В. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)

Слепые дети - дети, у которых зрение совершенно отсутствует (тотально слепые) или сохранилось в виде светоощущения или остаточного зрения до 0,04.

Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Выпадение зрения приводит к обеднению чувственного опыта детей. Главными каналами получения впечатлений из внешнего мира становятся осязание и слух. Поэтому чувственные образы слепых детей имеют иное, чем у зрячих, качество и количество их более ограничено. Представления предметов и явлений у слепых детей часто характеризуются меньшей яркостью и чёткостью. Особенности восприятия обусловливают значительную затруднённость ориентировки слепых детей в пространстве. Большое значение имеет время утраты зрения. Если ребёнок ослеп на 4 - 5-м году жизни или позже, зрительные представления, имевшиеся у него, могут сохраниться, т. к. они в этом возрасте тесно связываются с развившейся речью. Потребность в общении с родителями и окружающими людьми вызывает быстрое развитие речи у слепых детей, что способствует также быстрому развитию их мышления. Однако ограниченный чувственный опыт слепого ребёнка приводит к тому, что словесные знания недостаточно связываются с представлениями о предметах. Высокого развития у слепых детей достигает память, т. к. им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо запомнить больше данных, чем зрячим.

Слабовидящие дети -это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
Восприятие слабовидящих детей характеризуется большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Зрительные представления у них менее чётки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены. Поэтому для слабовидящих характерна затруднённость пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может приводить к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Однако зрение у слабовидящих остаётся основным путём восприятия. У таких детей осязание не замещает зрительной функции, как это происходит у слепых.

Слабовидящий дошкольник может воспитываться в массовом детском саду, где должны быть учтены его индивидуальные особенности. Важнейшая задача в учебно-воспитательной работе со слабовидящими детьми - охрана их зрения и его разумная тренировка (повышение нормы освещённости в уч. помещениях, пользование лупами или телескопическими очками, учебниками с крупным шрифтом, тетрадями со специальной более чёткой разлиновкой, перерывы в зрительной работе через каждые 10 - 15 мин. и т. п.). Соблюдение этих требований приводит к общему развитию процессов восприятия, а в некоторых случаях и к улучшению зрения.
Дети с пониженным зрением,
или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

 

Г. Дети с нарушениями речи.

Дети с нарушениями речи - дети с отклонениями в развитии речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Нарушения речи имеют многообразное выражение, различаются по формам и по степени. Одни из этих форм касаются фонетической стороны речи, другие - затрагивают и смысловую сторону, словарный запас, грамматический строй. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи. По степени выраженности следует различать речевые нарушения, наличие которых не является препятствием к обучению в массовой школе, и тяжёлые нарушения речи, требующие пребывания в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

 

Д. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети).

Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Основную группу умственно отсталых детей составляют олигофрены. В зависимости от степени нарушений умственного развития выделяют 3 степени умственной отсталости: идиотия, имбецильность, дебильность.

При идиотии дети имеют глубокие нарушения не только в психическом развитии, но и в моторике (не могут самостоятельно передвигаться), неспособны к усвоению даже элементарных навыков самообслуживания, не владеют речью и не понимают речи других. Они нуждаются в постоянном уходе и поэтому направляются в детские учреждения социального обеспечения.

При имбецилъности дети страдают весьма грубыми нарушениями познавательных процессов, неспособны к длительному целенаправленному действию, легко отвлекаются. Речь у имбецилов обычно развита плохо, имеются большие дефекты в произношении (косноязычие, заикание). После длительного специального обучения у имбецилов вырабатываются начатки чтения, письма, счёта, некоторые навыки самообслуживания и простых видов труда. Обучение и воспитание имбецилов осуществляется в детских учреждениях социального обеспечения или в специальных классах при вспомогательных школах.

При дебильности дети, страдая значительной степенью умственной отсталости, способны, однако, к систематическому школьному обучению по специальной программе; они составляют основную массу учащихся вспомогательных школ.

По окончании вспомогательной школы дети-дебилы в большинстве случаев подготовлены к выполнению посильной для них трудовой деятельности. Однако даже при самых благоприятных условиях сохраняются значительные различия между нормальными детьми и детьми-дебилами в течении, темпах и результатах их развития.

 

Е. Дети с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: