Методические рекомендации

Практические занятия № 12-13.

Методология современного научного исследования.

План

Цель и задачи, объект и предмет научного исследования.

Принципы научного исследования.

Основные этапы научного исследования.

4. Значение прогнозирования и планирования для научно-исследовательской деятельности.

5. Виды научных исследований.

 

Тема практического занятия относится к третьему разделу программы «Методология научного исследования».

Цель практического занятия: определить цель, задачи и принципы научного исследования; указать и проанализировать основные виды исследований.

Методические рекомендации

Каждое научное исследование начинается с четкого понимания основной цели и задач, принципов исследования и планирования его основных этапов.

Необходимо научиться правильно формулировать цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. Если цель исследования связана со стремлением решить какую-то научную проблему, то задачи – это процесс разбиения самого исследования на определенные этапы, каждый из которых призван помочь выполнить определенную задачу.

Очень часто происходит отождествление объекта и предмета исследования. Необходимо определить различие между объектом и предметом исследования, которые соотносятся как общее и единичное. Если объект – это явление, которое порождает проблемную ситуацию, требующую исследования, то предмет – конкретный аспект проблемы.

Рассмотрите такие важнейшие п ринципы научного исследования как детерминизм, системность, развитие и др. 

Проанализируйте такие этапы научного исследования как: 1) выявление проблемы исследования; 2) определение цели, задач, объекта и предмета исследования; 3) формулировка рабочих гипотез; 4) постановка задач исследования; 5) выбор методов исследования; 6) разработка программы и плана исследования; 7) обработка полученных результатов и подготовка отчетов как завершающей стадии исследовательской деятельности.

Рекомендуется проанализировать роль прогнозирования и планирования в научно-исследовательской деятельности.

Необходимо рассмотреть основные виды научных исследований, дать определение фундаментального и прикладного исследования. Покажите основные различия между фундаментальными и прикладными исследованиями. Рекомендуется проанализировать особенности групповых и индивидуальных исследований; особенности управления групповыми исследованиями; правила эффективной организации групповой исследовательской деятельности на различных этапах ее планирования и осуществления.

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии.

Вопросы для самопроверки:

1. Как определить цель исследования?

Цель исследовательской работы как правило одна. Цель – это то, ради чего работа вообще делается. Цель должна быть связана с темой работой, с конечным результатом исследования (научным или практическим, а не обусловленным организацией обучения). В ходе исследования происходит постепенное погружение в сущность явления. Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы исследования. Цель работы – описание нового явления, изучение его характеристик, выявление закономерностей и т.д.

2. Как определить задачи исследования?

После того, как удалось определить цель, можно переходить к написанию задач. Задачи представляют собой этапы, «ступеньки» на пути к достижению цели. Если цель опирается на тему, то задачи представляют собой видоизмененные пункты плана (оглавления) работы
При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов диссертации, названия которых созвучно поставленным задачам.

       При определении задач необходимо разбить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи исследования.

       Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные, без их дробления на более мелкие задачи.

       Формулировка задач обычно начинается со слов: «Исследовать сущность», «уточнить определение», «систематизировать», «проанализировать», «уточнить и дополнить», «обосновать» и т.д.

 

3. Что есть объект исследования? Что есть предмет исследования?

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования. Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. Немало диссертаций, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются. Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

4. Назовите и проанализируйте основные принципы научного исследования.

Принципы любой деятельности основаны на выявленных объективных закономерностях и призваны повысить ее эффективность, обеспечить качественный результат. Качество научного исследования достигается при соблюдении следующих принципов:- принцип целенаправленности — исследование выполняется в соответствии с задачами совершенствования практики образования, утверждения в ней отношений гуманности; - принцип объективности — теоретические модели в исследовании должны отражать реальные педагогические объекты и процессы в их многомерности и многообразии; - принцип прикладной направленности — результаты исследования должны способствовать объяснению, прогнозированию и совершенствованию образовательной практики при множественности путей ее развития; - принцип системности — результаты исследования включаются в систему научного знания, дополняют имеющуюся информацию новыми сведениями; - принцип целостности — компоненты образовательного объекта изучаются в динамике многомерной картины их взаимосвязей и взаимозависимостей; - принцип динамизма — раскрываются закономерности становления и развития изучаемых образовательных объектов, объективный характер их многоаспектности и многовариантности. Эти принципы базируются на закономерностях познавательной деятельности, научного исследования и специфике образовательной практики.

5. Назовите основные этапы научного исследования.

Научное исследование независимо от его вида должно включать в себя общие характеристики, такие как: проблема и ее актуальность, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, оценка научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов. В.В.Краевский предлагает в упрощенном виде представить их в виде вопросов.

Проблема исследования: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

Тема: как назвать аспект рассмотрения проблемы?

Актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и именно в выбранном автором аспекте?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

Цель исследования: какое знание предполагается получить в результате исследования, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

Значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?

Ценность для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.

Система методологических характеристик научного исследования выступает обобщенным показателем его качества.

 

6. Как соотносятся задачи исследования с этапами исследования?

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.
Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно. 

 

7. Какие этапы научного исследования Вы считаете наиболее важными?

 

Выбор темы исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение цели и задач. Формулировка названия работы. Разработка гипотезы. Составление плана исследования. Работа с литературой. Выбор методов исследования. Организация условий проведения исследования. Проведение исследования (сбор материала). Обработка результатов исследования. Формулирование выводов. Оформление работы. Каждый из этих этвпов на мой взгляд важен и последовательность подразумевает выход одного этапа из другого.

 

8. Каким образом научное исследование зависит от формулировки рабочих гипотез?

 

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. ``Научная гипотеза - это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы'' По-существу гипотеза - это главная идея решения.

9. Проанализируйте роль прогнозирования и планирования в научно-исследовательской деятельности.

 

10. Дайте определение и проанализируйте особенности фундаментального исследования.

Фундаментальные исследования — это часть научно-исследова­тельской деятельности, направленная на пополнение общего объема тео­ретических знаний... Они не имеют заранее определенных коммерческих целей, хотя и могут осуществляться в областях, интересующих или спо­собных заинтересовать в будущем бизнесменов-практиков.

11. Дайте определение и проанализируйте особенности прикладного исследования.

Прикладными следует считать исследования, основанные на естественнонаучных знаниях или знаниях, составляющих содержание технических наук, направленные на решение тех или иных практических задач. Для того чтобы выделить их из числа других практически ориентированных исследований, не­обходимо оценить их практическую значимость. Для прикладного исследования можно указать на следую­щие признаки: «практическая ориентация, связь с процессом производства, техникой, социально-экономические критерии, множественность решаемых проблем». Отметим, что сами по себе прикладные исследо­вания не связаны с конкретными объектами. Они лишь устанав­ливают технические возможности, эффективность и экономиче­скую целесообразность практического использования получен­ного результата.

 

12. Покажите различия между групповыми и индивидуальными исследованиями.

Групповые исследования:

Индивидуальные исследования:

13. Назовите правила эффективной организации групповой исследовательской деятельностью.

- Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции

- Обсуждение высказанных гипотез

- Выработка группового решения.

- Обсуждение итогов работы групп

          - Обсуждение процесса работы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: