Учебный процесс обеспечен различными видами методической продукции:
· Легооборудование и Спектра материал, книги для педагога по работе с ним, карточки-схемы для работы учащихся;
· игры для развития детей, инструкции по методике их проведения.
· дидактические материалы(таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий, презентации), которые используются на каждом занятии.
· презентационный фонд.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программы
«Основы Лего-конструирования»
на 2015-16 учебный год
№ | Название тем | Всего часов | На теорию | На практику | |||
Вводное занятие | 2 | - | |||||
Материалы и инструменты | 6 | 1 | 5 | ||||
Первые конструкции | 12 | 4 | 6 | ||||
Строительные конструкции | 12 | ||||||
Механизмы Шкивы, ремни, кулачок | 36 | 6 | 30 | ||||
Техническое моделирование Двигатели на моделях Механические двигатели (резиновый, пружинный, вибрационный.) Червячная зубчатая передача. | 38
| 8 | 30 | ||||
Программирование | 20 | 4 | 16 | ||||
Проектная работа Подготовка выставочных работ | 6 | 1 | 5 | ||||
Игры | 6 | 1 | 5 | ||||
Заключительное занятие | 2 | 2 | - | ||||
128 | 21 | 111 | |||||
Календарно-тематический план
Программы
«Основы Лего - конструирования»
На 2015-2016 год
Дата | Теоретическая часть | Кол-во часов | Практическая часть | Дата проведения практических и теоретических занятий | Всего часов | ||||
1.Вводное занятие | |||||||||
Сентябрь | 1. Знакомство с планом объединения. Порядок и расписание объединений. 2. Сущность занятий по «Лего-конструированию на СЮТ: от технической игрушки к действующей модели, от модели к настоящей машине. 3. Экскурсия по станции юных техников. | 2 | 14.09 | 2 2 | |||||
2.Материалы и инструменты | |||||||||
Сентябрь | Правила организации рабочего места. Правила и приемы безопасной работы с инструментами. Знакомство с элементами конструктора и свойствами материала, из которого он изготовлен. Название деталей конструктора, варианты соединений деталей друг с другом. Исследование и анализ полученных результатов. | 1 | Ø Практическое задание - сборка модели по замыслу. Ø Сборка узора из кирпичиков Лего; Ø В мире животных собрать из Лего фигуру животного. | 5 16.09 21.09 23.09 | 6 2 2 2 | ||||
3.Первые конструкции | |||||||||
Октябрь- ноябрь | Техника безопасности при работе с конструктором. Равновесие. Устойчивость. Балансирование. Изучение зависимости устойчивости конструкции от ее формы и взаимного расположения тяжелых и легких частей. Изучение возможностей своего тела как конструкции. Конструирование по образцу. Ребятам демонстрируется заранее сконструированная педагогом модель. Их задача – сконструировать точно такую же модель, выдержав цвета, размер и т. д. Конструирование по условию. Раздаются одинаковые картинки, например, с древней башней им предлагается сконструировать максимально похожую башню. Допускается некоторые условности, например, у нас нет деталей, чтобы сконструировать круглые проёмы окон и овальные арки. Ставятся конкретные условия: повторить архитектуру башни. расположение окон, форму, размер башни, подсчитать, сколько кирпичиков нужно в ширину, сколько – в высоту, рассчитать, когда начать делать проёмы для окон и т. д. Конструирование по схеме. Формируются новые понятия: что такое план, схема, что такое проекция (вид спереди, вид сверху). Задание: угадай по двум проекциям, какой предмет изображён. Конструируем замок по заданной схеме в разных проекциях. Конструирование по заданной теме. Озвучивается тема сегодняшнего занятия, например мебель. При конструировании ребята ничем не ограничены – они могут фантазиовать и сконструировать любую мебель, какую захотят. | 4 | Ø Собрать паровозик Ø Сборка древней башни по картинкам Ø Конструируем замок по заданной схеме в разных проекциях. Ø Собрать мебель: стол, кресло, кровать, шкаф. Ø Моделирование кухни | 10 28.09 30.09 05.10 07.10 12.10 14.10 19.10 | 14 2 2 2 2 2 2 2 2 | ||||
4.Строительные конструкции
| |||||||||
Декабрь-январь | Характеристики строительных конструкций: прочность, жесткость, устойчивость. Виды и способы соединений деталей конструктора (перекрещивание, полное перекрытие, частичное перекрытие). Ø Зависимость прочности конструкции от способов и видов соединения деталей. Ø Люди и вещи. Формы природы и формы вещей. Оптимальное соотношение формы конструкции и ее функций. Ø Исследование предложенных моделей, их доработка и испытания). Игра в архитекторов. | 2 | Ø Постройка пожарной станции. Ø Моделирование крыши для пожарной станции. Ø Моделирование пожарной техники и пожарных. Ø Моделирование мостов | 10 21.10 26.10 28.10 02.11 09.11 11.11 | 12 2 2 2 2 2 2 | ||||
5.Механизмы (шкивы, ремни, кулачок, зубчатая передача) | |||||||||
Колесо. Ось. Поступательное движение конструкции за счет вращения колес. Сбор моделей, исследование и анализ полученных результатов. Применение шарнира, подвижных и неподвижных осей в конструкциях. Исследование рычага, его применение в быту. Колеса с желобком по ободу. Блоки, шкивы. Применение блока для изменения направления действия силы. Зубчатые колеса. Зубчатое зацепление. Зубчатая передача. Направление вращения. Игры и забавы. Зубчатые передачи в быту. Беседа: «Новый год» | 6 | Задание по карточкам: Ø Модель «Машина с толкателем»; Ø Модель трактора; Ø Грузовой автомобиль; Ø Тележка; Ø Подъемный кран; Ø Модели «Карусель»; Ø «Детская площадка». Творческий проект: Ø Сбор из Лего «Елочка»; Ø Творческий совместный проект «Зимние забавы»; Ø «Парад игрушек» | 30 16.11 18.11 23.11 28.11 30.11 02.12 07.12 14.12 16.12 21.12 23.12 28.12 30.12 13.01. 18.01 20.01. 25.01 28.01 | 36 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |||||
6. Техническое моделирование Механические двигатели (резиновый, пружинный, вибрационный.) | |||||||||
Транспорт
История развития транспорта. Первые дороги. Двухколесные и четырехколесные повозки, колесницы. Транспорт в средние века. Кареты, экипажи, повозки.
«.Простейшие механизмы-детали машин» - цикл бесед по книге Бориса Зубкова. Рычаг один из простейших механизмов.
Беседа «День защитника Отечества».
Определение центра тяжести.
Использование падающего груза на Летающих моделях.
Использование энергии растянутой нити в моделях.
Правила и приёмы монтажа изделий из наборов готовых деталей.
Изучение ПДД.
Техника безопасности при работе с отвертками, круглогубцами, кусачками.
Знакомство с технической терминалогией
Дикие и домашние животные
| 6 | Автомоделирование: сбор моделей автомобиля – легкового, грузового, гоночного. Пассажирский транспорт. Ø Моделирование безопасного автобуса; Ø Моделирование специального транспорта Экскаватор; Ø Моделирование места для парковки автотранспорта, станции ТО, автозаправки. Ø Будущее автомобильного транспорта. Ø Творческий проект: «Автомобиль будущего». Улица полна неожиданностей Ø Моделирование дорожной ситуации; Закрепление ПДД. Ø Моделирование светофора; Ø Моделирование модели танка; Ø Конструирование фигур диких и домашних животных. | 32 01.02 03.02 08.02 10.02 15.02 17.02 22.02 24.02 29.02 02.03 07.03 09.03 14.03 16.03 21.03 23.03 28.03 30.03 04.04. | 38 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |||||
7.Программирование | |||||||||
Техника безопасности при включении компьютера. Название деталей компьютера. Интегрированные занятия с объединениями Радиоэлектроника и Основы компьютерной грамотности. Учащиеся построят и запрограммируют модель самолёта, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолёта. Придумывание истории про Макса и Машу, конструирование моделей истории и её проигрывание. | 3 | Ø Моделирование узоров при помощи компьютера. Работа в паре. Ø Моделирование улицы из кирпичиков на компьютере. Использование интерактивной доски. | 06.04 11.04 13.04 18.04 20.04 | 10 2 2 2 2 2 | |||||
8.Проектирование
| |||||||||
Беседа: День Победы! Работа в группах. Моделирование военной техники. | 2 | Ø Моделирование самолета; Ø Моделирование творческих проектов по замыслу учащихся. | 6 25.04 27.04 04.05 | 8 2 2 2 | |||||
9. Заключительное занятие | |||||||||
Итоговое собрание. Выставка моделей. | Подведение итогов. Награждение учащихся по итогам года | 2 11.05 | 2 2 | ||||||
Итого: | 26 | 102 | 128 |