Практическое занятие.
Цель занятия: расширить и закрепить основные понятия и свойства системы и приемов ее анализа на примере хозяйственного объекта.
Вопросы для обсуждения:
1. Системность как способ восприятия описания, понимания и преобразования мира.
2. Типы систем, с которыми сталкивается человек.
3. Определение системы через ее общие свойства.
4. Статические свойства систем (целостность, открытость, неоднородность, структурированность).
5. Динамические свойства систем (стимулируемость, функциональность, изменчивость во времени, способность к существованию в изменяющейся среде).
6. Синтетические свойства систем (эмерджентность, нераздельность, ингерентность, целесообразность).
Учебное задание:
Дайте системную характеристику предприятия, на котором Вы работаете. Опирайтесь на методологию системного подхода. Постарайтесь выявить и описать в характеристике организации свойства и признаки, которые используются теорией системного подхода и изложены в рекомендованной литературе.
|
|
В качестве ориентира рекомендуется использовать пример характеристики аналогичного объекта, приведенный ниже.
В заключении дайте оценку перспектив деятельности изучаемого объекта с точки зрения продолжения его деятельности, социальных и экономических результатов, ожидаемых инноваций и реконструкций, наиболее реалистичных сценариев его будущего: вариантов развития, стагнации, ликвидации.
Рассматриваемое в примере предприятие - магазин самообслуживания.
Сущностный аспект:
ООО «Продактс» - общество с ограниченной ответственностью. Эта организация занимается розничной реализацией продовольственных товаров и хозяйственных товаров повседневного спроса на торговой площади около 400 м2. Главной задачей является извлечение коммерческой выгоды на основе наиболее полного удовлетворение потребностей населения пос.Дальняя Дубровка Горнолесного района в продуктах питания и товарах широкого потребления.
Элементарный аспект:
Производственные элементы: здание, оборудование, транспортные средства, товары.
Информационные элементы: законы и нормативные документы, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и другие финансовые документы, телефонные и компьютерные сети, средства массовой информации.
Социальные элементы: управляющий персонал - 7 чел.; служащие (сотрудники бухгалтерии, операторы, зав.хоз.) - 7 чел.; прочие работники (продавцы, фасовщицы, кладовщики, грузчики, контролеры, экспедитор) - 48 чел.
Организационные элементы: администрация, бухгалтерия, склады, фасовка, торговый зал, охрана.
|
|
Функциональный аспект:
Главной функцией магазина является продвижение продовольственных товаров к конечному потребителю.
Внешние функции - сбыт товаров, маркетинговые исследования, информационные, финансовые.
Внутренние функции - организация процесса торговли (закуп и сбыт), обеспечение сохранности и проверка качества продаваемого товара, создание благоприятных условий для социально-культурной жизни сотрудников предприятия.
Все предприятие поделено на определенные участки работ, осуществляющие определенные функции.
Структурный аспект:
Для описания структур предприятия необходимо выявить связи между всеми элементами.
Организационная структура ООО «Продактс»:
Информационный аспект:
В ходе деятельности предприятия используются различные носители информации.
Из внешних источников: законы и нормативные акты РФ;
телефонограммы, интернет;
реклама в СМИ;
результаты маркетинговых исследований; потребительский спрос;
договоры на поставку товаров;
прайс-листы;
счет-фактуры от поставщиков и подрядчиков;
хозяйственные договоры.
Создаваемые в процессе хозяйственной деятельности предприятия:
бухгалтерская и налоговая отчетность;
реклама в СМИ;
предложение товаров;
договоры с покупателями;
счет-фактуры покупателям;
маркетинговые исследования;
вторичный потребительский спрос;
расчетные документы.
Информационная система на основе модели «черного ящика».
Интегральный аспект:
Целостность предприятия ООО «Продактс» как единой системы обеспечивается централизованной системой управления и общим торговым процессом, который приводит к реализации товаров конечным потребителям.
Исторический аспект;
ООО «Продактс» создано в марте 1999 года для осуществления торговой деятельности.
Февраль 2000 г,- построено здание магазина.
Январь 2001 г. - смена директора предприятия, что приводит к изменению кадровой политики и введению новой единицы - зам.директора по кадрам, а также к смене политики закупа и увеличению валового дохода.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ и моделирование в менеджменте / ЭБС 2ПАМЕГМ - Москва: Издательство "ЮНИТИ- ДАНАМ, 2012-423 с.
2. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ и моделирование в
менеджменте: учеб пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с.
3. О'Коннор Джозеф, Макдермотт Иан Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: – М.-: «Альпина Бизнес Букс», 2006. -256 с.
4. Трофимов В.В., Ильина О.П., Барабанова М.И., Кияев В.И., Трофимова Е.В. Информационные технологии в экономике и управлении: учебник / Под ред. проф. В.В.Трофимова. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 475с.
5. Информационные ресурсы и технологии в экономике: Учебное пособие / под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. — М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. — 462 с. — (Вузовский учебник) — 18ВП 978-5-9558-0256-5. — 18ВП 978-5-16-005534-3.
Дополнительная:
6. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. - М.: Дело, 2008 г. -568 с.
7. Медоуз Д.Х. Азбука системного мышления. -М.: Бином, 2010, 343 с.
8. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. - М.: Экономика, 1999. - 251 с.
9. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб, пособие. - СПб.: «Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. - 326 с.
Ю.Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. Учебное пособиею - М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.
11. Щепетова С.Е. Менеджмент и экономика качества: от естественного к формальному, от формального к естественному. - М.: УРСС, 2004.
12. Детмер У. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. М.: АЛЬПИНА БИЗНЕС БУКС, 2007, 443 с.