Первая беседа с семьей

Психотерапия семьи

Лабораторные занятия

Организационная часть занятий:

«Психотерапия семьи» включает 4 семинарских занятия и 3 лабораторные работы.

КТ1 – Третий и четвертый вопросы семинара 1:

· Подготовка презентации по теме «Классики семейной системной психотерапии» (выбрать по желанию одного автора: Джей Хейли, Сальвадор Минухин, Мара Сельвини Палаццоли, Мюррей Боуэн, Карл Витакер, Верджиния Сатир, Носсрат Пезешкиан; В.К. Мягер, Т.М. Мишина, Л.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер). Требования к презентации в Приложении к семинарскому занятию.

· Письменное составление таблицы «Сравнительный анализ индивидуальной, супружеской и семейной психотерапии».

 

КТ2 – второй вопрос семинарского занятия 2

Характеристика направлений и школ семейной терапии. Подготовка письменного доклада и презентации по выбранному направлению (2 вопрос семинара; письменно; требования и индивидуальные темы к написанию доклада и презентации указаны в приложениях). Выбрать по желанию одно из направлений.

 

КРТМЗадание для КРТМ: выбрать семью для анализа или проанализировать свою семью, опираясь на Приложение 1 и Приложение 2 первой лабораторной работы (ПЛАН СБОРА ДАННЫХ ПО СЕМЕЙНОЙ и ИСТОРИИ АНАЛИЗ СОБРАННОЙ ИНФОРМАЦИИ). Заполнить все возможные для вас пункты схемы и обратить внимание на трудности, которые возникли в ходе работы и на последнем лабораторном занятии сдать в виде письменного отчета.

 

Все остальная информация, которая представлена в лабораторных занятиях - для ознакомления и умственной переработки с целью последующего использования в практической деятельности.

 

Задания по КТ высылаются преподавателю согласно расписанию, выставленному диспетчером, график отправления материалов по КТ следующий:

КТ1 – выслать в день, когда будет выставлен третий семинар

КТ2 – выслать в тот день, когда будет выставлен четвертый семинар

КРТМ –прислать в день, когда в расписании будет стоять 4 лабораторная работа.

Каждый студент выполняет задание и отсылает Скляренко Ольге Николаевне отдельным письмом с темой – Фамилия студента и КТ, например, «Полякова, КТ1»

на электронный адрес: smagolga@yandex.ru

или в вк

Если Вам что-то непонятно, вы знаете, как меня искать.

Лабораторное занятие 1.

Первичная беседа с семьей

1. Теоретическая подготовка по теме «Этап первичной беседы с семьей»

2. Сбор данных по семейной истории.

Конспект для теоретической подготовки к лабораторному занятию 1

Основные этапы психологического консультирования семьи

Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи: предварительный этап записи; этап первичного приема; диагностический этап; этап составления психологического заключения; этап совместного анализа причин возникновения проблемы и определения путей ее разрешения; заключительный этап (О. А. Караабанова)

Предварительный этап записи. Этап первичного приема.

Первая беседа с семьей

Задачи первого интервью:

Сторонники различных направлений системной семейной терапии могут по-разному проводить первую встречу. Причем наблюдаются довольно значительные различия как по содержанию беседы, так и по форме общения с семьей. Одних терапевтов будет больше интересовать информация о семейной истории в нескольких поколениях, другие прежде всего сделают акцент на структуре семьи и взаимодействиях ее членов. Последователи Стива де Шазера постараются вообще не говорить о проблемах семьи и будут фокусировать внимание клиентов на их целях и ближайшем будущем, когда проблема перестанет существовать.

Точно так же и форма взаимодействия с клиентами у каждого подхода будет особой. Представители Миланской школы, проводя циркулярное интервью, станут вовлекать в беседу всех членов семьи. Терапевты структурного направления любят пересаживать клиентов, устраивая различные диадические взаимодействия между ними. Сторонники же постклассических школ семейной терапии (нарративный подход; краткосрочная терапия, ориентированная на решение) будут довольно долго беседовать с каждым по очереди в присутствии других членов семьи, удерживая остальных в позициях наблюдателей.

Таким образом, теоретическая парадигма подхода будет определять метацель и стиль ведения первого интервью. Тем не менее существуют также общие задачи, решать которые терапевт должен уже на первой встрече с семьей вне зависимости от избранного им направления. Известно, что чаще всего клиенты уходят с терапии сразу после ее начала. Поэтому формирование терапевтических отношений является важнейшей и неспецифической для конкретного подхода задачей первой сессии. Уже в начале работы терапевту важно:

ü создать доверительную атмосферу, ощущение у клиентов, что их понимают и говорят на одном языке;

ü вызвать надежду на изменения и усилить мотивацию к дальнейшей работе именно с этим терапевтом;

ü задать структуру отношений, обсудить правила и взаимные ожидания от терапевтической работы, заключить соглашение о целях, длительности, цене и составе участников терапии.

Однако начальная и завершающая стадии первого интервью довольно схожи для всех ведущих концепций системной семейной терапии. Основные различия приходятся прежде всего на середину интервью. (А.В.Черников)

Приходу семьи на прием, как правило, предшествует контакт с клиентами по телефону. В данном разговоре терапевт или секретарь договариваются с представителем семьи о встрече, уточняют повод обращения и состав семьи, коротко дают представление о семейной терапии и характере предстоящей работы.       

                    ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

Семейная психотерапия начинается не с первого интервью, а с первого контакта с кем-то из членов семьи. Прежде чем назначить первую встречу и решить, стоит ли вообще начинать психотерапию, специалист должен получить исходную информацию. Ниже приводится список вопросов, которые надо задать при телефонном разговоре:

1. На что жалуется звонящий (коротко, только основное - супружеская проблема или детско-родительская).

2. Кто является инициатором обращения.

3. Каков состав семьи.

4. Сколько лет детям.

Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить предварительную системную гипотезу. Мара Сельвини-Палаццоли и ее коллеги (Palazzoli et al., 1980) подразделяют гипотезы на полезные и бесполезные. Они исходят из предположения, что эти гипотезы должны описывать паттерны отношений, то есть иметь системный характер. При очной встрече с семьей психотерапевт проверяет свою предварительную гипотезу.

Если проблема связана с ребенком, то на первую встречу приглашают всех, кто проживает вместе, особенно настаивая на присутствии самого ребенка и обоих родителей.

Если родители разведены, то терапевт старается вовлечь в работу всех отвечающих за ребенка взрослых. Кроме того, терапевт выражает пожелание, чтобы братья и сестры проблемного ребенка также присутствовали хотя бы на первой встрече.

Обычно телефонный разговор продолжается не больше 10 - 15 минут, однако позволяет получить первичную информацию для терапевтической гипотезы (А.Я.Варга).

СТАДИИ ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ

Джей Хейли [Haley, 1976], основатель стратегической терапии, разработал вариант проведения первого интервью, включающий следующие стадии:

1) Социальная стадия (терапевт встречает семью, удобно устраивает ее в кабинете, устанавливает контакт с каждым членом семьи).

2) Проблемная стадия (членов семьи по очереди расспрашивают об их видении проблемы).

3) Стадия взаимодействий (членам семьи предлагают поговорить друг с другом).

4) Стадия установки целей (семью просят конкретизировать запрос и определить более точно, каких именно изменений они хотят).

5) Заключительная стадия (на ней обговариваются условия терапии и уточняется состав участников. Иногда уже на первой встрече семье дается домашнее задание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: