Народные промыслы в Курской губернии

Временем возникновения художественного творчества и народных промыслов является первая половина XVIII столетия, что связано с волной заселения края. Наиболее развиты были побочные занятия у населения Дмитриевского, Старо-Оскольского и Белгородского уездов. В архивных материалах, касающихся кустарничества, наиболее ярко выступают Великая Михайловка, где благодаря усилиям князя Голицына существовало 30 промыслов, и слобода Борисовка Грайворонского уезда, где благодаря Б.П. Шереметеву существовал и процветал даже иконописный промысел.

В начале ХХ века наблюдался спад кустарной промышленности… Но все же по данным статистического исследования к началу ХХ века на Курской земле существовал 21 промысел.

По степени продуктивности кустарных промыслов, в смысле воздействия их на благосостояние населения, первое место занимает кожевенно-сапожный. В 1886 г. Курск был главным центром этого промысла, где насчитывалось 20 кожевенных заводов. Большой спрос на курские кожевенно-сапожные изделия преобладал на всех рынках Украины. Товар сбывался в Полтаву, Кровелец, Харьков, Екатеринослав, Ростов-на-Дону. 10-15 лет за кожами в Курск приезжали из Одессы и Бессарабии. 50-60 годы XIX в. - время расцвета кожевенно-сапожного производства. Все южные украинские ярмарки и базары были завалены сапогами курского производства. Район кожевенно-сапожного производства тянулся по всей южной окраине Курской губернии и переходил в Воронежскую. В 70-х гг. прошлого столетия кожевенно-сапожное производство охватил кризис, вызванный отменой крепостного права, проведением железной дороги, проникновением на рынки тверских, московских сапог, белопольских и московских обделанных кож, кимрского и варшавского товара. Курские сапожники стали терять монополию на украинских рынках. К началу ХХ века кожевенное производство во многих местностях губернии утратило характер кустарничества и существовало в виде более или менее значительных предприятий с наемными рабочими.

На территории Курской губернии были распространены различные промыслы по изготовлению одежды, в том числе овчинный, шорный, шубный, шерстобитный промыслы. В селе Снагость Рыльского уезда, хуторе Городище Корочанского уезда, г. Мирополье Суджанского уезда существовало войлочное производство: изготовляли валенки, войлочные колпаки, подхомутники.

Курская губерния славилась изготовлением различных поясов для одежды. Пояса изготовляли в Щигровском уезде, с. Троицком, Долговском и Каменевской волостях Курского уезда. В с. Виногробль Курского уезда пояса плели из шпагата. Из-за развития капитализма погибло производство кушаков в Фатежском, Щигровском и Курском уездах.

Существовало в Курской губернии и ювелирное дело, хотя и в очень малом объеме. Так, роговое производство было зарегистрировано в г. Мирополье Суджанского уезда, с. Званном Рыльского уезда. Там изготовляли большей частью гребни. А в заштатном городе Хотмыжск Грайворонского уезда делали крестики, серьги, кольца.

Курская губерния славилась своими деревянными изделиями. Кустари, работавшие с деревом, изготовляли довольно широкий ассортимент предметов, которые можно условно разделить на три группы: средства для транспорта, орудия сельскохозяйственного труда, предметы домашнего обихода, в том числе и иконы. Среди кустарей-деревянщиков были следующие специальности: плотники, столяры, бондари, колесники, тележники. Традиционный русский народный промысел - роспись деревянных изделий - не обошел и курских кустарей. Особо славились курские расписные сундуки и дуги. На Курской земле были и естественные красители. Например, охру добывали в с. Шахове, Сажном и Лесках Корочанского уезда. Телеги, сани из Обоянского, Суджанского, Тимского уездов были известны во всем крае. В Обоянском уезде изготовляли также ободья и полозья, а в с. Бобрышове - вожжи. В присеймских селениях Рыльского уезда делали лодки.

Кустари-деревянщики производили широкий ассортимент предметов для сельскохозяйственного труда: дуги, сита, лукошки, ручки для кос…, бороны, сохи, веялки, молотилки, лопаты, оглобли, ручки для грабель (которые большими партиями отправляли в Екатеринославскую, Симферопольскую, Харьковскую, Херсонскую губернии, землю Войска Донского). Особо выделялся дужный промысел… Готовая расписанная дуга была продуктом сразу двух промыслов - дужного и росписи по дереву. В с. Ярыгине Обоянского уезда, с. Затолокине Льговского уезда делали ульи. Центры производства прялок в губернии - села Обуховской, Орликовской, Стрелецкой волостей Старооскольского уезда, Нижне-Реутская волость Фатежского уезда, Краснополянская волость Щигровского уезда. Среди предметов домашнего обихода - ложки, миски, корыта, сошники, столы, мебель, оконные рамы - особо выделялось производство сундуков и бочек. Сундуки больше всего делали в Великой Михайловке и Слоновке Новооскольского уезда. Сундук бельевой был белый, а на цветном рисовали цветы. Роспись сундуков наравне с росписью дуг называлась малярным промыслом. Среди деревянных предметов домашнего обихода в особую группу выделялись различные бочки, кадки, бочонки, ушаты. Бондарство существовало в 15 уездах…, было тесно связано с винокурением - производством водки.

С деревянными промыслами было тесно связано изготовление икон. Иконописанием занималось исключительно малороссийское население, проживавшее в сл. Борисовке Грайворонского уезда. Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря в память Полтавской победы над шведами с благословения и при содействии графа Б.П.Шереметева, благодаря которому крепостное право в этом уголке Курской губернии никогда не было отягощающим ярмом. Граф Б.П.Шереметев ценил таланты в среде крестьян и давал им развитие, отправлял талантливых крестьян на учебу в столицу. В сл. Борисовке были также построены две церкви - Тихвинской Божьей Матери (1714 г.) и церкви во имя Преображения Господня (1719 г.). В 1887 г. в Борисовке насчитывалось 500 иконописцев. Борисовцы писали свои иконы в строгановском, византийском стиле, в соответствии с киевской, новгородской, московской школами. Самые популярные темы икон - Спаситель, Божья Матерь, Николай Чудотворец, Тихвинская Божья Матерь, св. Харлампий и св. Власий (покровитель скота и защитник от поветрий), Козельщанская Божья Матерь. Изготовление икон соединяло в себе несколько промыслов: непосредственно написание иконы, изготовление киотов, обряжение икон. Последний вид деятельности предполагал украшение иконы с использованием стекла, фольги, цветной бумаги, гумми и стекляруса … профессиональное начало этому делу заложила игуменья Августина в местном Тихвинском монастыре. Обозы с обряженными иконами уходили в Киев, Рыльск, Харьков, Белгород.

Из среды борисовцев вышло много талантливых иконописцев. Примечательно, что художник В.Л.Боровиковский тоже учился здесь живописи. В 1902 г. в Борисовке открылась иконописная мастерская, куда принимались мальчики 10-14 лет после начальных училищ на четыре года бесплатного обучения.

К началу ХХ столетия художественные достоинства борисовских икон стали ниже, осложнилось положение и с древесным материалом. Все это вызвало упадок промысла.

Гончарный промысел - один из самых старейших на курской земле. Промысел был развит в западной и восточной частях Курской губернии. Великая Михайловка была центром и главным пунктом горшечного производства во всей восточной половине губернии. В горшечном производстве наблюдалось большое разнообразие ассортимента, так как варьировались цвет, форма. Кроме глиняной посуды, труб изготовляли кафли в д. Дроняево, с. Кожля Льговского уезда, Линове Путивльского уезда.

Центры народной глиняной игрушки были в д. Дроняево, с. Кожля Льговского уезда.

Работа с камнем различных пород - это традиционное занятие русского народа. В Курской губернии особенно славились каменщики с. Троицкого Нижне-Реутской волости Фатежского уезда. В Курском уезде добывали самород и мел, в Путивльском уезде - брусяной камень, в д. Берюхово и Моисеевке, Петуховке и Романовке Путивльского уезда добывали жерновой камень. В Белгородском, Корочанском и Льговском уездах выжигали уголь. Кирпичное производство особенно было развито в Щигровском, Обоянском и Тимском уездах. Как свидетельствует краеведческая литература, каменщики начали объединяться в артели уже к 1887 г.

Были в Курской губернии и умелые кузнецы. В начале ХХ века кузнечный промысел был наиболее развит в Грайворонском, Новооскольском, Старооскольском, Фатежском и Щигровском уездах, заштатном городе Мирополье. Металлические части машин курские кузнецы делали самые простые... В Фатежском уезде изготовляли металлическую изгородь.

Ткачество как кустарный промысел, не имело серьезного экономического значения и, в основном, удовлетворяло бытовые нужды. Ткали холст, полотно, рушники, полотенца, скатерти, рукава для женских рубашек, простое сукно, шерстяные кушаки, пояса, вожжи, попоны, ковры, дорожки, одеяла, плахты и т.п. В 1911 г. открылись ткацкие школы в г. Суджа, сл. Белая и с. Боршня, д. Касторная с отделениями в Судже и Мирополье.

Особо следует сказать об изготовлении скатертей. Этот промысел возник в конце первой четверти XIX столетия. Занимались тканием скатертей мужчины. Скатерти делали исключительно из пеньки и льна четырех сортов. Самые распространенные рисунки на скатертях были "клеточками" и "шашочками" (шестиугольниками), на дорогих скатертях были узоры "колпаки" и "теремки". Производство скатертей было сосредоточено в центральном районе Курской губернии, слободе Борисовка Грайворонского уезда, деревне Крутая Щигровского уезда, в Фатежском и Курском уездах. Курские скатерти продавались на ярмарках и местных базарах южных уездов Курской губернии, в Харькове и Харьковской губернии.

Один из самых молодых промыслов - корзиноплетение (плетение корзин) - был принесен в Курскую губернию крестьянами, уходившими на заработки в южные губернии.

Были в Курской губернии и кустари-музыканты. В селе Нижнее Ольховатое Щигровского уезда, деревне Воронцово, Карасевке Курского уезда делали гармонику - неизменного спутника и сопроводителя всех народных праздников.

 

Ремёсла Курского края

- это обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения. Гончарное производство

Примерно в IX—Х вв. в России появился гончарный круг—простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой.

 

Кузнечное ремесло Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.

 

В России ковочное дело стало развиваться в 1732 году в селе Хорошево под Москвой, где была открыта самая первая в Европе коновальная школа.

 

При работе лошади на твердой поверхности некоторые части копыта быстро повреждаются. В этом случае лошади больно наступать. Она начинает хромать или вообще отказывается наступать на поврежденную ногу. Кованная подкова помогает защитить копыта лошади от изнашивания и всемозможных травм. Подкова — это приспособление для защиты копыт лошади.

 

В древние времена, когда еще не существовало подков применялись приспособления, сплетенные в виде башмака или чулка из разных материалов:лыка, кожи, тростника или обычных pастительных волокон. А кpепились самодельные копыта прочными веpевками, или же pемнями. Такие башмаки не были прочными, а ремни и веревки вызывали дерматиты. Подошву копыт pабочего скота мазали смолой. Позже подковы научились крепить специальными гвоздями.

 

Подкова на счастье Представление о том, что подкова приносит счастье, пришло из Древнего Египта. По легенде лошадей для колесниц фараона подковывали золотыми подковами, и за мчащимися колесницами неслась толпа в надежде на то, что подкова из золота достанется счастливцу.

 

На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой, особенно если она отлетела от задней, ближайшей к прохожему, ноги серой кобылы. Примета эта идет из тех времен, когда лошадь была самой большой хозяйской ценностью. И подковать свою лошадку мог себе позволить далеко не каждый: слишком уж драгоценны были «железные башмачки», которые, несмотря на все старания кузнецов, частенько отваливались. Найденную подкову можно было переплавить или продать — невероятная удача для работяги-крестьянина.

 

По стариной легенде святой Дунстан был известным кузнецом, и однажды к нему пришел дьявол в обличии лошади. Он стал соблазнять кузнеца на плохие дела. Однако кузнец не поддался дьяволу, а взял и подковал «рогатого», да пригвоздил его к стене. Тот запросил пощады. И чтобы этот черт больше в кузне не появлялся, на дверь повесили подкову. Отсюда и пошли многие приметы о подкове. После этого случая люди стали вешать подковы на двери в своих домах, чтобы отпугнуть злых духов. Найденную же подкову принято вешать на дверь, но зачем? И, интересно, откуда пошла эта традиция?

Как же правильно вешать подкову рожками вверх или вниз? В странах Востока, Европы и Латинской Америки подкову вешают на стену в положении рожков смотрящих вниз. Таким образом, счастье льется прямо на вас. В Англии и Ирландии считают, что подкову надо вешать рожками вверх. Тогда счастье не вытекает. Подкова в Мексике – украшается ленточками и монетками с изображениями святых. Она висит довольно высоко и ее трогать ни в коем случае никому нельзя. В Италии, наоборот, - подкову вешают так, чтобы каждый, кто входит в помещение ее задевал. В нашей стране подкову принято вешать рожками вниз.

 

Плетение из лозы К одной из наиболее распространенных разновидностей обработки дерева относится плетение изделий из древесных прутьев, особенно ивовых (лозы).

Из лозы можно сплести практически всё! Чего только не создавали умельцы — от грибного лукошка и хозяйственных корзин до дорожных сундуков и плетеной мебели!

 

Глиняная игрушка Традиционными для Курского края также является глиняная игрушка.

 

Бондарство Бондарь - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

Очень развито было в области иконописание. Особо искусными мастерами славилась слобода Борисовка.

 

Вышивка

 

Начало развиваться еще в XVI-XVII вв. Коврами украшались парадные сани, покрывались лавки, сундуки; ковры использовались в обрядах. Одним из центров ковроделия была Курская губерния. Со второй половины XVIII в. ковроткачество превратилось в промысел. Ковроткачество

 

Курские ковры по мотивам узоров определяются специалистами как цветочные. Обычно на чёрном фоне (реже на «поле» другого цвета) изображены букеты, гирлянды, разбросанные розы красного и розового цвета различных оттенков. В первой половине XIX в. возникают помещичьи ковроткацкие мастерские и начинается широкое производство ворсовых ковров.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: