | Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» | Комбинированный урок | |
| 24 | 12неделя | Поверхность нашего края | Комбинированный урок | |
| 25 | 13неделя | Водные богатства нашего края | Урок-исследование | |
| 26 | 13неделя | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | Урок-практика | |
| 27 | 14неделя | Земля - кормилица | Урок изучения нового материала | |
| 28 | 14неделя | Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» | Урок-исследование | |
| 29 | 15неделя | Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» | Комбинированный урок | |
| 30 | 15неделя | Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» | Урок-исследование | |
| 31 | 16неделя | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» | Урок-исследование | |
| 32 | 16неделя | Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа за 1 полугодие | Контрольно-обобщающий урок | |
| 33 | 17неделя | Животноводство в нашем крае | Урок изучения нового материала | |
| 34 | 17неделя | Презентация проектов. Тест № 3 по разделу « Родной край – часть большой страны » | Урок-проект | |
| Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) Содержание раздела: Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. | ||||
| 35 | 18неделя | Начало истории человечества | Урок изучения нового материала | |
| 36 | 18неделя | Мир древности: далёкий и близкий | Урок изучения нового материала | |
| 37 | 19неделя | Средние века: время рыцарей и замков | Урок изучения нового материала | |
| 38 | 19неделя | Новое время: встреча Европы и Америки | Урок изучения нового материала | |
| 39 | 20неделя | Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4 по разделу «Страницы Всемирной истории» | Контрольно-обобщающий урок | |
| Раздел «Страницы истории России» (20 часов) Содержание раздела: Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы XVI-XVII вв. Пётр первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX вв. Николай Второй – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир». История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи. | ||||
| 40 | 20неделя | Жизнь древних славян | Урок изучения нового материала | |
| 41 | 21неделя | Во времена Древней Руси | Урок изучения нового материала | |
| 42 | 21неделя | Страна городов | Урок формирования умений и навыков | |
| 43 | 22неделя | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Урок изучения нового материала | |
| 44 | 22неделя | Трудные времена на Русской земле | Урок изучения нового материала | |
| 45 | 23неделя | Русьрасправляет крылья | Урок формирования умений и навыков | |
| 46 | 23неделя | Куликовская битва | Урок изучения нового материала | |
| 47 | 24неделя | Иван Третий | Урок изучения нового материала | |
| 48 | 24неделя | Мастера печатных дел | Урок-исследование | |
| 49 | 25неделя | Патриоты России | Урок изучения нового материала | |
| 50 | 25неделя | Пётр Великий | Урок-исследование | |
| 51 | 26неделя | Михаил Васильевич Ломоносов | Комбинированный урок | |
| 52 | 26неделя | Екатерина Великая. Проверочная работа №2 по разделу «Страницы истории России» (до 19 века) | Контрольно-обобщающий урок | |
| 53 | 27неделя | Отечественная война 1812 года | Комбинированный урок | |
| 54 | 27неделя | Страницы истории XIX века | Комбинированный урок | |
| 55 | 28неделя | Россия вступает в XX век | Комбинированный | |
| 56 | 28неделя | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | Комбинированный | |
| 57 | 29неделя | Великая война и великая Победа | Урок изучения нового материала | |
| 58 | 29неделя | Великая война и великая Победа | Урок-исследование | |
| 59 | 30неделя | Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5 по разделу « Страницы истории России » | Контрольно-обобщающий урок | |
| Раздел «Современная Россия» (9 часов) Содержание раздела: Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. | ||||
| 60 | 30неделя | Основной закон России и права человека | Урок изучения нового материала | |
| 61 | 31неделя | Мы – граждане России | Урок изучения нового материала | |
| 62 | 31неделя | Славные символы России | Урок развития умений и навыков | |
| 63 | 32неделя | Такие разные праздники | Урок-исследование | |
| 64 | 32неделя | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа за год | Контрольно-обобщающий урок | |
| 65 | 33неделя | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | Урок-путешествие | |
| 66 | 33неделя | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) Тест № 6 по разделу «Современная Россия» | Урок-путешествие | |
| 67 | 34неделя | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | Урок-путешествие | |
| 68 | 35неделя | Презентация проектов | Урок-конференция | |
Приложение 1
КИМ по окружающему миру 4 класс






