Глава 2. Особенности воплощения образов славянской мифологии из лирики Пушкина

Средства создания образов в произведениях А. С. Пушкина не могут быть рассмотрены без изучения особенностей портрета в творчестве. Портрет рассматривается как одно из средств создания образа героя через изображение внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя [2, c. 301].

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина под понятием «народная мифология» понимается целый комплекс языческих верований славянского народа «о демонических «существах» – неиндивидуализированных духах природы; хозяевах – хранителях лесов, полей, рек, земных недр», а также о духах, имеющих отношение к человеческому быту: водяных, кикиморах, русалках, леших.

К народной фантастике Александр Сергеевич Пушкин впервые обращается после окончания Лицея в 1819 году, уже став известным поэтом. «Языческий космос» поэта включает в себя множество мифологем, которые своими корнями уходят к истокам древнего славянства с его обычаями и верованиями. «Сквозными» персонажами в его творчестве, являются домовой, чёрт и русалка.

Среди этих персонажей на первом месте стоит чёрт, который присутствует как в сказках, так и в стихотворениях («Бесы», «Демон», «Влюблённый бес»). Интерес к этому персонажу сохранялся у поэта на протяжении всего творчества. В своём лирическом творчестве поэт изображает черта не только как человеческого врага и совратителя. В творчестве поэта обычно этот персонаж находится в тесном контакте с человеком и «воспринимается им как привычное зло».

Бесы иным образом предстают «в зрелом творчестве поэта». В этот период в творчестве Пушкина бесы уже представляют зло, враждебное человеку, которое способно его погубить. В стихотворении «Бесы» (1830) Пушкин красочно описывает атмосферу во время «разгула темных сил»:

«Посмотри: вон, вон играет,

 Дует, плюет на меня;

 Вот – теперь в овраг толкает

 Одичалого коня» (II, 86).

Ещё одним заимствованным персонажем из «низшей» славянской мифологии является домовой, к образу которого поэт обращается в стихотворениях «Домовому» (1819) и «Всем красны боярские конюшни» (1827), в обоих стихотворениях, несмотря на десятилетнюю разницу в создании, функции и облик домового остались неизменными. Домовой Пушкина точно соответствует «мифопоэтическим традициям», поэтому является «и покровителем, и защитником человека и дома, но при определённых условиях, и враждебен ему». 

В стихотворении «Домовому» (1819) образ домового представлен как дух – покровитель, который охраняет жилище человека. Домой в творчестве Пушкина занимается не только охраной дома, под его покровительством так же находится остальное хозяйство: сады, леса и луга. Пушкин придаёт ему черту, которая не была свойственна мифологеме: домовой охраняет поля от буйства стихии:

Да не вредят полям опасный хлад дождей

И ветра поздного осенние набеги;

Да в пору благотворны снеги

 Покроют влажный тук полей! (I, 195)

 

Стоит сказать, что в творчестве Пушкина домовой, так же как и домовой в славянской мифологии не является персонифицированным, является «тайным стражем» и «не имеющим зримого лица».

Иным образ домового представлен в стихотворении «Всем красны боярские конюшни» (1827). Герой стихотворения – «младой конюх», каждую ночь в тайне отправляется на свидание к «красной девке» верхом на коне, а утром уставший конь снова возвращается в конюшню. Метаморфозы, которые происходят с конём, по мнению старого конюха, являются проделками домового, который невзлюбил коня (III, 30):

Домовой повадился в конюшни.

По ночам ходит он в конюшни,

Чистит, холит коней боярских,

Заплетает гриву им в косички,

Туго хвост завязывает в узел.

Как не взлюбит он вороного.

На вечерней заре с водопою

Обойду я боярские конюшни

И зайду в стойло к вороному –

Конь стоит исправен и смирен.

А поутру отопрешь конюшню,

Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет

С морды каплет кровавая пена.

Во всю ночь домовой на нем ездил

По горам, по лесам, по болотам,

С полуночи до белого света (II, 174).

 

В этом стихотворении домовой представлен как противник человека, что проявляется во враждебном отношении к коню. Важным здесь является не то, что это предположения «старого конюха», а то, что поэт смог воссоздать образ этого мифологического персонажа.

Ещё одним повторяющимся образом из славянской мифологии в творчестве Пушкина является русалка. Как и домовой, вопрос существования русалки не ставится под сомнение в народном сознании.

Первая проба –стихотворение «Русалка» (1819), написаное в «романтическом ключе», о чем свидетельствует сюжет (отшельник –монах попадает под чары русалки) и «система изобразительных средств» («роковая страсть», «чудная дева» и т.п.), которые были характерны для романтической поэтики. Несмотря на это, образ пушкинской русалки описан точно в соответствии с «набором типологических примет», свойственных русалке в славянской мифологии.

В представлении древних славян, русалка была очень красива, «всегда распущенные русые, черные или зеленые косы ниспадают по спине и плечам ниже колен, стан –стройный, глаза – голубые или черные, с длинными пушистыми ресницами».

Пушкинская русалка соответствует мифологическим представлением, она так же «прелестна» и «бледна», а любимым занятием является расчёсывание своих длинных волос. В стихотворении русалка «чешет влажные волосы» и «манит к себе» отшельника:

… она манит его рукою,

Кивает быстро головой…

Целует издали шутя (I, 200).

 

Так же Пушкин использует образ русалки «в контексте философских размышлений» о жизни и о любви. В стихотворении «Как счастлив я…» (1826) русалка является воплощением «глубинной, эротической сущности животворящей природы», благодаря которому у героя появляются «томительное» и «сладкое» любовное чувство:

Её глаза то меркнут, то блистают,

Как на небе мерцающие звезды <…>

А речь её… Какие звуки могут

Сравниться с ней –младенца первый лепет,

Журчанье вод, иль майский шум небес (II, 164 - 165).

 

В данном случае русалка у Пушкина представлена в виде символа единства человека и природы.

Пушкин, обращаясь к «Руси изначальной», стремится установить «порвавшуюся связь времен» между прошлым и современностью. Пушкин обращается к тем мифологическим пластам, благодаря которым его поэзия приобрела национальный и цельный характер.

В «Песне о вещем Олеге» мы и узнаем одну из таких историй встречи человека с вестником Судьбы, предначертанной божественным повелением.

В исторической балладе представлено три главных героя. Два из них достаточно привычны. Это князь Олег, получивший звание «Вещий». Другим, не менее значимым для сюжета героем, является кудесник. Под этим именем выступает волхв, который ведал (знал) прошлое, настоящее и будущее всего племени и отдельного человека.

Александр Сергеевич Пушкин дает каждому из этих героев развернутую характеристику. Важно не просто еще раз прочитать хорошо известные пушкинские строки, но, используя появившиеся в современной науке знания мифологических пластов истории, культуры и мышления наших предков, увидеть главных героев произведения под новым углом зрения, постараться более глубоко, чем мы привыкли до сих пор, увидеть их взаимоотношения [9, c. 163].

Пушкину удавалось чрезвычайно натуралистично передавать внутренний мир своих героев, что во многом основывалось на его чуткой восприимчивости жизни и людям. По сути, Пушкин не столько воображает своих персонажей, сколько художественно отображает в своих произведениях окружающую действительность. О психологической реалистичности созданных Пушкиным образов наглядно свидетельствует тот факт, что среди его героев современники нередко узнавали известных им лиц, послуживших прототипами тех или иных литературных персонажей.



Заключение

 

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум. Это достаточно сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное.

Резюмируя, художественный образ – это конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле.

А. С. Пушкин использует самые разнообразные поэтические средства для создания образа: значимость имени, особое внимание к глазам и их выражению, акцентирует внимание на деталях изображения, обильно употребляет оценочные эпитеты, вовлекает в создание портрета позы и жесты героев. Он активно применяет элементы статического, динамического и эмоционального портретов. Это способствует стремлению автора воплотить в портрете всего человека (внешнего и внутреннего) и свидетельствует о развитии реалистического изображения в создании облика героев. Именно поэтому Пушкину удавалось чрезвычайно натуралистично передавать внутренний мир своих героев, что во многом основывалось на его чуткой восприимчивости, и наглядно нашло отражение в литературе.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: