Задание 1: Разработайте пустое windows-приложение. Отработайте навыки по запуску и отладке такого приложения

Практическая работа № 29

Знакомство со средой программирования Delphi. Разработка и отладка линейных приложений.

Общие положения

Алгоритм - это определенная последовательность действий, которая при строгом выполнении обеспечивает преобразование исходных данных в выходные результаты решения.

Алгоритм, записанный в форме, воспринимаемой машиной, представляет собой программу решения задачи.

После того, как программа написана, необходимо проверить ее правильность, обнаружить и устранить ошибки. Тестирование устанавливает факт наличия ошибки, а отладка выявляет ее причину, и эти два этапа разработки программ перекрываются.

Отладка является частью процесса программирования любой задачи и занимает большую часть времени, отводимого на решение задачи с помощью вычислительных систем. Сущность отладки сводится к установлению места и точной причины обнаруженной в программе ошибки и ее исправлению.

Существует три структуры алгоритмов: линейные, разветвляющиеся и циклические. Если алгоритм не содержит разветвлений и выполнение операций осуществляется последовательно, то он - линейный. Если после проверки некоторого условия пути расходятся, а потом где-то сходятся, то возникает разветвление. Если какая-то последовательность операторов выполняется многократно и после проверки некоторого условия осуществляется выход из нее, то это называют циклом.

Основным линейным оператором в Object Pascal (Delphi) является оператор присваивания. Общая форма записи оператора:

имя величины:= выражение

Например, V:=A; или V:=A+1;

При помощи оператора присваивания переменной могут присваиваться константы, выражения, значения переменных любого типа. Но!!! тип переменной слева и тип выражения справа должны совпадать. То есть целочисленной переменной должно присваиваться целочисленное выражение, строке символов присваивается строка и т.д.

Delphi – интегрированная среда разработки (IDE– Integrated Development Environment), используемая для создания и поддержки приложений, которые могут работать под любой 32 разрядной операционной системой типа Windows. Delphi дает возможность создавать программы в стиле визуального конструирования, т.е. пользователь оформляет свою будущую программу, и видит результаты своей работы еще до запуска самой программы. Это довольно легкая в изучении среда, и в то же время довольно сложная. Delphi имеет пользовательский графический интерфейс, подобный Visual Basic и C++. На данный момент множество фирм приняло за стандарт данный интерфейс для собственных приложений. Весь исходный текст программ на Delphi пишется на языке Object Pascal, практически ничем не отличающемся от принципов, заложенных в Turbo Pascal. Процесс написания приложения разделяется на две части: Первая часть – конструирование. Программист располагает на рабочей форме своей программы необходимые элементы объектов Delphi, называемых компонентами. Он позиционирует эти элементы, устанавливает нужные размеры, меняет свойства. Вторая часть – написание программного кода. Программист описывает свойства элементов, доступных только во время работы приложения, реакцию на событие появление окна, нажатия на кнопку и т.п. Элементы интерфейса После запуска Delphi откроется главное окно среды разработки. Оно может отличаться в зависимости от версии Delphi, но основа остается не изменой. Главное окно (рис.1) выполнено в классическом стиле Windows программ, и содержит множество панелей.

На главном окне представлены следующие панели:

1. Главное окно программы.

2. Форма.

3. Инспектор объектов.

4. Палитры компонентов (Standart, additional, …).

5. Дерево компонентов.

6. Окно кода.

 

1
2
3
4
5
6

Примечание При работе никогда не закрывайте эти окна! Их нужно просто «сворачивать». Главное окно Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы. В нем находится основное меню и панели инструментов. Примечание Главное окно остается открытым все время работы IDE. Закрывая его, вы тем самым закрываете Delphi и все открытые в нем окна. Основное меню содержит команды, необходимые для разработки и тестирования приложений и используется так же, как любое стандартное Windows-меню. Основное меню содержит несколько вложенных меню, в которых расположены различные команды. Панель инструментов представляет собой набор кнопок, который дублирует различные команды основного меню. Эти кнопки служат для ускорения доступа к наиболее часто выполняемым командам. На этой панели есть, в частности, кнопка сохранения проекта на диске, кнопка открытия проекта, кнопка запуска программы на выполнение.

Окно проектировщика формы – главное место, где происходит сборка программы из компонентов, содержащихся в палитре компонентов. Компоненты можно перемещать по форме, зажимая левую кнопку мыши. Также можно изменять размер, как самой формы, так и компонентов, перемещая мышью специальные маркеры размера. Сама форма – это уже готовая к исполнению программа. По ходу работы система формирует в окне Code (Редактора кодов) текст программы на языке Object Pascal, связанной с формой. С помощью вкладок вы можете переключаться между файлами исходного кода (Code), окном редактирования формы (Design) и окном истории изменений (History). Окно редактора кодов Code Editor (Редактор кода) представляет собой текстовый редактор с подсветкой синтаксиса языка программирования – различные элементы языка окрашиваются различными цветами для удобства чтения кода. Палитра компонентов Tool Palette (Палитра компонентов) представляет собой множественные тематические страницы, на которых располагаются компоненты. Все компоненты разделены на категории, которые можно для удобства сворачивать и разворачивать. Работа с палитрой компонентов очень проста. В режиме редактирования формы можно дважды нажать левой кнопкой мыши на интересующем компоненте, и он будет добавлен на форму, или перетащить объект на форму, зажав левую кнопку мыши. Как и прочие элементы среды разработки, окно палитры компонентов может быть настроено под требования разработчика. Для этого необходимо установить курсор на окно палитры компонентов и нажать правую кнопку мыши – появится всплывающее меню, через которое можно редактировать категории, настраивать цвета и прочее. Примечание Пока не открыт или не создан новый проект, в списке отображаются файлы и приложения, которые разработчик может создать. Инспектор объектов Object Inspector (Инспектор объектов) - отображает свойства активного компонента или самой формы. Имя активного компонента находится под заголовком панели. Эта панель имеет две вкладки – Properties (Свойства) и Еvents (События). На первой вкладке (Properties) постоянно отображаются все доступные свойства выбранного компонента. В левой колонке содержится список, а в правой – текущие значения по умолчанию.

На второй закладке (Events) отображаются возможные обработчики событий для выбранного компонента. В левой колонке – названия, а в правой – соответствующие свойства или процедуры. Что же такое свойства и реакции на события? Каждый объект в Delphi, даже само окно разрабатываемого приложения, имеют определенные свойства: цвет, размер, отображаемый текст и т.п. Эти свойства можно менять еще до запуска проектируемой программы на выполнение. В зависимости от изменяемого свойства результат можно просматривать уже сразу. Реакции на события, это результат произошедшего системного события, например, щелчок мыши, нажатие на кнопку, открытие окна и т.п. Реакцию на событие назначают программно, указывая список действий, которые необходимо произвести. Например, если пользователь щелкает по кнопке, появляется графическое изображение. Дерево компонентов На панели Structure (Дерево компонентов) представлен полный перечень всех компонентов вашего проекта. Здесь легко найти компонент даже, если он перекрывается другим компонентом.

Менеджер проектов. Файлы, образующие приложение, формы и модули – собраны в проект. Project Manager (Менеджер проектов) показывает списки файлов и модулей приложения и позволяет осуществлять навигацию между ними. Команда File/New/Aplication создает новый проект. После выполнения этой команды в менеджере проектов можно увидеть все составляющие проекта.

Form1 (Заголовок дерева) – имя группы проектов. Project1.exe – имя проекта (приложения). Когда создается новое приложение, Delphi дает ему имя Project, прибавляя порядковый номер. Unit1.pas – модуль кода. Проект состоит из отдельных модулей. Каждое окно программы хранится в отдельном модуле. Файлы с расширением pas содержат исходный код модуля. Unit1.dfm – визуальная форма. Она сохраняется в файле с таким же именем, как и у модуля, но с расширением dfm. Если у вас в проекте несколько приложений, то только одно из них является активным, и только с ним вы можете работать. Имя активного приложения выделено жирным шрифтом. Чтобы изменить активное приложение, достаточно дважды щелкнуть по его имени левой кнопкой мыши. После создания нового проекта рекомендуется сохранить его, для этого выполним команду File/Save all (Сохранить все). Если файл не был ранее сохранен, Delphi открывает диалоговое окно Save As, в котором нужно указать имя файла. По умолчанию указано текущее имя – Unit1.pas. Это имя можно изменить. После Delphi запросит имя проекта. По умолчанию указано текущее имя – Project1.dpr. Имя проекта задает имя будущего исполняемого файла (с расширением exe).

Задание 1: Разработайте пустое windows-приложение. Отработайте навыки по запуску и отладке такого приложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: