Поведение в широком смысле слова – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления в среде.
Отклонение в поведении индивида отрицательно сказываются на развитии самой личности.
Выделяют несколько групп детей с ЗПР в зависимости от их психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные и возбудимые.
В связи с тем, что у большинства детей с ЗПР имеются недостатки развития нервной системы, аффективные вспышки нередко оканчиваются головной болью, повышением температуры, состоянием усталости.
Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта.
Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально – волевой сферы, дезаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.
|
|
Серьезные ограничения в социально – личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической поддержке.
Литература.
1. Н.Н Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. Психологические основы формирования личности. – М., 1986.
2. Л. Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М.: Изд – во НЦЭНАС, 2003.
3. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.
4. Л.С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983.
5. А.Р. Лурия. Внимание и память. – М., 1990.
6. А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
7. С. Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.
8. И. В. Страхов. Воспитание внимания. – М., 1970.
9. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н - Новгород, 1994.
10. С. Г. Шевченко. Коррекционно - развивающее обучение: Организационно - педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно – развивающего обучения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАЛОС, 1999.
11. С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994.