Организация рабочего пространства (С.Файнс)

Подготовьте все необходимое до прихода клиентов. Если к вам придут супруги с детьми, надо продумать, как расставить стулья. Неплохо было бы иметь по крайней мере один лишний стул, – сразу станет ясно, не подвергается ли кто-либо из членов семьи остракизму со стороны остальных. Расставленные по кругу стулья – это хороший способ подчеркнуть вашу принципиальную терапевтическую установку: в разговоре все равны и каждому будет предоставлена возможность высказаться.

Чтобы подчеркнуть равноправие всех членов семьи, психотерапевт должен неторопливо и тепло поздороваться с каждым из них, повторить имя каждого, в том числе ребенка, и даже младенца, сидящего на руках у матери. После этого дайте возможность членам семьи самим выбрать для себя место или, что тоже бывает, сесть туда, куда укажет семейное «начальство». Сам психотерапевт должен сесть последним.

Итак, консультант получил первое впечатление о том, какова расстановка членов семьи. Садятся ли муж и жена вместе или же они разделены детьми либо пустым стулом? Садятся ли все дети ближе к отцу либо к матери, или же каждый из детей располагается сам по себе, поближе к одному из родителей? Кто с кем устанавливает визуальный контакт? Сели ли пришедшие так, чтобы все они могли видеть друг друга? Указывает ли кто-то из членов семьи, где, по его мнению, должен сесть специалист?

Иногда бывает целесообразно всем, включая специалиста, разместиться вокруг стола. Мы по собственному опыту знаем, что, поскольку стол скрывает часть нашего тела, сидя за ним, мы чувствуем себя более защищенными, а это хоть немного, но снижает нашу тревогу. Но есть и другие причины. Если вы подозреваете, что от членов семьи можно ожидать вспышек насилия или других негативных проявлений сильных эмоций, стол может стать полезным средством контроля за ситуацией. Он будет обеспечивать преграду на пути прямого физического контакта, а также устанавливать дистанцию между членами семьи. Стол поможет начинающему семейному консультанту чувствовать себя уверенней. Хотя использование стола – дело вкуса консультанта, иногда вы можете сделать этот выбор осознанно, предложив (или не предложив) сесть вокруг стола, руководствуясь тем, что вам уже известно о данной семье. Еще одно замечание об использовании стола во время первой встречи: иногда нам захочется что-то изменить на последующих сеансах, и отказ от использования стола может стать для клиентов важным терапевтическим знаком, что они уже начинают менять привычные структуры межличностного взаимодействия.

Семья у себя дома

Если первое интервью проходит в форме домашнего визита, то специалист имеет меньше возможностей, чтобы контролировать ситуацию. Как при любом домашнем визите, очень важно заранее известить семью, по телефону или письмом, о времени вашего прихода, о том, какова цель вашего визита и с кем именно вы собираетесь встретиться. Придя в дом, вы, вероятно, увидите, что самой тихой и просторной комнатой, которая наиболее удалена от телевизора, является кухня или столовая. Возможно, для ваших целей не очень подойдет гостиная, потому что стоящие там кресла и диваны располагают ко сну, особенно детей. Вы не совершите ошибки, если сами скажете, которая из комнат больше подходит для встречи. Кроме того, именно вы как профессионал должны попросить уменьшить громкость телевизора или радиоприемника. Возможно, вам понадобятся дополнительные стулья, поэтому не забудьте попросить принести лишний стул (по причине, о которой говорилось выше). Поскольку это дом клиента, он, скорее всего, укажет, где вам сесть, и вы вежливо примете предложение. Интересно также составить себе представление, является ли ваше место почетным? Теперь у вас появилась возможность пронаблюдать, какое место выбирает тот или иной член семьи и как они рассаживаются по отношению к вам и друг к другу ( С.Файнс).

Интервью

Интервью Хейли подходит для большинства семей и легко реализуется от стадии к стадии. Рассмотрим более подробно задачи, возникающие перед терапевтом на каждом этапе оценочного интервью.

1) Социальная стадия

Большинству людей непросто сразу начать достаточно значимый откровенный разговор. Поэтому, когда члены семьи появляются на пороге кабинета, терапевт делает специальные усилия по их раскрепощению. Обычно в начале встречи терапевт представляется и просит всех назвать свое имя. Он предлагает клиентам познакомиться с окружающей обстановкой и объясняет формат встречи. При этом лучше, если терапевт поочередно вступит в контакт с каждым членом семьи. Ему важно дать понять семье, что никто не будет забыт и опыт каждого является ценным.

Разговаривая с семьей, терапевт решает сразу несколько взаимосвязанных задач. Он интересуется каждодневной жизнью семьи, одновременно используя техники присоединения. Устанавливая контакт с членами семьи, он также наблюдает за их взаимодействиями.

В начале интервью терапевт уточняет информацию, полученную по телефону, о том, кто проживает вместе и, соответственно, все ли присутствуют на сессии. Специалисты большинства направлений семейной терапии находят полезным уже на социальной стадии составлять упрощенную генограмму трех поколений семьи, дополняя ее потом в ходе терапии. Обычно набрасывается первичный рисунок родственных связей, выясняется возраст, стаж в браке, образование и род занятий членов семьи, где кто проживает, а также состояли ли супруги в других браках и есть ли от них дети. Кроме того, терапевт обычно интересуется, проходили ли они терапию раньше и с каким результатом. Кто направил семью к данному специалисту и почему?

Важно также выяснить, в какой квартире живут члены семьи и как они распределяются по комнатам. Встречаются, например, случаи, когда ребенок спит вместе с матерью в одной комнате, а отец — в другой. Отметив для себя здесь проблемную зону (если она есть), терапевт может вернуться к ней на следующих стадиях интервью, предложив, например, нарисовать план квартиры, отмечая личное пространство каждого человека. Данная информация позволяет оценить коалиционную структуру в семье и меру контроля и власти, которыми обладает тот или иной член семьи. Кроме того, она иногда дает возможность формулировать очень конкретные домашние задания, связанные с перепланировкой, изоляцией или совмещением психологических пространств.

Социальная стадия занимает обычно несколько минут и не встречает сопротивления у членов семьи, так как воспринимается в логике знакомства терапевта с семьей. Получение общей информации о семье уже в самом начале сессии служит хорошим подспорьем для терапевта в понимании того, кто может быть задействован в конфликте и какие области семейной системы необходимо исследовать более подробно.

На этой стадии терапевту рекомендуется самому удерживаться от обсуждения семейных проблем, послуживших поводом для обращения, и останавливать в этом клиентов, пока не будут получены общие сведение о жизни семьи и не будет установлен контакт с каждым из них. Поэтому, рисуя генограмму семьи, терапевт старается не задавать вопросов о взаимоотношениях. Он спрашивает только о фактах и родственных связях, оставляя дискуссии о взаимоотношениях на более поздние стадии интервью.

Уже на социальной стадии интервью, еще не задавая вопросов о том, что привело к нему семью, семейный терапевт должен активно собирать информацию о проблемных зонах семьи, используя наблюдение.

Следует отметить настроение, с которым члены семьи входят к нему в кабинет. Он отслеживает качество отношений между родителями, то, насколько они сотрудничают друг с другом, кто из взрослых пришел на консультацию неохотно. Когда проблема связана с ребенком, у родителей часто существует несогласие в том, что с ним делать. Иногда ребенок играет роль козла отпущения и родители перед лицом его проблем, наоборот, сплачиваются.

Когда клиенты входят в кабинет терапевта, важно, чтобы они имели возможность спонтанно рассесться, как каждый из них хочет. Порядок, в котором они садятся, представляет собой своеобразный мини-тест на структуру семьи и может быть использован при построении терапевтических гипотез.

Перечислим некоторые типичные варианты рассаживания:

Ø мать может сесть среди детей, а отец на краю группы, что, возможно, отражает его роль в семье;

Ø родители сидят отдельно от проблемного ребенка, демонстрируя единую позицию;

Ø проблемный ребенок сидит между родителями, что, возможно, отражает его связующую функцию в их браке. При таком рассаживании родители более склонны спорить друг с другом;

Ø мужчины сидят рядом, а женщины отдельно от мужчин, что может свидетельствовать о дифференциации в семье по половому признаку;

Ø бабушка сидит между мамой и детьми, вероятно, регулируя их взаимоотношения и т.д.

Важными диагностическими параметрами являются пространственная дистанция между клиентами, рассаживание по коалициям и наличие связующих группировок членов семьи.

Терапевт наблюдает, как ведут себя родители с детьми. Дисциплинируют ли они их или позволяют спонтанно взаимодействовать друг с другом? Излишне опекают ребенка, отвечают за него на вопросы или не взаимодействуют с ним, а только говорят о том, что следовало бы с ним сделать, и т.д.

Поведение ребенка по отношению к терапевту может указывать на то, что семья ожидает от терапии. Если ребенок боится терапевта, то это может свидетельствовать о том, что он думает, будто находится здесь для наказания или что его здесь оставят. Часто подросток узнает о встрече с психологом за час до визита. Хорошим способом установления контакта с ним может быть разговор об этом и эмпатическое понимание его чувств.

Терапевту важно отметить, кто в семье пытается привлечь его на свою сторону даже на этой стадии знакомства. Если один из членов семьи слишком дистантен, то, может быть, потребуется больше усилий для его вовлечения в работу. Если один из родителей навязывает свое мнение слишком часто, терапевту могут понадобиться специальные шаги, для того чтобы сохранить нейтральность и не вступать с ним (или против него) в коалицию в течение сессии. Если родители смотрят на ребенка с раздраженным видом, а затем обращаются к терапевту, — возможно, они приглашают терапевта объединиться с ними против проблемного ребенка, продолжая формировать стереотип козла отпущения.

 

Приложение 1.

ПЛАН СБОРА ДАННЫХ ПО СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ

1. Состав ядерной семьи. Здесь указываются пол, возраст, имена, профессии, места учебы членов семьи.

2. Взгляд членов семьи на предъявляемую проблему, в частности, их представление о времени начала текущих симптомов, а также об истории проблемы.

3. Сбор информации о ядерной эмоциональной системе:

ü Когда, где и как состоялась встреча будущих супругов. Как они ухаживали друг за другом. Какие значимые события происходили в тот период.

ü Кто был инициатором заключения брака. Когда, где и как состоялось заключение брака. Кто на нем присутствовал. Каковы были отношения членов родительских семей.

ü Значимые события в ядерной семье со времени заключения брака: переезды, болезни, рождение детей, смерти, разводы, смены работы.

4. Затем переходим к выяснению состава расширенной семьи. Здесь отмечаются пол, возраст, имена, профессии, места учебы членов расширенной семьи.

5. Сбор информации о расширенной семье:

У каждого из супругов выясняется, какие существенные события произошли в период после оставления им родительского дома и до вступления в брак.

Ø Выясняются паттерны, характерные для личной жизни, профессионального развития, получения образования.

Ø Значимые события в обеих родительских семьях до и после ухода из дома члена рассматриваемой ядерной семьи.

Ø Семейные истории сиблингов.

Ø Отношения родителей — их встреча, брак, значимые события их жизни.

Ø Построение генограммы для родительских семей мужа и жены.

 

Приложние 2.

АНАЛИЗ СОБРАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Развитие симптома в ядерной семье, его первое проявление и хронология. Кто является носителем симптома. Чувства и фантазии членов семьи, касающиеся начала проявления симптома. (при быстром развитии симптомов вполне вероятно, что они являются реакциями на некие нарушения в расширенной семье. В этом случае прогноз хороший. Если симптомы развиваются медленно, в течение долгого времени, они обычно происходят от дисфункции в ядерной семье, формировавшейся в течение долгого времени.)

2. На какой стадии жизненного цикла находится ядерная семья. Боуэн выделяет следующие стадии семейного цикла: брак; рождение ребенка; полная ядерная семья (когда все дети уже родились); стадия ухода детей из дома (от ухода первого ребенка до ухода последнего); старость; смерть. Для каждой стадии характерны свои значимые треугольники.

3.Эмоциональные процессы в ядерной семье. Опишите и проанализируйте отношения между членами семьи и способы защиты от близости, которые они используют (дистанцирование, конфликт, проекции, гипер- или гипофункционирование).

4. Стрессоры семьи. Узловые события (существенные для хода жизни межпоколенческой семейной системы - точки скопления феноменов, вследствие которых семейная система может стать более открытой, или более закрытой, или разрушиться), активизирующие тревогу в семейных полях (ядерной и расширенной эмоциональных системах). Возможные узловые события: рождение ребенка, поступление в школу, смена школы, переезд семьи, супружеская сепарация, развод, повторный брак, стресс на работе, безработица, физические травмы, болезнь, смерть.

5. Эмоциональная реактивность. Как семья реагирует на стрессоры, какое количество и интенсивность симптомов при этом присутствует.

6. Адаптивность семьи. Приспособляемость семьи напрямую связана со степенью ее дифференциации. Здесь важно соотношение между стрессорами, действующими на семью, и реактивностью семьи. Например, если семья подвергалась большим стрессам, но имеет малую реактивность, то это говорит о высокой степени дифференциации. Если стрессоров немного, но реактивность большая, то это низкий уровень дифференциации.

7. Стабильность и целостность расширенной семьи. Уровень функционирования расширенной семьи. Доступность расширенной семьи для ядерной семьи.

8.Эмоциональные разрывы. Количество незавершенных эмоциональных привязанностей в ядерной и расширенной семьях. В каких формах (эмоциональное или физическое дистанцирование) выражается эмоциональный разрыв. Чем больше эмоциональный разрыв с родительской семьей, тем больше симптомов возникает в ядерной семье.

9. Паттерны и темы, присутствующие в семейных полях. Паттерны и основные события в ядерной и расширенной семьях взаимосвязаны. Здесь мы анализируем, что общего существует в ядерной и расширенной семьях: типология симптомов, конфигурация слияний и эмоциональных разрывов, значимые треугольники, эмоциональные процессы, процессы проекции, корреляция значимых событий.

10.Уровень дифференциации семьи. (чем ниже общий уровень дифференцированности в семье, тем чаще и интенсивней проявляется феномен эмоциональных волн, то есть ряд тревожащих узловых событий, «пронизывающих» семейную систему).

11. Фокус терапии. Существуют две клинические цели:

ü Снижение тревоги, ведущее к облегчению симптома. (чем ниже уровень дифференцированности, тем труднее мотивировать индивида к работе над базовым личностным изменением — он больше живет в мире чувств, чем в мире мыслей. У него выше эмоциональная зависимость от других и слабее способность пожертвовать сиюминутным комфортом ради достижения нового понимания).

ü Долгосрочное стремление повысить базовый уровень дифференциации.

Определитесь, какой из этих фокусов вы выберете для этой семьи.

12. Прогноз. Как вы оцениваете результат для данной семьи, основываясь на обследовании эмоциональных факторов.

Ø Прогноз хуже всего, когда весь процесс проекции сосредоточен на одном ребенке или у одного из супругов развивается болезнь (это свидетельствует об интенсивности процесса проекции).

Ø Прогноз ухудшается в том случае, если семья выражает свою недифференцированность, используя лишь один механизм.

Ø Если присутствуют все механизмы (эмоциональные процессы) и каждый из них не столь фиксирован, это указывает на лучший прогноз изменений.

Ø Наилучший шанс для радикальных изменений имеется при наличии потенциала открытой коммуникации и существовании отношений с родительской семьей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: