Вторая младшая группа

Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»

Гончарова Г.В., воспитатель

МБДОУ детский сад КВ№42 г.Воронеж

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Мини - музей «Предметы народного быта» в ДОУ был создан с целью:

осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

 

Цель:

Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

2. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.

4. Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту предметов народного быта.

Тип музея: выставка экспонатов.

Направление работы: нравственно-патриотическое.

Виды экспонатов: предметы русского народного быта.

Количество экспонатов: 20 штук.

 

 

Глоссарий

 

Домовой – это домашний дух, который живет в каждом доме, незримо охраняя хозяев от бед и несчастий, и следит за порядком, но вот на глаза он показывается не каждому. Без домового не может стоять ни один дом.Домовой является хранителем домашнего очага, его покровителем и душой. Именно домовой проявляет заботу о том, чтобы в доме всегда был достаток, чтобы никто не ссорился, и не болел, а плохие люди и нечистая сила не могли навредить хозяевам, следовательно, за это люди платят ему своей любовью.По поверью живет домовой в зимнее время около печи или же на печи, а если у хозяина есть лошадь или конюшня, то помещается он именно около лошадей. Если лошадь нравиться домовому, то он заплетает ей гриву и хвост, дает ей корм, отчего и сама лошадь добреет.      

Корзина - народное изделие из берёсты, камыша или ивовой лозы. Корзина укладка разного вида, сплетённая из прутьев, из стеблей, соломы, коры, кореньев, драни и прочего. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани, отличаются от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками.

Ковёр — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных или утеплительных целях.

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

 

Крынка - глиняная утварь для подачи на стол молока и молочных продуктов. Крынки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью.

 

Ложки – столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой). Размер чашечки соразмерен размеру рта человека. Используется как столовый прибор или музыкальный инструмент.Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

 

Лучина - тонкая специально укрепленная и медленно горящая щепка.

 

Маслобойка - высокий, суженый кверху бочонок, в крышке отверстие для колотовки (била), к нижнему концу которой (ударная часть) крепили кружок с отверстиями или крестовину, предназначен для изготовления масла, сметаны.

 

Печь – это традиционное устройство для обогрева помещений и приготовления пищи. Печь всегда располагалась по диагонали к переднему углу. Эта диагональ разделяла в избе "чистое" и "нечистое" пространство, отделяла мужскую и женскую половину. В ней готовили пищу, корм скоту, томили молоко, сушили грибы, пекли хлеб, мылись (в тех местах, где не было бань), сушили одежду, продукты, в подпечке зимой держали кур. Печь служила местом для ночлега. Наверху спали старые, да малые, это самое почетное (теплое) место. Молодежь спали на лавках, сундуках, и даже полу. Приблизительно четверть избы занимала "русская" печь. Вплоть до конца XIX века у русских бытовали глинобитные печи, топившиеся по-черному, в т.н. "курных" избах дым выходил через приоткрытую дверь и специальное отверстие в стене. Постепенно они были вытеснены печами с дымоходом. Считалось, что за печью живет домовой.

 

Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

 

Прялка. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на них они делали специальный орнаментнитки.

 

Рушник – домотканный кусок ткани.Изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы (в ширину 35- 40 см, а в длину от 3 до 5 метров), на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками.Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Им украшают иконы, его вывешивают на кресты, окна, двери, ворота, шест.

 

Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. На Русском Севере рубели называли «катальными палками». Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.

 

Сито -частое решето, в которое сеют, бьют, протирают или цедят; самое крупное: гро́хоты, среднее: решето, мелкое, частое: сито.

 

Скатерть – Слово «скатерть» образовалось от древнерусского дъскатьрть, дъска - доска и тьрть - вытертое от tert тереть. Изначально скатерть стелили на стол для того, чтобы во время трапезы можно было вытирать о ее края руки. Если разобрать этимологию слова, то скатерть дословно означает "вытирать руки о доску". Кстати, столом в те годы служила доска, поэтому в слове «скатерть» фигурирует слово «доска», от которого осталось только «ска».

 

Столярные инструменты — инструменты, используемые в столярном деле, для работы с древесиной и древесными материалами.

 

Углевой утюг - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века.

Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия.

 

Чугун - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

 

Часы «ходики» - небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

 

 

Адресность

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия, с использованием экспонатов музея.

Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.

В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. В то же время многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.

Музей «Предметы народного быта» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.

Социальная значимость программы музея «Предметы народного быта» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА

Вторая младшая группа

1. Понимать значение слов: изба, хозяйка, колыбелька.

2. Иметь представления:

· о русской народной игрушке – матрешке;

· предметах старинного быта: самовар, ухват, чугунок, лавка;

· предметах рукотворного мира: варежки, рукавицы, перчатки;

· малых формах фольклора: потешки, песенки.

 

 

Тематический план

Дети от 3-4 лет

месяц тема часы
1 сентябрь Что такое музей? 15 мин
2 октябрь Добрая изба 15 мин
3 ноябрь Печка – хозяйка. 15 мин
4 декабрь Хозяйкины помощники 15 мин
5 январь К нам гости пришли 15 мин
6 февраль Кот Пушок на печурке греется 15 мин
7 март Куклы в народном сарафане 15 мин
8 апрель Волшебная прялица 15 мин
9 май Как у наших у ворт 15 мин
10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин
11 июль Уж как я –ль мою коровушку люблю 20мин
12 август Во саду ли, в огороде 20 мин

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: