Начало беседы и установление контакта с партнёром

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Нижнетагильский педагогический колледж № 1»

 

Лекция

БЕСЕДА КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Руководитель:

Ивашкина Г.В

 

 

                                                     .2020


Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Понятие беседы, достоинства и недостатки…………………………………4

Виды бесед……………………………………………………………………..5

Этапы деловой беседы………………………………………………………...6

Методы и приемы проведения беседы……………………………………...13

- техника установления контакта с собеседником…………………………..17

- основной этап беседы………………………………………………………..17

- необходимые условия и запрещающие приемы…………………………..18

- вопросы собеседников и их психологическая сущность…………………18

- техника ответа на вопрос……………………………………………………20

- принятие решений и завершение беседы…………………………………..20

- принципы принятия решения……………………………………………….23

Заключение…………………………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………………28

 

 




Введение

Деловая этическая беседа в Современном мире - это мир деловых людей. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. В этом состоит актуальность данной темы.

Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что «успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми». В данной работе легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personalpublicrelation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»).

Целью  темы является детальное рассмотрение основных положений ведения деловой беседы.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить основные этапы ведения деловой беседы; проанализировать основные этапы ведения деловой беседы; выделить правила налаживания отношений между собеседниками; выделить этические нормы и принципы ведения деловой беседы.

Путь решения задач состоит в анализе специальной литературы и поиске в интернете материала по данной теме.

 

 

Понятие «Беседа», достоинства и недостатки

Беседа - это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися. Используется беседа как в учебной работе, так и во вне учебной деятельности учащихся.

Беседа может также быть методом изучения, применяемым с целью выявления индивидуальных особенностей учащихся, коллектива.

Беседа – это всегда общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами. Это способ выяснения отношений, объяснений, убеждения друг друга в чем-то. Она широко используется в человеческой практике и помимо педагогики. Технология беседы довольно сложна.

Вступающему в беседе надо уметь вести диалог – задавать вопросы, тактично выслушивать, возражать, сомневаться, доказывать, даже молча. В беседе не рекомендуется переманивать собеседника на свою сторону, навязывать ему свою позицию. В беседе важен оттенок голоса, неторопливый ритм.

В системе образования часто используют как метод обучения во время уроков, экскурсий, посещений музеев. Эффективными являются нравственно-этические беседы о культуре поведения, о режиме дня, о доброте и любви и т.д.

«Беседа» – это и заглавие древнерусского апокрифа – сочинения в виде разговора и духовного стиха. В церковнославянском языке «беседа» обозначала речь, говор, в смысле диалект. Беседы, благодаря наличию в себе обратной связи и равноправию участников, очень любимы всеми возрастами. От этого слова произошло другое – беседка.

Преимущества метода беседы:

1. Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.

2. Возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр.).

3. Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.

4. Возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, предпочтениях респондентов.

    Недостатки метода беседы:

1. Требуется большое количество времени.

2. Большая трудоемкость работы при незначительном количестве опрошенных респондентов.

3. Необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Виды беседы

Репродуктивная беседа - репродуктивный метод вырисовывается во время устного воспроизведения сообщенных ученикам знаний, в ходе репродуктивной беседы, во время решения сложных физических задач.

Такой метод применяют и при организации работ лабораторного и практического характера, исполнение которых подразумевает наличие достаточно точных и подробных инструкций.

Поисковая беседа - это такая беседа, в процессе которой учащиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос.

Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, выдвигая варианты решения проблемы.

Сократическая беседа - это групповой диалог с учащимися, основанный на методах изучения и преподавания учебных предметов, применявшихся древнегреческим философом Сократом - основателем западной философии. В то время как большинство занятий в учебных заведениях проводится в виде лекций, где информация напрямую передается от учителя к ученикам, сократическая беседа больше основывается на обсуждении вопросов в форме диалога. Сократ придерживался той идеи, что гораздо эффективнее помогать ученикам думать самостоятельно, чем просто передавать им информацию. Таким образом, целью сократической беседы является проведение с учащимися всесторонней дискуссии по изучаемой теме, вместо простого пересказа им учебного материала.

Клиническая беседа - это широко применимый в психологии метод исследования различных аспектов поведениям и психологических особенностей человека в процессе вербальной коммуникации.

Экспериментальная беседа - содержание определено характерными особенностями «внутренней позиции школьника», выявленными в экспериментальных работах по ее изучению*.

Так, сформированность «Внутренней позиции школьника» своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.) Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности – игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы.

Интервью как вид беседы - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым. Вопросы, задаваемые исследователем в ходе интервью, могут требовать как односложных, так и развернутых ответов. Метод широко применяется в социальной психологии, при социологических опросах можно быстро получить нужную массовую информацию. Этим качеством метод приближается к анкетированию, но при беседе можно наблюдатьзареакцией людей на задаваемые вопросы. В отличии от беседы, в интервью важна получаемая информация, а не личностные психологические особенности испытуемого.

Этапы деловой беседы

Начало беседы и установление контакта с партнёром.

1. Приветствие:

а) улыбка;

б) обращение по имени и отчеству;

в) рукопожатие или легкий поклон.

2. Установление контакта глаз.

3. Изменение дистанции – социальной и физической:

а) желательно встать, приветствуя собеседника, выйти из-за стола, встречая его и провожая к месту, где вы ведете разговор;

б) лучше сесть так, чтобы между вами и собеседником не было преграды (например, письменного стола); в) целесообразно разместиться не прямо лицом друг к другу, а под углом 90 градусов.

4. Рекомендуется дать понять собеседнику, что вы готовились к встрече с ним – подобрали бумаги, подготовки кресла для беседы и т.п.

5. Не рекомендуется вступать в разговор на деловую тему в коридоре учреждения, во время перекура, в буфете, в обеденный перерыв.

При контакте с группой также необходима пауза после приветствия. В случае, если вы незнакомы - надо представиться. При этом темп взаимодействия работника должен быть следующим: с одним человеком, с небольшой группой собеседников или с большей аудиторией, - эти этапы имеют место.

Важно отметить, что установление контакта тесно связано с восприятием партнера по общению и возникновением первого впечатления о нем. Познание объекта общения начинается с знакомства со сведениями о человеке. Получение сведений от других на этапе пред общения создает у человека определенное мнение о будущем объекте общения, установку на его восприятие. Другим путем получения информации об объекте общения является непосредственное восприятие его при вхождении в прямой контакт с ним. Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть в человеке: его внешний вид, выражение лица, осанка, прическа, одежда, манера себя вести, говорят, опрятен ли он, каков уровень его культуры.

Изучая процесс восприятия, социальные психологи отметили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые должен знать и учитывать руководитель. К их числу относится эффект ореола. Он проявляется в приписывании человеку, о котором имеется благоприятное мнение, положительных оценок и тех качеств, которые в данный момент не наблюдаются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже хорошие его поступки объясняются как негативные. Под влиянием эффекта ореола руководитель может не заметить маленькое хорошее начало у "постоянного нарушителя", а у весьма благополучного человека - признаки эгоизма и т. д.

Эффект стереотипизации состоит в том, что суждение о человеке выносится на основании своего ограниченного опыта или устоявшегося мнения других. Стереотипизация упрощает процесс познания другого человека, но в то же время она при водит к возникновению предубеждения, которое создает не только неправильное впечатление у того или иного работника о человеке, но и плохое мнение о нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: