Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.

2. Артамонов Д.Г. Социальные ценности и модальности восприятия у представителей групп разной профессиональной направленности // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. – Т.4. - №2.

3. Бабинцев, В. П. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии / В. П. Бабинцев, Е. В.Реутов // Социс. –2010. – № 1. – С. 109–115.

4. Батурин, В.К. Социология/ В.К. Батурин. – Москва: Юнити Дана, 2016. – 254 с.

5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности/Е.П. Белинская. – Москва: Академия, 2009. – 284 с.

6. Белякова Е.Г. Реализация идей ценностно-смыслового подхода в практике образовательного процесса // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2008. – № 2. – С. 42-51.

7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М: Смысл, 2004. — 512с.

8. Вызулина К.С. Потребности и ценности в структуре движущих сил развития личности офицера// Человек. Сообщество. Управление, 2016. – Т.17. - №3.

9. Грибанова, В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе ВУЗа. Дис. … канд. пед. наук / В.А. Грибанова. – Москва, 2015. – 260 с.

10. Далгатов М.М., Джамалудинова А.Г. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях// Известия ДГПУ, 2013. - №3.

11. Елишев, С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций /

12. С.О. Елишев. – Москва:Канон, 2015. – 274 с.

13. Загидуллина, Л.М. Ценностные ориентации современной молодежи / Л.М. Загидуллина // Научные дискуссии о ценностях современного общества. – 2015. – № 10. – С. 21

14. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации молодежи в современном российском социуме/Ф.А. Игебаева// В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы III международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 47-48.

15. Карпишена, Е. А. Ценностные   ориентации    молодежи / Е.А. Карпишева// Система ценностей современного общества. – 2013. –№28. – С. 4

16. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016. – 343 с.

17. Кравченко, А.И. Социология/А.И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 382с.

18. Маркова Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2018. – № 2. – С. 75–79.

19. Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» // Большая энциклопедия психологических тестов. – Москва: Эксмо, 2009. – С. 26-28.

20. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова// Социол. исслед. – 2003. – №1..115–123.

21. Социология молодежи /под ред. Р.В. Линькова. – Москва: Юрайт, 2015. – 317 с.

22. Сулейманова С. Т. Делинкветное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль: автореферат дис. канд. психол. наук. – Пенза, 2006. – 24 с.

23. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Монография/М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 42 с.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Стимульные списки по методике

«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ» М. Рокича

Инструкция: «Перед вами наборы из 18 ценностей в каждом списке. Ваша задача – распределить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите список ценностей и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите первой. Вслед за ней поместите ту ценность, которая занимает в вашей жизни не менее важное место. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная займет 18-е место. Аналогично распределите ценности из второго списка».

Терминальные ценности   Инструментальные ценности  
1. Активная деятельная жизнь   1. Аккуратность  
2. Жизненная мудрость   2. Воспитанность  
3. Здоровье   3. Высокие запросы  
4. Интересная работа   4. Жизнерадостность  
5. Красота природы и искусства   5. Исполнительность  
6. Любовь   6. Независимость  
7. Материально обеспеченная жизнь   7. Непримиримость к недостаткам в себе и других  
8. Наличие хороших, верных друзей   8. Образованность  
9. Общественное признание   9. Ответственность  
10. Познание   10. Рационализм  
11. Продуктивная жизнь   11. Самоконтроль  
12. Развитие   12. Смелость в отстаивании своего мнения  
13. Развлечение   13. Твёрдая воля  
14. Свобода   14. Терпимость  
15. Счастливая семейная жизнь   15. Широта взглядов  
16. Счастье других   16. Честность  
17. Творчество   17. Эффективность в делах  
18. Уверенность в себе   18. Чуткость  

Обработка результатов методики

Индивидуальная диагностика включает в себя различные блоки ценностей. М. Рокич предлагает выделять и анализировать блоки ценностей.

Так, например, в блоке терминальных ценностей нередко группируются вместе конкретные «жизненные» ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно объединение ценностей профессиональной самореализации (работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, друзья, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, свобода, творчество, развлечения, уверенность в себе и др.) в противовес ценностям межличностных отношений (друзья, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

По близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность).

 

Приложение 2

Бланк методики

«ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ» О.Ф. Потемкиной

Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

I БЛОК:

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем этап её завершения?

1. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?

2. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

3. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

4. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам неинтересно, даже если это необходимо?

5. Вы уверены, что настойчивости у вас больше, чем способностей?

6. Вам легче просить за других, чем за себя?

7. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

8. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, и с ней жаль расставаться?

9. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

10. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чём–либо просят?

11. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

12. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

13. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?

14. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

15. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

16.  Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по – настоящему?

17. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

18. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

19. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

20. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

21. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

22. Вы стремитесь, как можно больше сделать для других людей?

23. Вы убеждены, что забота о других часто идёт в ущерб себе?

24. Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

25. Вам часто удаётся довести начатое дело до конца?

26. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить интересами других людей?

27. Вы можете назвать себя эгоистом?

28. Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

29. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

30. Ваша отличительная черта – бескорыстие?

31. Свободное время вы используете для своих увлечений?

32. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому–то обещали что-либо сделать?

33. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

34. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

35. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

36.  Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно?

37. Стремление к результату в любом деле – ваша отличительная черта?

38. Ваша отличительная черта – умение помочь другим людям?

39. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

 

II БЛОК:

1. Вы согласны, что самое главное в жизни – быть мастером своего дела?

2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

3. Ваши знакомые считают вас властным человеком?

4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

5. Творческий труд для вас является главным наслаждением в жизни?

6. Основное стремление в вашей жизни – свобода, а не власть и деньги?

7. Вы согласны, что иметь власть над людьми – наиболее важная ценность?

8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом?

10. Вам всегда удаётся следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

11. Считаете ли вы, что самое важное качество для власти – это её сила?

12. Вы уверены, что всё можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям?

16. Деньги куда надёжнее, чем власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

19. Вам легко заставить делать людей то, что вы хотите?

20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. В жизни вас радует только отличный результат работы?

22. Самое главное стремление в вашей жизни – быть свободным?

23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

24. Является ли для вас заработок главным стремлением в жизни?

25. Любимое дело для вас ценнее, чем власть и деньги?

26. Вам обычно удаётся отвоевать своё право на свободу?

27. Испытываете ли вы жажду власти, стремление руководить?

28. Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

29. Даже бывая на отдыхе, вы не можете работать?

30. Вы готовы многим пожертвовать, чтобы быть свободным?

31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

33. Ваши друзья и знакомые ценят вас как специалиста?

34. Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у вас наибольшее негодование?

35. Власть может заменить вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удаётся накопить нужную сумму денег?

37. Труд – наибольшая ценность для вас?

38. Вы уверенно и непринуждённо чувствуете себя среди незнакомых людей?

39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

40. Наиболее сильное потрясение для вас – отсутствие денег?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: