Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)

Рассмотрим подробнее.
Б. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
Глухие дети

Ø   ранооглохшие дети   – родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах.

Ø   позднооглохшие дети - сохранившие речь –те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована.

Слабослышащие дети (тугоухие) - дети с частичной потерей слуха.

Ø  слабослышащие дети, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками

Ø  слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Т. к. в младенческом возрасте у глухих детей, как и у слышащих, имеется гуление, не зависящее от наличия слуха, то родители нередко обнаруживают глухоту ребенка только к 8 - 9 месяцам, когда у слышащих детей появляется сменяющий гуление лепет, на основе которого формируется речь, у глухих же детей прекращается не подкреплённое слухом гуление, а лепет не возникает. Дети, оглохшие в полтора - два года, становятся немыми через 2 - 3 месяца, если не применяются специальные меры к сохранению их речи. Чем раньше глухой ребёнок попадает в благоприятные для него специальные  условия, тем успешнее идёт его развитие. Обучение глухих детей строится на использовании их зрительного восприятия, кинестезической и вибрационной чувствительности. Овладевая чтением с губ, они начинают понимать обращённую к ним словесную речь; научившись производить речевые движения, начинают произносить слова. Зрительно воспринимая пальцевые речевые движения (дактилирование) и сами воспроизводя их, глухие дети выучиваются чтению слов и предложений, сообщаемых им в дактильной форме, и самостоятельному дактилированию. Специально развиваемая вибрационная чувствительность даёт возможность глухим детям получать сведения о движении отдалённых предметов, их расположении в пространстве и о некоторых свойствах предметов.

Позднооглохшие дети - дети, потерявшие слух в дошкольном или школьном возрасте и сохранившие в той или иной мере речь, приобретённую до возникновения глухоты. Степень сохранности речи у позднооглохших детей зависит от условий развития ребёнка, от наличия или отсутствия работы по сохранению речи, от умения использовать остатки слуха и т. п. При отсутствии работы над речью дети, потерявшие слух в дошкольном возрасте, к школьному возрасту перестают говорить. При соответствующей же работе речь не только сохраняется, но и развивается. Из-за отсутствия слухового контроля над собственной речью у позднооглохших детей очень часто возникают нарушения произношения, а затруднения в восприятии речи окружающих приводят к появлению неправильностей в грамматическом строе речи и ограничениям в словарном запасе.

Для сохранения речи у только что оглохшего ребёнка очень важно немедленно оказать ему помощь в овладении навыком чтения с губ, а также в сохранении правильного произношения. В учебно-воспитательной работе спозднооглохшими могут быть использованы остатки слуха, сохраняющиеся у значительного количества таких детей. Иногда позднооглохшие дети, полностью сохранившие речь и хорошо владеющие навыками чтения с губ, могут обучаться в массовой школе при дополнительной внеклассной работе педагога и родителей.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Слабослышащие (тугоухие) дети - дети, которые вследствие тугоухости не могут самостоятельно и полноценно овладеть речью в обычных условиях, но у которых всё же имеется возможность приобретать с помощью слуха некоторый речевой запас. Степень речевой недостаточности у слабослышащего ребёнка зависит в первую очередь от степени поражения слуховой функции. Однако весьма существенное значение имеет и время возникновения слухового недостатка. Даже нерезко выраженное поражение слуха, возникшее до двух с половиной - трёх лет, может привести к значительным отклонениям в речевом развитии ребёнка.

Обнаружив понижение слуха у ребёнка, необходимо срочно принять меры по коррекции речи и формированию навыка чтения с губ. В этих случаях даже при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха ребёнок ко времени поступления в школу овладевает развёрнутой речью. В соответствии со степенью понижения слуха наблюдается большая или меньшая ограниченность словарного запаса у ребёнка, сопровождаемая неправильным употреблением слов. Произношение самостоятельно приобретённых ребёнком слов представляет характерное своеобразие. Грамматический строй речи слабослышащих детей также может быть нарушен. У слабослышащего ребёнка ограниченное понимание устной речи и читаемого текста. Чрезмерно конкретное понимание слов лишает ребёнка возможности усваивать даже самые элементарные общие понятия, в результате чего у него возникает задержка развития словесно-логического мышления, которая может быть ликвидирована только специальным обучением речи.

При небольшом недоразвитии речи слабослышащий ребёнок может оставаться в массовой школе при условии дополнительных занятий, на которых учитель уточняет произношение слов, помогает овладеть звуковым составом слова и этим способом обучает грамоте. При значительном недоразвитии речи слабослышащие дети воспитываются в специальных детских садах и обучаются в специальных школах для слабослышащих и позднооглохших. Звукоусиливающая аппаратура, применяемая при обучении, помогает ему воспринимать объяснения учителя. В результате этого слабослышащий ребёнок получает образование в объёме массовой школы.

Итак, уровень речевого развития глухого ребенка зависит от: степени нарушения слуха, времени возникновения слухового дефекта, педагогических условий развития ребенка и его индивидуальных особенностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: