Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

Институт экономики и предпринимательства

            УТВЕРЖДАЮ

Директор Института экономики и предпринимательства

 

_________   А.О. Грудзинский

  (подпись)           

 

__ _________ 20__ г.

ПРОГРАММА  ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

 

Направление подготовки:

38.03.01 Экономика

 

Профиль подготовки:

Финансы и кредит. Бухгалтерский учет

 

Квалификация:

бакалавр

 

Форма обучения:

очная

Нижний Новгород  2016

 

СОСТАВИТЕЛИ: к.ф.-м.н., доцент каф. финансов и кредита Петров С.С., ___________

                                                                                                                                                          (подпись)

      к.э.н., ст. преподаватель каф. финансов и кредита Осколков И.М.,     ____________

                                                                                                                                                          (подпись)

     ассистент каф. финансов и кредита Новикова В.С.                               ____________

                                                                                                                                                          (подпись)

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании   методической комиссии (протокол № __ от __ _______ 20__ г.)

 

Председатель методической комиссии

                                                      ________________   _______________

                                                      ФИО                          (подпись)           

 



Цель практики

Производственная практика – практическая форма обучения, которая проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения и выступает завершающим этапом обучения на бакалавриате. Цели практики определяются общими требованиями, сформулированными образовательной программой подготовки бакалавра, объектами и видами профессиональной деятельности, возможностями профессиональной адаптации.

Целью практикиявляется систематизация, обобщение и углубление теоретических знаний, формирование практических умений, профессиональных компетенций профиля на основе изучения работы организаций различных организационно-правовых форм, в которых студенты проходят практику, проверка готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности.

Место практики в структуре образовательной программы

Вид практики:   производственная.

Тип практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

 

Способ проведения:   стационарная

 

Форма проведения: концентрированная

  Общая трудоемкость практики составляет:

 

3   зачетные единицы

108   часов

2   недели.

 

Практика Б2.П «Производственная практика» относится к вариативной части блока 2 «Практики», является обязательной для освоения обучающимися.

Производственная практика проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения с целью закрепления теоретических знаний и приобретения более глубоких практических навыков, опыта работы по профилю работы на действующем предприятии, организации.

Производственная практика, проводимая после прохождения учебной практики, должна обеспечивать непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Она способствует формированию комплексного и современного взгляда обучающихся на вопросы управления финансово-кредитной деятельностью предприятий и организаций, изучавшиеся ранее при освоении дисциплин профессионального цикла учебного плана. Практика призвана обеспечить закрепление знаний, умений и владений, полученных в ходе аудиторных занятий, в том числе с применением интерактивных форм обучения.

Место и сроки проведения практики

Практика проводится в организациях, имеющих договора с ННГУ им. Н.И. Лобачевского, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов и материалы для выполнения программы практики.

Базовыми местами прохождения практики являются:

- экономические, финансовые, производственно-экономические и аналитические службы предприятий (организаций) различных отраслей, сфер и форм собственности (кроме индивидуальных предпринимателей);

- государственные и муниципальные органы управления финансами и налогами;

- кредитные организации;

- страховые организации;

- прочие финансовые институты.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности Б2.П.1 выполняется студентами на 4 курсе обучения в 8 семестре для очной формы обучения.

Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

Организация практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Производственная практика придает практическую направленность и системность ранее полученным студентами знаниям в области финансов, денежного обращения, кредита, учета и анализа. Прохождение студентами производственной практики призвано обеспечить практический инструментарий формирования следующих профессиональных компетенций бакалавра экономики:

Практика направлена на формирование компетенций и результатов обучения, представленных в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Описание компетенций и результатов их освоения

Соответствие профессиональных компетенций трудовым функциям профессиональных стандартов

Формируемые компетенции с указанием кода компетенции Планируемые результаты обучения при прохождении практики Трудовая функция профессионального стандарта
ПК-1: способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов Знать: 1. Ключевые экономические и социально-экономические показатели, относящиеся к соответствующей сфере деятельности хозяйствующих субъектов, и их экономический смысл. 2. Принципы расчета ключевых экономических и социально-экономических показателей, характеризующих соответствующую сторону деятельности хозяйствующих субъектов. Уметь: 1. Определять состав и структуру данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. 2. Выбирать информационные ресурсы для сбора исходных данных, необходимых для проведения экономических расчетов. 3. Интерпретировать исходные данные, собираемые для расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.   Владеть: 1. Навыками поиска и систематизации исходных данных для экономических расчетов. 2. Навыками использования возможностей отечественных и зарубежных информационных ресурсов. 3. Навыками предварительного анализа достоверности первичной информации и ее накопления в виде массивов данных, удобных для расчета экономических и социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов.

1. Специалист по финансовому консультированию (ПС № 439)

 

Трудовая функция: мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумаг, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков

 

 

2. Специалист по управлению рисками (ПС № 452)

 

Трудовая функция: определение контекста, идентификация, анализ рисков и выработка мероприятий по воздействию на риск

 

 

3. Специалист в оценочной деятельности (ПС № 553)

 

Трудовая функция: определение стоимостей объектов I категории сложности, в частности определение стоимостей организаций

 

 

4. Специалист по страхованию (ПС № 444)

 

Трудовые функции:

1. подготовка и заключение договоров страхования

2. изучение рынка и подготовка предложений по стразовым продуктам

 

 

5. Специалист по корпоративному кредитованию (ПС № 448)

 

Трудовые функции:

1. оценка платежеспособности и кредитоспособности потенциального заемщика

2. подготовка и заключение кредитного договора

 

 

ПК-2: способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов   Знать: 1. Типовые методики определения экономических и социально-экономических показателей, относящихся к соответствующей сфере деятельности хозяйствующих субъектов. 2. Основы нормативно-правовой базы, определяющей функционирование субъектов экономической деятельности. Уметь: 1. Рассчитывать совокупность существенных экономических и социально-экономических показателей, относящихся к исследуемой сфере деятельности хозяйствующих субъектов. 2. Проводить оценку динамики экономических и социально-экономических показателей субъектов экономической деятельности во взаимной связи друг с другом. 3. Интерпретировать экономический смысл результатов расчетов экономических и социально-экономических показателей, позволяющий определить ключевые направления оптимизации деятельности хозяйствующих субъектов. Владеть: 1. Навыками применения типовых методик расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих соответствующую сферу деятельности хозяйствующих субъектов. 2. Навыками диагностики экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на основе расчета соответствующих показателей. 3. Навыками оценки социально-экономического эффекта функционирования субъектов экономической деятельности на основе результатов расчетов соответствующих показателей и индикаторов.  
ПК-3: способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами Знать: 1. Систему ключевых показателей экономической деятельности рассматриваемого хозяйствующего субъекта и их взаимосвязь. 2. Алгоритм и составные части процедуры планирования экономического развития хозяйствующего субъекта с учетом специфики его деятельности. Уметь: 1. Определить и обосновать целевые установки экономической деятельности хозяйствующего субъекта в планируемом периоде времени. 2. Определить и обосновать оперативно-тактические задачи (пути достижения поставленных целей) и способы их решения. 3. Представлять результаты планирования в стандартизированной форме, отражающей динамику ключевых показателей экономического развития хозяйствующего субъекта. Владеть: 1. Навыками формирования массивов исходных данных для составления экономических разделов планов развития субъектов экономической деятельности. 2. Навыками реализации отдельных составных частей процедуры планирования экономического развития субъекта экономической деятельности. 3. Навыками экономического анализа составленного плана с целью определения его эффективности.
ПК-6:способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей Знать: 1. Ключевые показатели отечественной и международной экономической статистики, их взаимосвязи и экономический смысл. 2. Наиболее распространенные методы анализа временных рядов экономических переменных. Уметь: 1. Подготовить совокупность значимых для решения поставленной задачи исходных данных в формате, удобном для проведения анализа. 2. Интерпретировать экономический смысл выводов анализа эмпирических данных и прогнозировать последствия выявленных тенденций изменения социально-экономических показателей. 3. Обосновывать предлагаемые экономические решения с точки зрения анализа данных отечественной и международной экономической статистики. Владеть: 1. Навыками идентификации закономерностей изменения социально-экономических переменных путем анализа показателей экономической статистики. 2. Навыками диагностики социально-экономических процессов и явлений на основе анализа данных экономической статистики. 3. Навыками опытной проверки экономической гипотезы на основе анализа эмпирических данных.

Содержание практики

Производственная практика проводится в рамках общей концепции бакалаврской подготовки. Виды деятельности бакалавра в процессе прохождения производственной практики (с учетом ранее пройденной учебной практики) предполагают формирование и развитие стратегического мышления, панорамного видения ситуации, умение руководить группой людей. Кроме того, она способствует процессу социализации личности бакалавра, переключению на производственную деятельность, усвоению общественных норм, ценностей профессии, а также формированию персональной деловой культуры.

Основные этапы прохождения производственной практики представлены в таблице 2.

 

                             Таблица 2. Технологическая карта

п/п Этап Содержание этапа Трудоемкость
1 Организационный - проведение организационного собрания - определение места практики - получение индивидуального задания - проведение инструктажа руководителем практики   4 часа
2 Основной - изучение необходимой литературы - ознакомление с функциями и задачами структурного подразделения (отдела) организации-места прохождения практики - сбор и анализ необходимой документации - выполнение пунктов индивидуального задания -самостоятельное выполнение порученных заданий от руководителя практики на предприятии - написание отчета по практике и оформление дневника практики   100 часов
3 Заключительный - защита отчета по практике 4 часа
  ИТОГО:   108/2 часов/недель

 

На организационном этапе производственной практики составляется индивидуальное задание на практику совместно с преподавателем-руководителем практики. Примерные вопросы, подлежащие рассмотрению, указаны ниже.

 

Примерные вопросы организации управления финансами, подлежащие рассмотрению и оценке при прохождении студентом практики на производственном (торговом) предприятии:

1. финансовая отчетность предприятия и диагностика общего состояния его финансов;

2. активы предприятия, их структура и принципы управления;

3. финансовые ресурсы и формирование капитала предприятия;

4. заемные средства предприятия, их структура и политика финансирования;

5. финансовые результаты и их формирование; операционный анализ финансовых результатов;

6. денежные потоки, их структура и анализ в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;

7. налогообложение предприятия;

8. риски предприятия, их анализ и методы управления;

9. финансовое планирование на предприятии и распределение функций по различным подразделениям;

10. инвестиционная и инновационная деятельность на предприятии;

11. оперативная финансовая работа на предприятии.

Примерные вопросы организации управления финансами, подлежащие рассмотрению и оценке при прохождении студентом практики в кредитной организации:

1. финансовая отчетность банка и диагностика общего состояния его финансов;

2. банковские активы и их структура; анализ кредитного портфеля банка;

3. ресурсная база банка и ее анализ;

4. формирование финансовых результатов банка; процентные и непроцентные доходы и расходы;

5. банковский менеджмент;

6. операции банка с ценными бумагами;

7. банковские риски, их анализ и методы управления;

8. банковские операции с пластиковыми картами;

9. депозитные банковские операции и операции по кредитованию юридических и физических лиц;

10. операционная деятельность в банке.

 

Примерные вопросы организации управления финансами, подлежащие рассмотрению и оценке при прохождении студентом практики в государственных и муниципальных органах управления финансами:

1. доходы бюджета соответствующего уровня, их структура и план-фактный анализ;

2. расходы бюджета соответствующего уровня, их структура и план-фактный анализ;

3. планирование доходов бюджета и их риски;

4. планирование расходов бюджета и их риски;

5. государственные закупки и их организация;

6. внебюджетные социальные фонды, их доходы и расходы;

7. устойчивость территориальных бюджетов и ее мониторинг;

8. управление государственным и муниципальным долгом;

9. межбюджетные отношения.

 

Форма отчетности

 

По итогам прохождения производственной практики обучающийся представляет руководителю практики отчетную документацию:

 

-письменный отчет

-дневник практики

-предписание, правильно оформленное

 

Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. По результатам проверки отчетной документации и защиты отчета выставляется зачет с оценкой.

Практика завершается подготовкой и защитой отчета.

Требования к отчету: объем отчета должен составлять 20-25 страниц (текст: 1,5 интервал, выравнивание по ширине, 14 кегль Times New Roman).

Исходя из указанного объема текста отчета, он должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам:      

Во введении указывают цель практики и ее задачи; место прохождения практики; даты начала и окончания практики, ее продолжительность в днях; перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.

Основная часть должна содержать разделы, исходя из представленных разделов в пунктах 3.1-3.3

Заключение отражает итог проделанной работы. Заключение содержит оценку уровня выполнения цели и задач, заявленных во введении; указание на трудности, возникшие при прохождении практики; перечисление навыков и умений, приобретенных за время практики; индивидуальные выводы о практической значимости, проделанной работы; предложения по совершенствованию системы финансового менеджмента конкретной организации.

Список литературы:

- законодательные и нормативные акты РФ;

- учебная литература;

- специальные периодические издания;

- интернет ресурсы.

Приложения могут содержать бухгалтерскую (финансовую) отчетность и иные документы.

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, рисунками.

       Страницы отчета нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в центре нижней части листа без точки. Номер страницы на титульном листе и на листе содержания не указывается.

Номер страницы на листах приложений не указывается. На каждое приложение должна быть ссылка в тексте отчета. Приложения нумеруются в верхнем правом углу листа в соответствии с порядком ссылок на них в тексте отчета, таким образом «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Схемы, диаграммы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах (книжных или альбомных), включаются в общую нумерацию страниц. Если они не могут быть выполнены в компьютерном варианте, их выполняют черными чернилами или тушью.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета, например, см. табл. 1. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами по порядку в пределах всего отчета или в пределах главы. Номер следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа, например, «Таблица 4.1». Каждая таблица должна иметь заголовок, который размещается по центру страницы. Переносы таблиц на следующую страницу оформляются надписью, например, «Продолжение табл. 4.1».

Рисунки(чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются в пределах отчета или главы. Все рисунки должны иметь названия. Подрисуночная подпись располагается по центру страницы, например, «Рисунок 1. Организационная структура управленческого аппарата». Рисунки на следующую страницу не переносятся.

Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены, сшиты и собраны в отдельную папку.

Отчет сдается на проверку в течение недели после окончания практики.

Защита отчета по практике должна быть проведена в течение двух недель после окончания практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: