В исследовании приняли участие беременные женщины с наиболее высокими баллами по шкалам гипогестогнозического типа отношения к беременности, тревожного типа отношения и депрессивного типа. Всего для реализации программы психолого-педагогического сопровождения беременных женщин, группы риска на базе ЦРБ, было отобрано 17 женщин (9 женщин, состоящих в официальном браке; 4 незамужних женщин; 4 женщины, находящиеся в разводе): 4 женщины с гипогестогнозическим типом, 9 человек с тревожным типом, 4 женщины с депрессивным типом и 1 женщина с преобладанием одновременно как гипогестогнозического, так и депрессивного типов отношения к беременности.
Все испытуемые, невзирая на семейный статус, состоят в отношениях с будущими отцами детей. В связи с этим в программу были включены упражнения направленные на проработку оптимального типа отношения к беременности совместно с будущим отцом ребенка.
Пояснительная записка
В настоящее время в нашей стране вопросы связанные рождением и воспитанием детей достаточно актуальны. Потому и все, что связано с здоровьем женщины и семьи в целом приобретает особое значение. Государственная политика в этой области имеет основное направление на социально-правовую и материальную поддержку материнства и детства. Тем не менее, решение демографической проблемы не представляется возможным без индивидуальной работы с каждой молодой семьей, ожидающей рождения ребенка, поскольку беременность женщины является критическим этапом как в ее личностном становлении, так и в отношениях супружеской пары и в функционировании семейной системы в целом, а будучи неподготовленными и столкнувшись с трудностями, которые сопровождают первую беременность, роды и послеродовый период, зачастую семьи отказываются от рождения последующих детей.
|
|
Безусловно, беременность является острым переходным этапом в жизни женщины в новую для неѐ сферу материнства. И несмотря на то, что на протяжении всей своей жизни женщина проходит онтогенез материнства, период беременности считается одним из важнейших, т.к. в этот момент – момент реального взаимодействия с собственным ребенком, происходят
Очень важно рассматривать беременность не только в аспекте способности обеспечения условий для благоприятного развития ребенка, но и как важный компонент развития личности женщины, этап ее личностного развития и становления, т.к. во время беременности происходит изменение всех сторон жизни женщины, происходят глубокие изменения самосознания, трансформация ценностно-смысловых составляющих и пр.
Тренинги и курсы, которые будут проходить в рамках реализации проекта, предназначены для смешанных групп: только для матерей только для отцов, и совместные группы.
|
|
Принципы работы группы:
ü добровольность участия;
ü учет возможностей, потребностей и интересов членов клуба;
ü реализация внутреннего потенциала.
Содержание практической деятельности:
Занятие 1. Вводное занятие «Особенности развития ребенка во время беременности».
Цель: знакомство группы мам, на поздних сроках беременнности обсуждение тематики последующих занятий.
Этап 1. Методика для налаживания контакта «Зеркало».
Этап 2. Введение в тематику следующих занятий.
Этап 3. Игровая методика «Гимнастика для ребенка».
Этап 4. Составление правил работы группы.
Этап 5. Рефлексия.
Этап 6. Ритуал прощания.
Занятие 2. «Акушерский аспект беременности».
Цель: третий триместр - подготовка к родам.
Этап 1. Методика для налаживания контакта "Карты эмоций".
Этап 2.Гимнастика «Расстягивание мышц».
Этап 3. Фильм «Как готовиться к родам».
Этап 4. Подведение итогов.
Этап 5. Рефлексия.
Этап 6. Ритуал прощания.
Занятие 3. «Роль психологии в нашей совместной жизни».
Цель: беседа о положительных и отрицательных сторонах жизни молодых супругов в первый год брака, условия адаптации, и научение как справляться с эмоциями.
Этап 1. Тренинг «Большой театр эмоций».
Этап 2. Знакомство со структурой внутрисемейных отношений.
Этап 3. Беседа о положительных и отрицательных сторонах жизни молодых супругов отдельно от родителей.
Этап 4. Игоровой тренинг «Кто я»?
Этап 5. Рефлексия.
Этап 6. Ритуал прощания.
Занятие 4. «Семейный бюджет».
Цель: анализ семейного бюджета, процессов согласование расходов с доходами.
Этап 1. Методика для налаживания контакта "Биль о правах в семье".
Этап 2. Игра «Изменение расходов в семье».
Этап 3. Обсуждение результатов игры и подведение итогов.
Этап 4. Рефлексия.
Этап 5. Ритуал прощания.
Занятие 5. «Заботы домашние».
Цель: обсуждение домашних обязанностей и способов их распределения.
Этап 1. Методика для налаживания контакта "Маска, я тебя знаю!"
Этап 2. Определение круга семейных обязанностей.
Этап 3. Ознакомление с бланками
Этап 4. Работа с бланками.
Этап 5. Методика «Диаграмма».
Этап 6. Развлекательная методика "Сиамские близнецы".
Этап 7. Рефлексия.
Этап 8. Ритуал прощания.
Занятие 6. «Ценности нашей семьи».
Цель: вызвать понимание уникальности семьи среди других семейных союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.
Этап 1. Методика для налаживания контакта «Дерево семейных ценностей».
Этап 2. Равлекательная методика «Тест-шутка».
Этап 3.Проективная методика «Ассоциации».
Этап 4. Рефлексия.
Этап 5.Ритуал прощания.
Занятие 7. «Уход за малышом».
Цель: определить насколько практичны полученные знания; закрепить мотивацию участников группы на работу над собой.
Этап 1. Методика для налаживания контакта «Ребенок и родители».
Этап 2. Коллективная игра «Театр родов».
Этап 3. Практическое занятие «Освоение слинга».
Этап 4. Повесть Э. Фромма «Любовь между родителями и детьми».
Этап 5. Рефлексия.
Этап 6. Ритуал прощания (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
Занятие 8. Итоговое занятие.
Цель: подведение итогов по блокам:
- мама и малыш
-папа и малыш
-мама и папа
-муж и жена
Издание мини-сборника под названием: «Я – мама» (Приложение В)
Программа «Я - МАМА