Волюнтаризм А.Шопенгауэра

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный педагогический

Университет им. М.Акмуллы»

Колледж БГПУ им. М.Акмуллы

 

                                                          

 

Волюнтаризм А.Шопенгауэра

 

 

  Выполнил: студентка
 V курса,
Х.Г.Ф.,
 группы 9ИЗО – 51

Брагина Е.К.
Проверил: к.ф.н., доцент
 Хусаинова А.Х.

 

Уфа 2018

 

                                 
                                         СОДЕРЖАНИЕ

· Введение

· 1. Понятие и характер воли в философии Шопенгауэра

· 2. Соотношение воли и интеллекта у Шопенгауэра

· 3. Взаимодействие интеллекта с волей через интуицию в философии Шопенгауэра

· Список использованной литературы


 

         Понятие и характер воли в философии Шопенгауэра

Credo своей философии определил сам Шопенгауэр: «Я бросаю вызов всякой философии с ее оптимизмом». Ко времени Шопенгауэра идущая от Лейбница просветительская формула оптимизма «наш мир наилучший из всех возможных миров» уже утрачивала свой авторитет, хотя еще была действенной философия Гегеля, трактующая историю как земное шествие мирового Разума, в котором бедствия и страдания индивидов не имеют существенного значения.

Возражая всем оптимистам, Шопенгауэр заявляет, что «в худшем из всех возможных миров, пребывающем во зле», живет страдающий и жалкий человек. Все его миро- и жизнепонимание проникнуто пессимизмом. Считается, что именно он, наряду с английским поэтом Колдриджем, стал автором термина «пессимизм», хотя пессимизм как мировоззрение сопровождал человечество на всем пути его развития. Шопенгауэр же дал развернутое обоснование пессимизма как всеобъемлющей системы в европейской философии.
    Философ не жалел черных красок в изображении бедствий мира и страдающего в нем человека. И в интеллектуальном, и в эстетическом, и в нравственном отношении мир ничем не может порадовать, утверждает Шопенгауэр, в целом мир «похож на тюрьму». Как философ приходит к такому заключению? Основные принципы своей философии он изложил в труде «Мир как воля и представление» (1819). Шопенгауэр сам указывает на источники, помогающие ему в построении его философской системы: Кант, Платон, древнеиндийская философия (брахманизм и буддизм). Принимая кантовское деление мира на феномены (явления) и ноумены («вещь в себе»), он пытается преодолеть непоследовательность кантовского идеализма. Кант считал, что «вещь в себе» - скрытая сущность - есть объективная данность, существующая вне сознания и независимо от него. Воздействуя на нашу чувственность, она порождает все доступные нам явления. Но сама «вещь в себе» непознаваема. Это неприемлемо для Шопенгауэра. Отправная точка его рассуждений: «Мир - мое представление», - такова истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может привнести ее в рефлективное, абстрактное сознание». Весь окружающий нас мир явлений - это совокупность чувственно-интуитивных представлений субъектов-людей. Все, что принадлежит и может принадлежать миру, говорит Шопенгауэр, подчинено этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта, поэтому мир, прежде всего, и есть представление. Существование мира как представления «висит на единственном волоске», и этот волосок - каждое человеческое сознание, в котором он, мир, существует. Но сам субъект как таковой тоже обусловлен объектом. Сознание без предмета не есть сознание, утверждает Шопенгауэр. Они соотносительны. Представление есть единство, которое будучи расчленено нами, «распадается» на объект и субъект. Однако философа мучит вопрос: «неужели этот мир не более, как представление, не есть ли он «сновидение или призрачный мираж, или он еще нечто другое», а в таком случае, «что же он такое?». И Шопенгауэр утверждает, что кроме воли как явления (воли моего тела) находится мир «вещей в себе», который есть некая безосновная метафизическая воля. Эта воля находится вне времени и пространства, «потому не знает множества и, следовательно, едина». Если у Канта «вещь в себе» непознаваема, то шопенгауэровская воля как «вещь в себе» познаваема или хотя бы узнаваема. Шопенгауэр пытается свести весь мир явлений к тому явлению, где «вещь в себе» выступает более ясно и зримо. А это - мы сами. В отличие от Канта он считает, что мы, с одной стороны, познающий субъект, а с другой - объект познания, «сами - вещь в себе». Проникнуть «в собственную внутреннюю сущность вещей» мы можем только изнутри. «Вещь в себе как таковая может достигнуть сознания только совершенно непосредственно, в силу того, что она сама осознает себя» как хотение, как воля. «Вещь в себе», ставшая вещью для нас, - это я, мое «хотение», моя воля. Это внутренний путь самосознания к «вещам в себе», не нуждающийся ни во внешнем опыте (как у Канта), ни в рассудочном суждении (как у Платона). «Я хочу» срывает оболочку с того, что «я есть», открывает нам выход из мира как представления в мир как волю. Она и есть «единственная реальность, единственное первоосновное, метафизическое начало в таком мире, где все остальное - только явление, т.е. не более как представление.

Тут получается противоречие: выходит, что сама «вещь в себе» (воля) явилась в мир явлений, хотя она должна быть «различна» от своего явления. И тогда Шопенгауэр вводит деление: воля как наше представление о «вещи в себе - воля в нас» и воля как «вещь в себе», никак не представимая и ни на что непохожая. Шопенгауэр утверждает, что прежде всего в нашем собственном сознании воля выступает как первичное и основное, интеллект -вторичен, производен. Потому для философа «истинная сущность человека не в сознании, а в воле».

Неожиданно он антропоморфизирует волю, характеризуя ее как волю к жизни. Частые при этом ссылки на инстинкты животных преследуют цель подчеркнуть слепоту, стихийность, бессознательность изначальных порывов воли. И сам мир (взятый как «вещь в себе») есть слепая, безосновная «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве объективаций воли. Она не имеет ни плана, ни конечной цели. Это ненасытное «слепое влечение, темный, глухой позыв». Воля находится в состоянии вечной неудовлетворенности, она вынуждена пожирать самое себя, так как кроме нее ничего нет. Она - голодная воля.

Высшей из объективаций воли, говорит Шопенгауэр, является человек, существо, наделенное разумным познанием. Каждый познающий индивид сознает себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что и служит источником эгоизма. «Главная и основная пружина в человеке, как и в животном, есть эгоизм», - утверждает Шопенгауэр, понимая под эгоизмом всякий поступок, последнею целью которого служит благо и зло самого действующего или какого-нибудь другого, являющегося при «поступке пассивной стороной». Значит, каждый человек, гоняющийся за своим счастьем (а это основное желание эгоиста, «атом воли к жизни»), «должен быть дьяволом для другого». Более того, всякое счастье дается случайностью лишь на неопределенное время и может быть отнято в следующий час. Счастье, по Шопенгауэру, всегда негативно, так как «блаженство непродолжительно, а потому жажда наслаждений и восторгов жизни становится источником страданий человека. Значит, стремление к счастью - родник несчастья, а сама жизнь, насыщенная волей к жизни, есть страдание».

В гл. 44 «Метафизика половой любви» и гл. 46 «О ничтожности и страданиях жизни» второго тома философ рисует безрадостную картину человеческих страданий и пессимистических рецептов освобождения от них. Жизнь людей уныла, коротка и полна постоянных тревог, горьких разочарований и мучений. Она «предстает как беспрерывный обман в малом и великом», «как ничтожность благ», как неустранимое зло». Истина состоит в том, утверждает Шопенгауэр, что «существование мира должно не радовать, а печалить нас, что его небытие следовало бы предпочесть бытию, что мир - нечто иное, чего, в сущности, не должно быть». Несчастье - удел человека, так как он сам источник всех постигающих его бед. «Откуда же Данте взял бы материал для своего Ада, как не из нашего действительного мира?» - вопрошает Шопенгауэр. Он возводит страдание в абсолют, перефразируя формулу Теренция: «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо», в - «Я человек и страдание для меня неизбежно». Свой пессимизм философ обосновывает ссылками на этическое значение трех своих категорий: «время» означает, что все желания, надежды, стремления тщетны, ибо все, что нам дорого, «венчается смертью»; «пространством» определены столкновения интересов людей, в основе которых эгоизм; «причинность» создает качание «маятника» человеческих страданий. Все хлопочут, суетятся, чего-то добиваются, к чему-то стремятся, но где же конечная цель всего этого, в чем она состоит? И Шопенгауэр отвечает, что этого понять нельзя. Он говорит, что воля к жизни разыгрывает великую трагедию и комедию на свой счет. «Судьба пожелала присоединить к горестям нашего бытия еще и насмешку, - наша жизнь, заключая в себе всю скорбь трагедий, лишает нас при этом достоинства трагических персонажей и неизменно заставляет проходить через все события жизни в виде пошлых комедиантов».

Так люди становятся заложниками обманчивой и разочаровывающейся мировой воли к жизни, которая «в пылу увлечений вонзает зубы в собственное тело». Ни личная жизнь, полная лицемерия и эгоизма, ни социальная жизнь, разъедаемая завистью, подлостью, фальшью, ни_история, представляющая бессмысленное сплетение событий, не могут, утверждает философ, предотвратить трагедии страданий. Ведь «сам мир есть мировой приговор», и, иначе по Шопенгауэру, пока мир существует, быть не может.

Человек, сознавая, что воля к жизни - истинное проклятие, приходит к убеждению, что ее отрицание - единственное спасение, избавление от страданий. Выход состоит в добавочном развитии жизненной энергии (воли), которую нужно устремить против воли как таковой («вещи в себе»). Но человек может найти волю только в окружающих его явлениях (в особенности в себе самом), поэтому ему остается одно: обратить свою, человеческую волю, против самой себя.

Так, с устранением смысла жизни возникает вопрос о смысле и значении смерти. Если сама воля - это бессмысленное желание жить и «желать желания жить», то вопросом вопросов становится: как умереть по-настоящему, подлинно - и для своей собственной вдвойне бессмысленной жизни, и для универсальной воли к жизни?

Шопенгауэр формулирует нравственные принципы «истинности» смерти, «подлинности» небытия, основой которых является идеал: от воли к жизни к воле к смерти. Он отрицает самоубийство как решение вопроса, так как оно «не есть отрицание воли, оно, напротив, ее решительное утверждение», а самоубийца именно потому перестает жить, «что не может перестать хотеть». Отрицание же воли, считает философ, заключается не в том, чтобы избегать страданий, а в том, чтобы отвергать наслаждение жизнью. Ведь сама по себе смерть, с точки зрения Шопенгауэра, есть не зло, а добро: «Смерть имеет то хорошее, что представляет конец жизни, т.е. страданий, а потому самоубийство дурно не тем, что приводит к смерти, а тем, что его стимулирует неспособность к страданию, которое и есть жизнь. «Самоубийца любит жизнь, он только недоволен условиями, при которых она ему дана».

Только аскетизм, самоотречение, избавление от самолюбия, от служения Я, чтобы перестать чего-либо хотеть, угождать себе самому - путь умерщвления не жизни, а воли к жизни. И тогда человек будет принимать каждое страдание как неизбежное. Более того, познав, что страдание в нем самом самое истинное, человек «должен и на бесконечные страдания всего живущего взирать как на собственные и усвоить себе страдание всего мира». В этом и есть «подлинность» небытия, понятого Шопенгауэром как «небытие вечно живущей воли».

В отличие от Канта, Шопенгауэр считает, что можно проникнуть сквозь субъективные представления к объективной основе мира, которую составляет мировая воля. Мировая воля есть «Бесконечное и бесцельное стремление, хотение, страсть». Если субстанция, лежащая в основе мира по Гегелю - логическая мысль, то здесь - это динамика страсти. Воля Шопенгауэра - не человеческая воля, а некий поток энергии, лежащий в основе мира. Энергия этой воли, застывая, порождает мировые идеи, которые существенно отличаются от Гегелевских - это не категории, как у Гегеля, а некие нематериальные образцы реальных явлений, типа платоновских эйдосов.

Таким образом, онтология (учение о бытии) Шопенгауэра включает в себя три уровня: мир, как представление, мировые идеи, мировая воля. Отсюда вытекает и шопенгауэровская гносеология (наука о познании): мир как представление познает наука, тот есть наука - это низшая форма познания, она ограничена миром субъективных представлений о мире. Искусство же, в отличие от науки, способно проникнуть к объективной основе мира сквозь субъективное представление, постигая вечные абсолютные идеи, благодаря тому, что субъект искусства и способ художественного познания принципиально отличаются от субъекта науки и научного мышления.

Мировая воля, по Шопенгауэру, всегда самотождественна во всех своих проявлениях. Все предметы реального мира суть результаты объективации воли. Но степень этой объективации в разных предметах и сферах бытия различна. На низших ступенях мироздания - в неживой и живой природе - воля выражается как глухой позыв, влечение, а на высшей - в человеке - как сознание. Мир на этой ступени бытия становится вместе с тем и представлением, со всеми его формами, объектом и субъектом, временем, пространством, множеством и причинностью.

Но философ впадает в противоречие: с одной стороны, его этика призывает к состраданию, а с другой - призывает к самоистреблению, к погружению в Нирвану - ничто - к всеобщей смерти. Ибо если сохранится хоть один субъект, то в его представлениях мир продолжит свое существование, и задача устранения страданий останется нерешенной.

 


__________________________________________________________________

Двумя основными направлениями неклассической, идеалистической немецкой философии девятнадцатого века являлись: Иррационализм и так называемая, философия жизни.
Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизирование понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.

Интересно, что сам Шопенгауэр познание идей не считает отдельным способом познания, а рассматривает как дополнение к познанию мира представлений.

В то же время представляется очевидным, что эти объекты познания и способы их постижения различны:

1. идеи, как отмечает сам Шопенгауэр, находятся вне причинно-следственных связей, они не воспринимаются органами чувств, а значит, находятся за пределами мира представлений.

2. идеи вечны и неизменны, а предметы изменчивы, появляются и исчезают.

3. чувственно-рациональное познание, если следовать философии Шопенгауэра, сугубо субъективно. Субъект познает в объекте только то, что ему интересно, а познающий и познаваемое строго разделены. Познание же идей, по утверждению Шопенгауэра, объективно, ибо объект и субъект сливаются в нем.

4. различны результаты двух способов познания. Если познание по закону основания дает нам опыт и науку, то «чистое созерцание» - искусство.

5. «чистое созерцание» не может быть признано рациональным способом познания, так как основная функция разума по Шопенгауэру - абстрактное мышление, или создание понятий, понятия же формируются на основании опыта. Но идеи напрямую не связаны с опытом и не являются абстракциями. Познание идей противоречит принципам самого разума. Из выше сказанного мы делаем вывод, что «чистое созерцание» и познание по закону основания являются разными способами постижения мира.

Нельзя также познание идей причислить к интуитивному познанию. Цель последнего - постижение воли, а первого, наоборот, оторваться, уйти от волевого начала.

Как видим, в философии Шопенгауэра дуалистическая система мира и три формы постижения этого мира, что противоречиво. Выстроив дуалистическую систему мира, Шопенгауэр столкнулся с проблемой соединения двух частей. Нужна была связь между волей и представлением, и роль связующего звена исполнили идеи. Но по своим характеристикам идеи вышли отличными как от воли, так и от представлений, они вполне могли бы претендовать на то, чтобы быть отдельной составляющей мира. У Шопенгауэра уже была проблема соединить волю и представления, и если бы он признал за отдельную сущность еще и идеи, то пришлось решать вопрос о связи идей и воли, идей и представлений, что привело бы неизбежно к появлению новых сущностей. Возможно, поэтому Шопенгауэр предпочел закрепить за идеями роль перехода между двумя мирами и оставить все как есть.

 

Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны, стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, который считался его противником, заменив на «посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный момент человеческой психики — метафизическую первоволю. Реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизм провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности неискоренимым страданием.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия, и его результат. Однако Шопенгауэр превра-1ил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал нолю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

 
С юности в Шопенгауэре зрел пессимизм. «Жизнь - очень сомнительная вещь, и я решил посвятить свою жизнь размышлениям о ней», - так философ сформулировал свое кредо.

Основная его работа «Мир как воля и представление» вышла в 1818 г., и осталась незамеченной. Однако с 70-х годов XIX в. Шопенгауэр стал поистине модным философом, его читали и о нем говорили все.

Мировоззрение Шопенгауэра - это субъективный идеализм. Его формула: «Без субъекта нет объекта», которая навсегда делает невозможным всякий материализм.

 

 Центральным понятием философии А.Шопенгауэра является воля.


Воля - это абсолютное начало всего бытия, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Когда появляется человек, возникает мир как представление в сознании человека. Появляются субъект и объект, множественность отдельных вещей и причинные отношения между ними. Мир - это воплощенная Мировая воля.

Человек не знает и не может знать всех проявлений воли. Человек в этом мире является рабом воли. Воля заставляет его жить, каким бы бессмысленным и жалким ни было его существование.

Воля вне времени и пространства, что подразумевает ее исключительность. Воля понимается как универсально-космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Воля не развивается, а лишь объективирует себя на различных уровнях. Мировой процесс развертывается не снизу, от хаоса к космосу, а сверху: от чистой воли к формам объективации.

В бесконечном множестве форм, в которых реализуется воля, существует своя иерархия:
Внизу - находятся жизненные силы природы, а верхнюю ступень занимает человек.

 

Шопенгауэр рассматривает эту волю как настоящее зло, ответственное за страдания, которые неизбежно сопровождают жизнь. Индивид имеет для природы косвенное значение, поскольку он служит средством для ее сохранения. Вне этого она равнодушна к его существованию. Иллюстрируя это положение, Шопенгауэр говорит о водопаде, в бесконечной смене струй которого стоит радуга, «непоколебимая в своем покое».

Мировидение Шопенгауэра окрашено в мрачные тона. Он постоянно говорит о наполненности мира злом, бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении Бога. Мир человека - наихудший из возможных. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. «наихудший»). «Всякая жизнь - страдание. Жизнь нашего тела - это лишь хронически задерживаемое умирание».


Корень бедствий в эгоизме, разделяющем людей.
       Особенно безнравственна злоба. Эгоист стремится к собственному благу, злобный же человек к чужим страданиям. Единственная нравственная пружина человеческого поведения, противостоящая эгоизму и злобе, - это сострадание. Из сострадания Шопенгауэр выводит две фундаментальные добродетели: справедливость и человеколюбие, а они, в свою очередь, составляют основу всех положительных нравственных качеств. «Никому не вреди, и вдобавок помогай другим, сколько можешь», - таков главный принцип его этики.

Шопенгауэр сформулировал две этические концепции:

Этика житейская для рядового индивида, обывателя, а также для прозревших, но смирившихся и привыкших (таким Шопенгауэр считал и себя);

Этика теоретическая претендует на истину, какой бы горькой она ни была. Это этика грустной правды для избранных, готовых понять и принять ее. Эту этику называют пессимизмом. Она исходит из убеждения в призрачности человеческого счастья. Спастись можно, лишь подорвав сам корень воли, ее стремление к жизни, наука и логика здесь бессильны. Единственный способ - через незаинтересованное эстетическое созерцание, например, созерцание идей и образов музыки, произведений искусства. Стоит заметить, что во многом под влиянием Шопенгауэра сформировались эстетические взгляды великого немецкого композитора Рихарда Вагнера, который своей музыкой хотел подчинить себе людей. И он этого добился, так как из одиннадцати опер, написанных Вагнером, до сих пор ставятся десять.



Только искусство раскрепощает нас, смягчает действие воли, облегчает наше земное бытие. Лишь гении в искусстве и святые в земной жизни перестали быть рабами воли. Таким образом, две этики Шопенгауэра по-разному делают одно дело, - учат противостоять слепой и всесильной воле.

У каждого человека есть три высших блага жизни - здоровье, молодость, свобода. Пока они есть, мы их не осознаем, а осознаем лишь, когда теряем.

  Основные черты философии А. Шопенгауэра как философии «волюнтаризма». Как и всякий подлинный философ, А. Шопенгауэр пытается найти беспристрастный ответ на фундаментальный философский вопрос: «В чем сущность бытия мира, и что правит миром?». Свои основные философские принципы решения этой проблемы он выразил в своей наиболее известной работе «Мир как воля и представление» (1818 г.). Она направлена была против философии Гегеля, которую он подвергает беспощадной критике. Как нам теперь известно из предыдущих лекций, Гегель считал, что бытие мира есть самореализация объективной идеи и объективного духа, творящей и силой которых является Божественный разум. Благодаря его деятельной силе и в природе, и в обществе, и в истории нарастает потенциал разумности и совершенности. А история человечества представляет собой прогрессивное развитие объективного духа и объективного разума в своей свободе. И природа, и общество, да и мир в целом идут в своем развитии от менее совершенных форм бытия к более совершенным формам бытия, от минимальной свободы к максимальной свободе. Так или иначе, Гегель признавал прогресс в развитии природы, общества и истории, хотя и в виде прогресса саморазвития объективного духа, в его разумности. В этом плане Гегель не сомневался в прогрессе человеческой истории и выражал веру в него, а значит и в человека. философия волюнтаризм шопенгауэр идеализм

А. Шопенгауэр резонно возражает Гегелю: если в бытии мира, особенно в истории, все более утверждается сила Разума, то почему в мире столько зла, насилия, так много крови, так много бессмысленных войн, в которые человечество было погружено на всем протяжении своего существования? Он подвергает резкой критике всю систему философии Гегеля. Так, философия А. Шопенгауэра демонстрирует разрыв не только с Гегелем, но и с немецкой классической философией. Что же А. Шопенгауэр противопоставляет идее господства Мирового духа и разума?

Он исходит из постулата: сущность мира (безграничная вселенная) составляет Мировая Воля, стремящаяся к своей тотальной самореализации и подчинению среды, в которой она существует и действует. Действие мировой воли носит не только космический, но бессознательный, неразумный характер. Она не имеет ни фиксированного начала, ни фиксированного конца: как бы находится вне пространства и времени, стремясь к безграничному самоутверждению и господству. Сферой ее действия является и неживая, и живая природа. Она, стало быть, универсальна. Мировая Воля «самодовольно любуется на себя в своем творении» [2, c. 76]. Жизнь, бытие живого, органического мира, составной частью которого является и человек, есть наиболее концентрированное и совершенное выражение Мировой Воли. Для мировой воли характерна особая сущностная сила - устремленность к размножению, инстинкт размножения, который стремится к преодолению всех (любых) препятствий, мешающих демонстрации силы и энергии инстинкта размножения. А. Шопенгауэр обозначает силу мировой воли понятием «воля к жизни, инстинкт жизни», который носит бессознательный характер. Мировая Воля создает и творит все, в том числе и Разум, который ей нужен только в качестве возбуждения, после чего она развивается и действует в соответствии с «инстинктом размножения», «инстинктом жизни». Мировая Воля, как воля к жизни, не может быть подчинена никакому контролю, а уж тем более контролю со стороны человеческого разума. У мировой воли нет никакой разумной цели, кроме цели подчинения ей всего противостоящего. Она самодостаточна в себе. Поэтому понятие рациональности и целеполагаемости к ней не применимы. В целом можно сказать, что А. Шопенгауэр создает философскую концепцию бытия мира, человека и человеческой истории, которую можно обозначить как философию волюнтаризма. Исходя из этого, А. Шопенгауэр считает, что «всякая философия всегда теоретична, потому что, каков бы ни был непосредственный предмет ее изучения, она по существу своему только размышляет и исследует, а не предписывает». А всякие попытки философов рационально понять и объяснить «становление, произрастание, происхождение» бытия мира и его сущности он называет «вздором» [1, ч. 1, с. 56]. Философия А. Шопенгауэра в значительной степени носит и иррационалистический характер. По Шопенгауэру, именно сила Мировой Воли правит миром, но не Разум. Причем, следуя традиции древне-индийской философии, он Мировую Волю рассматривает как живую силу. Воля тождественна жизни, которой присущи пульсирующие процессы.

Человек как живое существо, наделенное разумом, весь без остатка включен в действие Мировой Воли, стремящейся к безграничному проявлению своей силы (мощь жизни, инстинкт жизни) в виде подчинения. В человеке Мировая Воля, по Шопенгауэру, достигает «высшей ступени», особой энергии. Бытием человека, конкретного индивида движет бессознательная воля к жизни, инстинкт жизни, которая не поддается рациональному пониманию и объяснению.

А. Шопенгауэр в своей философии рассматривает и такую фундаментальную проблему как проблему сущности бытия человека, как представителя человеческого рода и как индивидуальности, которые включены в бытие мира как проявления Мировой Воли. Поэтому и бытие человека он связывает с бытием Мировой Воли.

По своему содержанию Мировая Воля есть зло, поскольку она стремится к подчинению всего, что препятствует ее размножению и увеличению. Она как бы обладает в себе тотальным эгоизмом, который является движущей силой ее борьбы за самоутверждение. Человек по своей природе является эгоистом, проистекающим из инстинкта, воли к жизни. «В сознании человеческом он достигает высшей ступени, а обусловленное им соперничество индивидов проявляется самым ужасным образом», приобретая форму «войны всех против всех», которая становится законом повседневной жизни людей, рода человеческого.  Жизнь предстает в реальности как бесконечная цепь страданий и мук, как «ужас жизни». В ней торжествует зло, а не добро. Ни сам человек, ни общество, ни государство «не способны преодолеть эгоизм, зло и страдания», - считает А. Шопенгауэр [1, ч. 1, с. 93-94]. Стремление к счастью, в котором люди видят смысл жизни, неосуществимо, а счастье недостижимо.

Счастье есть лишь мечта, носящая «маскарадные костюмы, тревожившие и манившие нас в ночь карнавала». Счастье в жизни всего лишь грезы, таковыми предстают для нас явления жизни, они покров Майи. Свое созерцание жизни мы воспринимаем за сущность жизни, по своей воле и желанию впадая в иллюзию и обман [1, ч. 1, с. 95].

А. Шопенгауэр ставит и гносеологическую проблему - можем ли мы познать сущность жизни, отыскать в ней положительные и позитивные ценности, которые нам сулят внешние стороны жизни? Что скрывается за явлениями? Ведь познание есть срывание покрывала, «вуали» с тайны бытия, как своего собственного, так и мира в целом. И когда познающий субъект выходит за границы явлений (мир представлений), то перед ним открывается подлинная сущность Мировой Воли. Она на самом деле есть Зло.

Само познание лишь увеличивает наши страдания бытия, поскольку то, что мы воспринимали как истину, оказывается обманом и иллюзией. Человек в жизни сталкивается с неразрешимым противоречием, антиномией - между стремлением к счастью, проистекающим из воли к жизни, и невозможностью его реального достижения.
А. Шопенгауэр рассматривает в своей философии нравственно-этические проблемы бытия человека, опять таки исходя из принципа воли к жизни, инстинкта жизни. Он понимает, что без добродетели и великодушия не может быть преодолен эгоизм животного инстинкта. Но как только человек, движимый нравственным состраданием, воспринимает страдания другого, «во всех существах узнающий себя», он открывает страдания и несчастья Вселенной. Даже индивидуальная Воля к жизни не способна преодолеть всеобщего страдания и несчастья. Всякое желание его преодолеть приводит не к снятию страдания в виде сострадания, а увеличивает масштабы страдания. Поэтому человек может только созерцать, но не преодолевать страдания, которые становятся атрибутом человеческой жизни. В связи с этим он критикует религиозную, христианскую мораль, которая дарит человеку возможность, надежду преодолеть страдания, после искупления первородного греза и попадания в потусторонний мир, в божественный рай, где и достижима блаженная жизнь.

А. Шопенгауэр видит достижение благой жизни, преодоления страданий в укрощении воли к жизни, «не на миг, а навсегда». Когда «человек доходит до состояния добровольного отречения, резингнации, истинной безмятежности и совершенного отсутствия желаний». То есть отказа от воли к жизни. «Нет воли, нет мысли, нет мира. Перед нами только небытие. Перед нами остается, конечно, только ничто».

Под  «ничто», «небытием» А. Шопенгауэр подразумевает растворение индивида в мире, в самой жизни. Тогда человек достигает состояния блаженства, нирваны, поскольку индивидуальная воля отказалась от борьбы с обстоятельствами жизни страдательного характера. В этом положении видится влияние брахманизма, течения в древнеиндийской философии, которой он увлекался. Отказ от воли к жизни снимает напряженность самой жизни. Поэтому он рассматривает самоубийство не как грех с точки зрения христианства, не как слабость человека, а как «феномен утверждения» воли к жизни. Поэтому он отказывается вовсе не от воли к жизни, а только от самой жизни, разрушая ее отдельное проявление [1, ч. 1, с. 96]. Самоубийство бесплодно и безумно, поскольку оно не уничтожает волю к жизни как таковую. Оно устраняет помехи жизни - страдания. Человек в этом деянии обнаруживает свою свободу воли. Ведь самоубийство равно со смирением бытия. Безусловно, в этом видится влияние стоиков на миросозерцание А. Шопенгауэра. Но в этом заключается и пессимизм всей его философии и мистицизм.

И все же, каково же предназначение человека, какую роль он может играть? Если цель жизни как можно ближе подойти к «не существованию», к ничто, то историческая миссия человека заключается в продолжении человеческого рода. А половые влечения есть выражения инстинкта жизни, воли к жизни, которые поэты идеализируют, придавая им иллюзорные черты идеально-духовного порядка, называя их любовью. Их недостижимость лишь увеличивает страдания бытия человека. Отсюда А. Шопенгауэр делает вывод, что самая лучшая форма бытия - аскетический и мистический образ жизни.

Безусловно, философия А. Шопенгауэра носит явно пессимистический характер. В ней отчетливо присутствует иррационалистический момент. Но в тоже время он в такой парадоксальной форме философствования отразил трагические аспекты бытия человека, истории человеческого рода, с его точки зрения непреодолимые. Оптимизм же философского взгляда на бытие мира, на жизнь в целом заключается не в отрицании трагедии в человеческой истории, наличия в ней зла, а в преодолении трагических обстоятельств и зла. Их отменить нельзя, но можно так минимизировать сферы их проявления, что они перестанут быть тотальной опасностью для бытия человека и человеческого рода.

 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность человека, для Шопенгауэра, это прежде всего - воля.  
Воля, как сущность человека, при характеристике важнейших своих проявлений не может быть рассмотрена лишь как духовное образование. Для Шопенгауэра, сущность человека раскрывается лишь по отношению к миру, который может быть рассмотрен как воля и как представление. Первичным, главным в человеке является воля, разум же как функция мозга предстает как вторичное. При этом Шопенгауэр доказывает преобладание воли над сознанием. Сознание - нечто физическое; воля - нечто метафизическое; сознание - это проявление, воля - это сущность; сознание - нечто случайное, воля - нечто незыблемое; сознание - свет, воля - теплота. Его творчество пронизано пессимизмом: воля, желание и бесконечные стремления человека, считал философ, - упираются в несовершенство мира, и это превращает жизнь человека в неисчерпаемое страдание. Но если воле и разуму отводится различная роль в жизни человека (с признанием определяющего начала воли над разумом), то не ясно, каким образом она может осуществлять свои действия вне разума и каким образом может функционировать разум, находясь вне зависимости от воли. Поэтому вряд ли правомерным будет признать волю неизменной. Шопенгауэр отмечает, что характер человека значительно изменяется от внешних причин, а с изменением характера происходит перерождение воли.

Составными частями духовного мира людей, по мысли Шопенгауэра, являются воля и интеллект. Духовная жизнь людей, по Шопенгауэру, связана с интеллектом. Интеллектуальная жизнь представлена различными ступенями развития. К низшим ее стадиям Шопенгауэр относит простое собирание и описание насекомых, минералов, монет и т.п., а к высшим - творчество мысли, поэзии и философии. В свою очередь, степень различия отношения к окружающему миру зависит от развития интеллекта людей.

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям мировой воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: интеллект же - это лишь орудие воли к жизни у человека. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир - только зеркало этого воления, выступающее как представление.

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гуревич П. С. Искусство счастья в этике Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: 1990

2. Трубникова Н. Н. Об издании произведений А. Шопенгауэра в России //Шопенгауэр А. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М. 2001

3. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. - М., 2008. - 732 с.

4. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. М.: ДРОФА, 2007. - 400 с.

5. Шопенгауэр А. О воспитании // Шопенгауэр А. Собр. соч. в 6 тт. Т. 5. М. - С. 485-489. М.: 2001

6. Якушев А. Философия: конспект лекций - М.: Приор-издат, 2009. - 224 с.

 





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: