Опубликовано в: Труды Вятской ученой архивной комиссии. – Вып. III. – Отд. II. – Вятка, 1905. – С. 22–52 (четные)

Древле князя Асифстии, нарицаемы Славене и Русь, воставше отъ Евксинопонта, сиречь отъ чернаго моря, еже по нихъ въ пролозе пишется Рускою, со множествомъ народовъ своихъ пришедше на полунощь отъ великаго езера Ирьмея полъ 2 поприща, на реце Мутной, ныне же нарицаема Волховъ, создаша градъ и нарекоша во имя старейшаго князя своего Славенъ градъ въ лето отъ создания мира 3099.

И потомъ граду тому бысть запустение казними Богопопустнымъ моремъ; паче же по семъ нашедше Угры и всеконечно разориша и въ запустение места оной положиша.

И прешедшимъ многимъ летомъ, паки собравшеся отъ реки Дуная и отъ окресныхъ странъ многочисленнии ти народи приидоша на праотеческие запустевшие места и создаша Новый градъ и расплодихся и по многимъ странамъ разсеяшася.

И во днии Македонии царя Александра великаго, иже бе въ лето 5133, народу тии съ князь своими храбрости ради своея прияша отъ него мирные грамоты и честни.

И егда возмужавшимъ зело во множестве и храбрости народа, и многи грады и страны покоривше и изъ царствующихъ градовъ дани собиравше, и избраша отъ гражанъ своихъ правителя Гостосмысла и граду своему имя приименовавше нарекоша Новъ градъ великий, и отъ того времении ти народи нарицахуся Славенороссы. И по летехъ оныхъ темъ народамъ Божественныя благодати возсия заря, прияша святое крещение чрезъ великаго князя Владимера въ лето 6496 и быша вси христиане.

И по успении сего великаго князя въ чадехъ его бысть братоненавидении и убивство и егда облада сынъ его Ярославъ всею Славенороссийскою землею по убиению брата своего Святополка, тогда великаго Новаграда жителемъ, нарицаемымъ Славяномъ сей великий князь Ярославъ даде уставные грамоты въ лето 6528, дани и правителства узакони вечно и уставъ судебны предаде еже не преходитъ законъ вечныхъ.

Егда же великаго Новаграда народы самовластующе по своей воли и изобилующе въ богатстве паче всехъ Россианъ и призываху великихъ князей къ себе ради отмщения супостатовъ и имеяху ихъ за повелениемъ своихъ, еже имъ прежнихъ пределъ не преходить и ставленныхъ съ нихъ да не какъ они получали отъ великаго князя Ярославля и жалованныхъ ево грамоте не переменять, а елицы призвании князи вечно отъ того прежняго установления пременяху или что по своей воли сотворятъ, сихъ на части изъ великаго Новаграда отсылаху, овыхъ и съ безчестиемъ и имения ихъ отъемлюще, а инии не терпяще стыда и безчестия сами избегаху, отъ нихъ же явственно въ Новогородскихъ летописцахъ писано еже въ та лета бывшихъ делесехъ.

И тако тии народи самоволствующе въ великомъ Новеграде и въ пределехъ его прияша обычай отъ отецъ своихъ правимы между собою своими градожители тысятцкими и посадники, и быша въ нихъ много неисправления ложная, и въ собрани да не съ пределовъ своихъ противления; наипаче же во дни тыя отметнушася отъ великаго Новограда Двиняне не восхотевше дани даяти по прежнему установлению и великому Новуграду и предавшеся князю Андрею Суждалскому и сыну его Роману. И о сихъ различныхъ великихъ князей бранемъ умножившимся на великий Новъ градъ за самовластие ихъ, но и паче же и зависти ради яко изобилующе въ богатстве паче иныхъ градовъ, и отъ нашествия сихъ князей отъ междоусобныя брани избави пресвятая Богородица честнымъ образомъ своимъ показа знамение чудо преславное въ лето 6676.

И по семъ Новгородцы правимии своими градожители и князей паки призываху и себе по своей воли, и наипаче народу умножающеся и самоволству и не строению и безчинию настоящу, и воеваху ся Российстии князи не токмо съ Новгородцы, но и между собою во всехъ Российскихъ странахъ наипаче же въ Рязанскихъ и Суздалскихъ и Муромскихъ. Въ та же лета началное княжение изъ Киева принесеся во градъ Владимерски последи же и къ Москве.

Самовласцы же великаго Новограда жители заратишася съ Российскими великими князи и многие ихъ уделныя земли грады и страны разоряюще и пленяюще, и бысть между Российскими князи и Новогородцы великое неустроение и вражда, и тогда Новогородцы воеваху по Волге реке и которые страны завоеваху въ техъ и жити изволяюще, понеже желаху безмятежно жити и междоусобия отъити, разсматряюще земли и ко вселению удобные места избирающе. И мнози Новогородцы о преселении отъ своихъ местъ за умножениемъ народа и за неустроениемъ межоусобныхъ браней мыслити начаша.

И въ лето 6682 отделишася отъ пределъ великаго Новаграда жители Новогородцы самовласцы дружиною своею и шедше плавяху въ судехъ на низъ по Волге реке и дошедше реки Камы и пребыша ту не колико время и поставиша по Каме реке градецъ малъ во обитании себе и слышаху о Вятке реке инъ же по ней живущихъ Чуди Остяковъ обладающихъ многими землями и угодьи, построиша окопи и воли земляныя кругъ жилищъ своихъ бьяшася на ходу Руси, а къ поселению потребны и угодны обладаютъ ими отъ техъ языкъ не тягостны. И отделишася половина техъ Новогородцовъ и идоша вверхъ по Каме реке да чу со всехъ местъ, а другая половина остася на Каме реке въ новопостроенномъ ихъ городке. Шедши же вверхъ по Каме реце и сшедше на гору на страну ону и дошедши реки Чепцы и внизъ по ней пловуще пленяюще Остяцкие жилища и окруженныя земляными валами ратию вземлюще и обладающе ими, и егда исплывше тое реку Чепцу внидоша въ великую реку Вятку и плывше по ней мало боле пяти верстъ и узревше на правой стороне на высокой прекрасной горе устроенъ градъ Чудской и земляныхъ валовъ окруженъ, отъ реки жъ Вятки ровъ глубокий отъ него жъ гругомъ земляного валу ископанымъ ровомъ обведенъ, называемъ Чудью Болванской городокъ иже и ныне нарицается Никулацыно по реке Никуличанке. И видевше Новогородцы той градъ на прекрасной высокой горе возжелеше гатию взяти его и обещашася прародителемъ своимъ Российскимъ великимъ княземъ страстотерпцемъ Борису и Глебу и заповедаша всей дружней своей поститеся и ни ясти ни пити еже бы имъ получить той Болванской Чудской городокъ подъ обладание себе и ту селитву имети.

И приступивше къ тому граду вельми жестоко и сурову призываху на помощь святыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глеба и глаголюще яко же иногда Новогородскому великому князю Александру Невскому даровали есте победу на сопротивныя Шведы за рекою Невою явистеся пловуще въ насаде, тако и ныне намъ способствуйте молитвами вашими и помощию всесилнаго въ Троицы славимаго Бога и преставителствомъ пресвятыя Богородицы и ходатайствомъ святыхъ страстотерпцовъ великихъ князей Бориса и Глеба той крепкий градъ взяша воинскимъ промысломъ въ лето 6689 5 месяца июля въ 24 день на память ихъ всероссийскихъ князей святыхъ страстотерпцовъ Бориса и Глеба и побиша ту множество Чуди и Остяковъ, а инии по лесамъ разбегошася, и по обещанию своему поставиша въ томъ граде церковь во имя святыхъ страстотерпцовъ Бориса и Глеба и нарекоша той градъ Никулицынъ. Отъ того обладания Новогородцы начаша множитися и размышляюще, еже бы имъ где въ пристойномъ месте градъ свой построити местъ разсмотряюще.

Оставшимся же Новгородцомъ въ городке на Каме реке вниде въ лугъ яко дружина ихъ Новогородцы обладаша на Вятке Чудскими местами, воставше по Каме реке и внидоша во устию Вятки реки и идоша по ней вверхъ до Черемишскихъ жилищъ и дошедше до Корьшарова городка обладаема Черемисою и слышаху яко дружина ихъ Новогородцы Божиею помощию и заступлениемъ святыхъ страстотерпцовъ Бориса и Глеба взяша на Вятке славной Бохванской городокъ, и они такожде обещашася и молебныя пения Господу Богу воспевше призываху на помощь сродниковъ своихъ святыхъ страстотерпцевъ всероссийскихъ князей Бориса и Глеба и начаша ко граду приступати и въ другий день изъ града того жители побежаху, инии же граду врата отвориша возвещающе граждане Новогородцовъ что имъ показася ко граду приступающе неисчитное великое множество.

И тако Божиею помощию той Коншаровъ градъ взяша и обладаша и те Новогородцы распространишася и начаша жити на всей Вятской стране и посылахъ отъ себя для уведения вверхъ по Вятке реке места усмотривающе.

И абие снидоша посланныи у обою страну Новогородцевъ свыше Вятки реки отъ Бохванского городка иже ныне именуемо по реке Никуличанке место оно Никулицыно и снизу Вятки реки отъ Какшарова городка названомъ по реке Кокшаре ныне же нарицается Котелнинъ, и межъ собою въ разглаголствии другъ друга позвавше и советъ объявляюще усмотрении местъ и тако согласившеся Новогородцы обладатели Бохванскаго городка и Кокшарова гребу имъ устроити обще единъ градъ и замокъ крепкой во утверждение имети отъ нашествия супостатъ иноверцовъ Чуда Остяковъ и Черемисовъ и иныхъ народовъ.

И избравше место прекрасно надъ рекою Вяткою близь устия реки Хлыновицы, инии жъ реша въ то время по реке оной летевше птицы и крычавше хлы хлы и отъ того назвася та река Хлыновица, на высокой горе иже ныне зоветъ Кикиморская место бо оно ко общему вселению удобно и изъ тоя горы преславно источники водъ истекающия многия.

И по общему согласию во уреченную годину сошедшеся народи мнози Новгородцевъ на оной горе начаша къ созиданию града место устрояти древеса готовити располагающе како созидати градъ. И заутра воставше обретоша некако Божиимъ промысломъ все изготовлению принесено по Вятке реке ниже на высокое жъ пече пространнейшее место и широкое поле иже въ то время нарицашеся Баласково поле.

Новогородцы жъ со всею дружиною своею моляся Господу Богу и Его Богоматере пресвятей Богородицы о показании места къ созиданию града хвалу возсылающе и молебная пения воспевше.

И на томъ благоизбранномъ месте вначале поставиша церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня и градъ устроиша и нарекоша его Хлыновъ градъ речки ради Хлыновицы.

И тако Новогородцы начаша обще жителствовати самовластвующе правыми и обладаеми своими жители и нравы своя отеческия и законы и обычаи Новгородския имяху на лета многа до обладания великихъ князей Российскихъ и прозвашася Вятчане реки ради Вятки.

Егда же онии Новгородцы построиша градъ Хлыновъ и жити начаша прешедшего отъ перваго места съ Болванского городка съ Никулицына и обещашася святымъ страстотерпцемъ княземъ Российскимъ Борису и Глебу вселетную память творити образъ ихъ святыхъ съ Никулицына во градъ Хлыновъ приносить и кругъ града хождение чинити и праздновать честне дабы долгими леты и времены незабвенны были бывшая чудеса о поселении ихъ на Вятке. – Еже и до ныне тое память обновляюще по вся лета празднующе.

Во времена же тыя Российския князи имущия отданныя грады прихождаху на Вятку съ различными воинстей въ великомъ собрании киждо хотяще страну Вятку взяти въ подданьство себе и ничто же успеваше. Наипаче же отъ Чуди Остяковъ и Черемисъ и отъ Агарянскаго рода разныхъ народовъ Тотаръ и бесурмянъ и Нагайцовъ снизу Волги реки и отъ Казанскихъ Татаръ и изъ Закамскихъ поселившияся тии Новгородцы Вятчане многое утеснение имуще и разорение воюеми многажды и никако же обладаеми бяху. Во многа бо лета во граде Хлынове где ныне Кремль городъ построены жития жителей техъ кругомъ града храмины другъ подле друга въ близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены понеже то место окружено отъ северной страны ископанымъ рвомъ а отъ западу и полудни преглубокимъ рвомъ а съ востоку отъ реки Вятки высокая гора. Избраша бо жителие такое угодное место дабы отъ нашествия супостатъ въ томъ граде быть свободно и ко отмщению удобно и где ныне на торгу земской колодяжъ и на томъ ключю построена была винокурня и земская изба за Вознесенскою церковию где ныне богаделни было великое болото и езеро и на томъ месте птицъ ловили а дале того места кругомъ лесъ былъ. И въ гору что ныне Спенцынская улица недалече отъ нынешней Воскресенской церкви ходили въ чащи леса по ягоды.

И егда во граде умножишася людие и поселились свободно и тогда боящеся нашествия супостатъ поставили острогъ кругомъ всего посаду наченше съ полуденной стороны отъ глубокова рва где ныне выше винокурны словесны Епиховъ потокъ и ведоша тотъ острогъ на северъ до глубокова жъ рва где ныне башня троеворотна и построиша башни на проезжихъ дорогахъ.

Въ та же лета съ Устюга великаго и съ Двины и отъ многихъ различныхъ странъ христиане приходяще въ Вятку страну поселишася мнози и святыя церкви въ уездехъ по селамъ поставляюще. Черемиса жъ и Остяки и Чудь набегающе со стрелами и оружиями многи селитвы разоряюще и пленяюще.

Они же Вятские жители близь города Никулицына на той же реке Никуличанке выше устроиша погостъ и поставиша церковь во имя святаго великомученика и победоносца Георгия и нарекоша место оно Волково и отъ Никулицына внизъ за Вяткою рекою заводиша поставить церкви Богоявления и Воскресения Господня идеже и доныне словетъ гарь студеная и воскресенская и поставлена часовня у реки Просницы близь устия и повселетицы память и до днесь творяще въ суботу предъ пятдесятницею.

И отъ набеговъ же Чуди Остяковъ и Черемисъ те церкви въ уезде не даша поставить.

Христиане же те святыя церкви Богоявленскую и Воскресенскую построиша во граде Хлынове и во времени егда наипаки умножися благочестие Богоявленскую церковь нарекоша соборною и ради частого нашествия Чуди Остяковъ и Черемисянъ обещашася Вятские града Хлынова и уездные жители великомученику страстотерпцу и победоносцу Георгию по вся лета по дважды изъ села Волкова приносятъ образъ его святый во градъ Хлыновъ и встречать со освященнымъ соборомъ и со всемъ народомъ со свящами и празновать и кругъ града хождение уставиша. Еже и до ныне пришествие святаго его образа великомученика Георгия по вся лета по дважды бываетъ.

И во многи лета возообновление всему народу бывшее набежание Чуди Остяковъ и Черемисъ со стрелами воспоминающе приносяще со образомъ великомученика Георгия стрелы оваваны и людие со свещами стрелы оные сменяюще въ память великомученика избавления ради отъ набежания Чуди Черемисъ и Остяковъ и протчихъ неверныхъ народовъ бывшихъ со оными стрелами.

Пребывающе они Новгородцы на Вятке ни кимъ обладаемы самовластвующе по своей воли многия лета имуще съ собою на Вятке разныхъ городовъ пришедшихъ и поселившихся мнози народу.

Оставшияся жъ въ Нове городе людие вознегодовавше на нихъ Вятчане(ъ) зело и водяще на нихъ княземъ Российскимъ оболгующе всяко и нарицающе ихъ изъ Новаграда беглецами и разорителями Российскихъ князей вотчинъ ихъ дабы себе Новуграду отъ Российскихъ князей примирение и милость получити наипаче же называху ихъ Вятчанъ разбойниками и отказныя на нихъ Вятчанъ великимъ княземъ подающе пишуще ихъ самоволниками.

Князи же Российские по наваждению ихъ посылающе по путемъ ратныхъ своихъ людей и не дающе имъ въ Новьградъ возвратитися и наипаче согласитися.

Они же Вятчане бывшеи Новгородцы тую себе укоризну укрывающе называшася по ихъ Новгородцевъ оставшихся названию беглецами и во отмщение укоризны ихъ приписаша, чтобъ будто имъ изъ Новаграда на Вятку бежавших(м)ъ зжившимся съ женами ихъ Новгородцом(в)ъ и детей приживших(м)ъ а имъ Новгородцемъ будто бывшимъ на войне посланымъ изъ великаго Новаграда 7 летъ.

И сего во многихъ деревняхъ летописцахъ нигдеже обретается написаша Вятчане во отмщение укоризны Новгородцемъ понеже изъ Нова города отлучися съ согласия Новгородцевъ и за повелениемъ ихъ. Отъ сего же ихъ Новгородцевъ оставшихся наваждения Российскихъ князей и на Вятку посылаху рати множи и ничто же успевающе за ростаниемъ далного пути наипаче облажими Вятчане со всехъ странъ лесами многими и блаты и проходы къ себе нуждно имуще.

Во времена же набежание частое на Вятку Черемисъ и Остяковъ со стрелами и со оружиемъ бывше и начинающихъ христианъ селитися пленяюще и селитвы ихъ разоряюще. Наипаче же съ Пижмы реки что ныне въ Яранскомъ уезде Черемиса для разорения христианъ часто набегающе въ волости Котелнича города. По реке жъ Кобре отъ древнихъ повествуемо христиане селитву зачинающе имуще съ собою святый образъ святителя чюдотворца Николая написанъ въ чудесехъ и отъ нашествия Черемисъ тыя христиане бежаще съ реки Кобры лесами дикими и незнаемыми местами. И прошедши реку что ныне нарицается Великая река не ради величества оныя реки и наводнения народа великихъ чюдотворений збывшихся по ней имя она река восприяла взыдоша же тыя христиане на гору высоку и прекрасну зело и въ густой чащи леса на той горе святый образъ Николая чудотворца неведомо како судбами Божиими той святый образъ оставиша.

И во времении ономъ егда восхоте Господь Богъ святителя Николая чудотворца образъ его святый явити чудесне человекомъ новопоселившимся отъ разныхъ странъ и пребывающимъ въ самовласти скудно веру христианскую имущимъ и церквей въ уезде нигде не имуще, сицевымъ смотрениемъ быти устрои.

Въ лето 6791 г. а отъ рождества Христова 1383 при великомъ князе Московскомъ да Дмитрии Ивановиче Донскомъ и при митрополите Пимине до взятия Вятки изъ самовластия въ подданство великихъ князей Московскихъ за 75 летъ, отъ града Хлынова внизъ по Вятке реке растояниемъ всего 40 верстъ въ край Великия реки на прекрасной высокой горе иже искипе источникъ воды чистъ иже и доныне видимъ всеми и пиющимъ исцеления и здравия граду.

И явися сице некий благоговейнъ христианинъ близь тоя горы селитву начиная и еха на ону гору потребы ради своей и видитъ въ густой чащи леса светъ велий сияющъ и свещи мнози явишася онъ же пришедъ на то светло сияющее место обрете святый образъ великого святителя Николая чудотворца и вземъ со тщаниемъ и теплою верою сердечною и привезе на возиле своемъ въ домъ свой и постави вне на храмину свою въ ней же живяше понеже въ новожити начинающе и храмину малу имуще и предъ теми храминами забрала не имуще. Въ тыя же дни человекъ некто христианинъ бе въ болезни тяцемъ о образе святителя Николая нача призывати его скораго помощника съ теплою верою и абие внезапу получи скорое исцеление бысть здравъ яко николи же болевъ и позна себе скорое избавление отъ тое болезни милостию святителя Николая чудотворца ради его явившагося святаго образа и бысть тотъ христианинъ паче верою теплейши и нача повсюду прославляти и внезапное скорое исцеление сказоваше.

Слышавъ же христианы начаша приходити къ тому святому образу носяще болящия и скорое исцеление получаху и пронесеся о семъ чудотворномъ образе слава велика. И потому собрася христианъ множество и испросиша у началствующихъ града повеление и поставиша церковь малу во имя чудотворца Николая и въ той церкви чудотворный его святый образъ поставиша и бысть паки отъ того чудотворнаго образа чудесъ множаше.

По времении же доволне града Хлынове началствуеми отъ священного чина слышаху чудеса многа бываемая отъ образа Николая чудотворца советовавше со всемъ освященнымъ соборомъ еже бы такое драгоценное богатство чудотворный образъ принести во градъ Хлыновъ ради многонародного собрания.

Христиане же тыя иже имуще тотъ чудотворный образъ нехотяще его разлучитися со многими слезами моляще началствуемыхъ града еже бы имъ не лишенымъ быти таковаго безданного богатства.

Началствуеми же градодержатели со всемъ освященнымъ соборомъ и со множествомъ народа едва упросиша у техъ христианъ за обещаниемъ своимъ еже имъ по вся лета всемъ чудотворнымъ святымъ образомъ изъ града Хлынова приходить на чудотворивое его место.

Во уреченноо же место шедше града Хлынова богоискусни священноначалницы принесоша той святый чудотворный образъ святителя Николая чудотворца съ Великия реки во градъ Хлыновъ и поставиша въ церкви въ кремле городе построеной во имя его святителя Николая чудотворца и по вся лета обещание свое исполняюще съ темъ чудотворнымъ образомъ изъ Хлынова на Великую реку шествие творяще иже и до днесь совершается хождение со множествомъ народа.

Священноначалницы жъ градодержатели советующее еже бы имъ ради многонародного собрания общий праздникъ узаконити и повелеша правозгласникомъ во многи дни на торгу всему народу объявляти дабы по недели всехъ святыхъ первую неделю Петрова поста все христиане постилися и въ пятый день сиречь отъ святыя Пасхи въ девятую пятницу праздновали во граде Хлынове святителю Николаю чудотворцу и съ чудотворнымъ его образомъ великорецкимъ хождениемъ кругъ всего града Хлынова учиниша съ постомъ и молитвою чудесъ ради бывающихъ отъ него дабы христианскому народу той чудотворный образъ видимъ былъ и день празднества его явления ради чудотворнаго его образа всему народу узаконенъ былъ ведомь еже и до днесь совершается.

 

Въ лето 6897 великий князь Дмитрий Ивановичь Донский преставися по немъ бысть сынъ его великий князь Василей Дмитриевичь.

 

И во днии его великаго князя Василия Дмитриевича въ лето 6899 Тотарский царь Токтамышъ посла царевича Бектута на Вятку ратию онъ же шедъ Вятку взялъ и людей посече а иныхъ въ полонъ поведе а иныхъ на окупъ отдаде.

 

Въ лето 6929 на Вятке убиенъ бысть Аифалъ и сынъ его Нестеръ отъ Михаила Росохина.

 

Въ лето 6964 великий князь Василий Дмитриевичь посла рать на Вятку весною со княземъ Семеномъ Ряполовскимъ и ничто же успе воротились.

 

Въ лето 6967 великий князь Василий Васильевичь Московский всея России Вятскую землю взялъ и дань положилъ были въ самовластии 278 летъ.

 

Въ лето 6979 великий князь Василий Васильевичь послалъ на Вятку Бориса Слепца веля имъ ити на Двинскую землю воевати съ ними же и Устяжаномъ велелъ ити а съ ними былъ князь Иванъ Васильевичъ Оболенской.

 

Того же лета Вятчане шедше Волгою въ судехъ на низъ и взяша Сарай и много товару взяша и поехали прочь и пришедшу велику ветру и потопи все струги и люди ни единъ человекъ не вышелъ.

 

Въ лето 6985 прииде на Вятку царь Казанский безъ вести и много людей въ полонъ взялъ и иныхъ посече града же ни единаго не взялъ и множество Татаръ подъ грады Вятчане побили и посла великий князь на весну силу свою на Казань воевати по Волге и много ихъ плениша а Вятчане и Устюжане плениша по Каме Татаръ.

 

Въ лето 6997 великий князь Иванъ Васильевичь послалъ на Вятку воеводъ своихъ князя Данила Щеня да Григорья Морозова съ великою силою они же грады ихъ поимаша а Вятчанъ ко крестному целованию приведоша а болшихъ и лутшихъ людей съ женами и съ детми выведоша къ Москве да и Вятскихъ князей. И великий князь Иванъ Васильевичь Вятчанъ болшихъ людей пожаловалъ въ Боровские а иныхъ въ Кременьске разсадилъ и земли имъ подавалъ а торговыхъ людей въ Дмитровъ послалъ а князей Татарскихъ пожаловалъ къ Вятке отпустилъ а крамолниковъ смертию казнилъ.

 

Въ лето 7007 великий князь Иванъ Васильевичь послалъ воеводъ своихъ съ силою съ Устюжаны со Двиняны и Вычагжаны и съ Вятчаны на Угорскую землю и повоеваша и князей поимаша а иныхъ къ роте приведоша и вси здрави возвратишася.

 

Въ лето 7008 ходила рать Казанская Татарская чрезъ Вятку на Устюгъ 40000 и повоевали много все городы около Устюга и власти и многа зла твориша и въ полонъ поведоша и пошла та сила Моломою реною на плотахъ и собрашась все Вятские жители всехъ городовъ подъ Котелничь городъ и ту силу Тотарскую на Моломе реке побили на голову толко ушли лесомъ Черемиса луговую на Тижму реку.

 

Въ лето 7061 государь царь Иванъ Васильевичь Казань взялъ и Болгары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: