Физиологические процессы, лежащие в основе болевых ощущений

Первичное проекционное поле болевого анализатора находится в соматосенсорной коре задней центральной извилины (SІ). Оно обеспечивает восприятие «быстрой» боли, идентификацию места её возникновения на теле. Однако даже для «быстрой» боли точная идентификация участка кожной поверхности, на которую действует болевой раздражитель, требует параллельного вовлечения в процесс кожных тактильных рецепторов. Невозможность четко локализовать «медленную» боль объясняется тем, что пути её проведения представляют в основном мультисинаптические нейронные цепи ретикулярной формации, неспецифических ядер таламуса, генерализованно передающих возбуждение в самые различные корковые поля. Вторичное проекционное поле расположено в соматосенсорной коре на границе пересечения центральной борозды с верхним краем височной доли (SІІ). Топографическая проекция тела в ней менее четкая, импульсы поступают сюда как от противоположной, так и своей стороны тела. Нейроны данного поля имеют двусторонние связи с ядрами таламуса. В восприятии боли важную роль играет лобная кора, которая обеспечивает самооценку боли и формирование целенаправленного болевого поведения. Перерезка связей между лобной корой и таламусом сохраняет ощущении боли у больных, но она их не беспокоит, (боль не становится страданием).

Лимбическая система (поясная извилина, гиппокамп, зубчатая извилина, миндалевидный комплекс височной доли) получает болевую информацию от передних ядер таламуса и формирует эмоциональный компонент боли, запускает вегетативные, соматические и поведенческие реакции, обеспечивающие приспособительные реакции к болевому раздражителю.

Психологические аспекты боли

Чтобы наилучшим образом помочь человеку, испытывающему боль, надо понимать ее специфические черты.

Наиболее часто употребляется определение боли, данное Международ­ной ассоциацией по изучению боли (МАИБ):

«Боль - это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фак­тическим или возможным повреждением тканей; либо состояние, сло­весное описание которого соответствует подобному повреждению».

По этому определению, боль - нечто большее, чем просто ощущение, поскольку обычно сопровождается неприятным аффективным пере­живанием.

Боль является не простым ощущением, а сложным явлением, включающим

- и физический,

- и эмоциональный компонент.

Это явление чисто субъективное.

В связи с этим правильнее говорить о восприятии боли.

Восприятие боли

На восприятие боли влияют факторы:

- физические,

- психологические,

- социальные

- и духовные

1. К физическим факторам относятся

- симптомы болезни,

- побочные эф­фекты лечения.

2. К психологическим факторам–

- гнев, разочаро­вание, отчаяние,

- чувство изоляции,

- ощущение беспомощности из-за от­сутствия интереса у врачей,

- потеря доверия к врачу вследствие неадекватного лечения,

- тревожность как результат боязни испытывать боль,

- страх перед больницами вообще,

- чувство брошенности и ненуж­ности.

3. Социальные факторы

- заниженная самооценка в результате по­тери статуса,

- тревога о финансовых проблемах,

- хроническая усталость.

4. Духовные факторы

- страх смерти и самого процесса умирания,

- духов­ные метания, чувство вины,

- потеря надежды и уверенности в будущем.

Лечение боли включает как лекарственные, так и нелекарственные методы.

Нелекарственные могут быть:

- физическими (грелки, элект­ростимуляция нервов)

- и психологическими (релаксация, когнитивная, поведенческая терапия).

Следует помнить, что чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность обостряют восприятие боли.

Наоборот, сопере­живание окружающих, хорошее настроение, релаксация, творчество по­вышают устойчивость к восприятию боли. Боль сильнее, если она занимает все внимание человека. Боль можно уменьшить с помощью отвлекающей деятельности.

Многие из нас испытывали психогенную боль (некоторые авторы считают, что половина пациентов, посещающих ЛПУ, жалуются именно на такую боль). Поразительное и типичное свойство такой боли в том, что функция «болящего» органа нисколько не наруша­ется, даже когда пациент сильно страдает. В данном случае суще­ствует неосознаваемый психический конфликт.

Известны так называемые фантомные ощущения (фантомные боли) – это ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью.

Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым поня­тием. Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales): описательные, числовые, аналоговые, визуальные и т.д.

Например:

Выберите число, которое наиболее соответствует уровню испытыва­емой вами боли

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нет боли _______________________________Ужасная боль

Для обучения пациентов и семей по использованию числовой шкалы боли рекомендуется:

1. Показать шкалу и объяснить, что ее используют для того, чтобы помочь медработнику понять уровень боли пациента и выбрать способы ее облегчения.

2. Медсестра будет регулярно спрашивать пациента об уровне испытываемой им боли, но и сам пациент должен также сообщать о боли;

3. Объяснить, что значат числа на шкале:

- 0 - означает отсутствие боли,

- 10 - самую сильную боль.

- Середина шкалы возле числа 5 озна­чает умеренную боль.

- Боль, оцененная 2 или 3 баллами, будет слабой болью,

- 7 баллами и выше - сильной.

 

Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельно управлять болью. Одним из простейших нефарма­кологических методов управления болью является релаксация. К релаксации приводит работа с ментальными образами.

На­пример,

- пациент с использованием нескольких модальностей со­здает образ пляжа с мягким теплым песком, морскими волнами, медленно набегающими на берег, и легким прохладным ветерком, приносящим запах моря. Он представляет, как с каждой волной боль постепенно ослабевает и куда-то уходит. Если пациент скон­центрируется на своем медленном и глубоком дыхании, то он мо­жет представить, что с каждым выдохом боль оставляет тело.

Мето­ды расслабления наиболее успешны, когда применяются с учетом индивидуальных предпочтений пациента. Преимущества этих ме­тодов в том, что им легко научиться как персоналу, так и пациен­ту, они не требуют специального оборудования.

 

Задания по дидактическому материалу:

1. Прочитать дидактический материал.

2. Зарисовать рисунки, указать обозначения.

3. Создать глоссарий из 10 терминов (термины из дидактического материала выберите самостоятельно, либо сами на основании дидактического материала сформулируйте определения к терминам).

Пример,

Аккомодация – приспособление к чёткому видению предметов на разном расстоянии путём изменения кривизны хрусталика глаза ресничной мышцей

4. Заполнить таблицу:

Доля коры больших полушарий Функции доли коры больших полушарий
   
   
   

 

5. Используя 10-тибальную шкалу боли опишите пример (можно из собственной жизни, можно попросить отметить по шкале уровень боли кого-то кто испытывал болевое ощущение в связи с патологическим процессом, возможно описать воображаемые пример) с оценкой уровня испытыва­емой боли. Приведите пример возможности использования метода релаксации с ментальными образами с учетом индивидуальных предпочтений пациента.

6. Устно ответить на вопросы:

- Что такое поля Бродмана?

- Какова роль коры больших полушарий в формировании ощущений?

- Каковы физиологические механизмы формирования болевых ощущений?

 

 

Рекомендуемая основная литература:

Нейрофизиология. Основной курс: учебное пособие / А.А. Лебедев, В.В. Русановский, В.А. Лебедев, П.Д. Шабанов. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 271 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9973-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499765

Ноздрачев А. Д. И др. Начала физиологии: учебник для вузов [гриф Минобразования рф] / ред. А. Д. Ноздрачев. – 3-е изд. – сПб.; м.; Краснодар: лань, 2004. – 1088 с.: ил.

 

Рекомендуемая дополнительная литература:

Косицкий, Г. И. Физиология человека: Учебник для вузов / Г.И. Косицкий и др. - М.: Альянс, 2015. - 544 c.

Покровский В. М., Коротько Г. Ф. Физиология человека. Москва. – «Медицина». -2003. – 656 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: