Программа психолого-педагогического сопровождения беременных женщин группы риска на базе ЦРБ

 

В исследовании приняли участие беременные женщины с наиболее высокими баллами по шкалам гипогестогнозического типа отношения к беременности, тревожного типа отношения и депрессивного типа. Всего для реализации программы психолого-педагогического сопровождения беременных женщин, группы риска на базе ЦРБ, было отобрано 17 женщин (9 женщин, состоящих в официальном браке; 4 незамужних женщин; 4 женщины, находящиеся в разводе): 4 женщины с гипогестогнозическим типом, 9 человек с тревожным типом, 4 женщины с депрессивным типом и 1 женщина с преобладанием одновременно как гипогестогнозического, так и депрессивного типов отношения к беременности.

Все испытуемые, невзирая на семейный статус, состоят в отношениях с будущими отцами детей. В связи с этим в программу были включены упражнения направленные на проработку оптимального типа отношения к беременности совместно с будущим отцом ребенка.

 

Пояснительная записка

В настоящее время в нашей стране вопросы связанные рождением и воспитанием детей достаточно актуальны. Потому и все, что связано с здоровьем женщины и семьи в целом приобретает особое значение. Государственная политика в этой области имеет основное направление на социально-правовую и материальную поддержку материнства и детства. Тем не менее, решение демографической проблемы не представляется возможным без индивидуальной работы с каждой молодой семьей, ожидающей рождения ребенка, поскольку беременность женщины является критическим этапом как в ее личностном становлении, так и в отношениях супружеской пары и в функционировании семейной системы в целом, а будучи неподготовленными и столкнувшись с трудностями, которые сопровождают первую беременность, роды и послеродовый период, зачастую семьи отказываются от рождения последующих детей.

Безусловно, беременность является острым переходным этапом в жизни женщины в новую для неѐ сферу материнства. И несмотря на то, что на протяжении всей своей жизни женщина проходит онтогенез материнства, период беременности считается одним из важнейших, т.к. в этот момент – момент реального взаимодействия с собственным ребенком, происходят

Очень важно рассматривать беременность не только в аспекте способности обеспечения условий для благоприятного развития ребенка, но и как важный компонент развития личности женщины, этап ее личностного развития и становления, т.к. во время беременности происходит изменение всех сторон жизни женщины, происходят глубокие изменения самосознания, трансформация ценностно-смысловых составляющих и пр.

Тренинги и курсы, которые будут проходить в рамках реализации проекта, предназначены для смешанных групп: только для матерей только для отцов, и совместные группы.

Принципы работы группы:

ü добровольность участия;

ü учет возможностей, потребностей и интересов членов клуба;

ü реализация внутреннего потенциала.

 

Содержание практической деятельности:

Занятие 1. Вводное занятие «Особенности развития ребенка во время беременности».

Цель: знакомство группы мам, на поздних сроках беременнности обсуждение тематики последующих занятий.

Этап 1. Методика для налаживания контакта «Зеркало».

Этап 2. Введение в тематику следующих занятий.

Этап 3. Игровая методика «Гимнастика для ребенка».

Этап 4. Составление правил работы группы.

Этап 5. Рефлексия.

Этап 6. Ритуал прощания.

Занятие 2. «Акушерский аспект беременности».

Цель: третий триместр - подготовка к родам.

Этап 1. Методика для налаживания контакта "Карты эмоций".

Этап 2.Гимнастика «Расстягивание мышц».

Этап 3. Фильм «Как готовиться к родам».

Этап 4. Подведение итогов.

Этап 5. Рефлексия.

Этап 6. Ритуал прощания.

Занятие 3. «Роль психологии в нашей совместной жизни».

Цель: беседа о положительных и отрицательных сторонах жизни молодых супругов в первый год брака, условия адаптации, и научение как справляться с эмоциями.

Этап 1. Тренинг «Большой театр эмоций».

Этап 2. Знакомство со структурой внутрисемейных отношений.

Этап 3. Беседа о положительных и отрицательных сторонах жизни молодых супругов отдельно от родителей.

Этап 4. Игоровой тренинг «Кто я»?

Этап 5. Рефлексия.

Этап 6. Ритуал прощания.

Занятие 4. «Семейный бюджет».

Цель: анализ семейного бюджета, процессов согласование расходов с доходами.

Этап 1. Методика для налаживания контакта "Биль о правах в семье".

Этап 2. Игра «Изменение расходов в семье».

Этап 3. Обсуждение результатов игры и подведение итогов.

Этап 4. Рефлексия.

Этап 5. Ритуал прощания.

Занятие 5. «Заботы домашние».

Цель: обсуждение домашних обязанностей и способов их распределения.

Этап 1. Методика для налаживания контакта "Маска, я тебя знаю!"

Этап 2. Определение круга семейных обязанностей.

Этап 3. Ознакомление с бланками

Этап 4. Работа с бланками.

Этап 5. Методика «Диаграмма».

Этап 6. Развлекательная методика "Сиамские близнецы".

Этап 7. Рефлексия.

Этап 8. Ритуал прощания.

Занятие 6. «Ценности нашей семьи».

Цель: вызвать понимание уникальности семьи среди других семейных союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.

Этап 1. Методика для налаживания контакта «Дерево семейных ценностей».

Этап 2. Равлекательная методика «Тест-шутка».

Этап 3.Проективная методика «Ассоциации».

Этап 4. Рефлексия.

Этап 5.Ритуал прощания.

Занятие 7. «Уход за малышом».

Цель: определить насколько практичны полученные знания; закрепить мотивацию участников группы на работу над собой.

Этап 1. Методика для налаживания контакта «Ребенок и родители».

Этап 2. Коллективная игра «Театр родов».

Этап 3. Практическое занятие «Освоение слинга».

Этап 4. Повесть Э. Фромма «Любовь между родителями и детьми».

Этап 5. Рефлексия.

Этап 6. Ритуал прощания (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

Занятие 8. Итоговое занятие.

Цель: подведение итогов по блокам:

- мама и малыш

-папа и малыш

-мама и папа

-муж и жена

Издание мини-сборника под названием: «Я – мама» (Приложение В)

Программа «Я - МАМА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: