Этап 4. Работа с бланками

Каждый участник получает бланк, в котором ему предлагается за 10 минут как можно подробнее перечислить занятия членов семьи на протяжении дня.

Бланк

Семейный статус Дела, выполняемые за день (по часам)
Муж  
Жена  
Свекор  
Свекровь  
Тесть  
Теща  

 

По окончании работы участники зачитывают результаты заполнения бланка (можно подсчитывать результаты на доске или специальных больших листах бумаги) и делают вывод о том, что на протяжении дня делает жена, а что — муж. Далее ведущий предлагает сравнить данные заполнения таблицы «Обязанности мужские и женские» с занятостью членов семьи на протяжении дня.

В. Как вы считаете, должны ли супруги делить обязанности в семье на «мужские» и «женские»?

В. Перечислите способы, при помощи которых можно привлечь одного из супругов к домашней работе, которую он никогда не делал и особенно не стремится выполнять?

В. Как можно заинтересовать спутника жизни решением бытовых проблем?

Этап 5. Методика «Диаграмма».

(Методика подходит для работы над самыми разнообразными проблемными вопросами.)

Тренинговый класс условно делится на сцену и зрителей. Участники упражнения, а их одновременно может быть до десятка, даже чуть больше, занимают место на «сцене». Тренер объясняет им, что перед ними на полу существует воображаемая шкала. Крайняя левая часть равна нулевой отметке. Крайняя правая часть представляет собой максимальное выражение, проявление признака – 100!

Тренер дает группе участников некое утверждение и просит их разместиться на воображаемой оси в соответствии с тем, насколько они согласны или не согласны с прозвучавшей мыслью. Если они поддерживают ее, согласны абсолютно, то они становятся на крайней правой точке. Если идея кажется безумной, абсолютно неприемлемой, то их место будет определяться нулем, т.е. крайней левой точкой. Все остальные оттенки согласия-несогласия – от 0 до 100. После того как тренер произносит утверждение, дается небольшое время для размышления, и игроки занимают свои места на разных точках шкалы. Затем тренер просит их объяснить, почему они находятся именно в этом месте на оси, а не в другом.

Примеры высказываний.

Согласна ли вы, что:

- «Добро должно быть с кулаками»?

-стерпится-слюбится?

-быт - главная угроза семейному счастью?

- любви без ненависти не бывает?

- детей нужно «любить, как душу, но трясти, как грушу»?

- родители обязаны жить отдельно от детей?

- нет ничего плохого в романе на стороне, это лишь добавляет «перца» в семейные отношения?

-феминистка в глазах мужчины – это «половина женщины»?

-основная ответственность мужчины проявляется в обеспечении материальной базы семьи?

 

Этап 6. Развлекательная методика «Сиамские близнецы».

Группа разбивается по парам. Партнеры в паре становятся боком друг к другу так, что их бедра соприкасаются, а лица повернуты в одну и ту же сторону. Рука (со стороны партнера) обхватывает «близнеца» через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых на пол стульев.

Следом можно дать сиамским близнецам еще несколько забавных заданий:

-завязать шнурок на ботинке;

-застегнуть пуговицу;

-вдеть нитку в иголку;

-зажечь спичку от спичечного коробка!

При этом один из участников работает правой, другой – левой рукой, а «свободные» руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.

Этап 7. Рефлексия.

Этап 8. Ритуал прощания.

Занятие 6. «Ценности нашей семьи».

Цель: вызвать понимание уникальности семьи среди других семейных союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.

Материалы: ручки, карандаши, ластики, краски, акварель, по количеству участников листы бумаги формата А-6, листы бумаги формата А-3 (по количеству групп), цветная бумага, иллюстрации книг, цветные карандаши, мелки, природный материал – листья, ветки и др. эпиграф: «Наше счастье в наших руках».

Этап 1. Методика для налаживания контакта «Древо семейных ценностей».

Цель:

- стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости;

- проявить в игровой форме идею о том, что каждая семья – объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: лист с материалами для упражнения, большие листы белой бумаги, карандаши, ластики, краски.

Время: 45-90 минут.

Ход игры

Тренер раздает участникам материалы для упражнения.

 Материалы для упражнения.

Семья - это объединение нескольких личностей, у каждой из которых есть в жизни свои базисные ценности. Нередко именно непонимание того, что является важным для другого, становится основой конфликта, разрушает семейный очаг. Таким образом, ценности – это те идеалы, которые в семейной жизни трансформируется в самые прозаические действия, обыденные реакции. Они «руководят» нами в течение всего дня, проявляясь в самых бытовых, казалось бы, ситуациях.

Конфликт между принципами и усвоенными ценностями различных членов семьи ведет к ссорам, неудовлетворению семенной жизнью, серьезным кризисам в коммуникации, взаимопонимании, нарушению ожиданий от партнера, стиранию границ, путанице в исполнении семейных ролей.

Вам предлагается список некоторых из ценностей, которые люди, как правило, отмечают в семейных тренингах как важные для совместной жизни. Просмотрите, пожалуйста, список. Если необходимо – дополните его своими ценностями. Приготовьтесь ко второму этапу задания!

Второй этап

Вы поработали над составлением списка семейных ценностей. Теперь вам предстоит составить шкалу приоритетов: определить, какие из ценностей для Вас являются базовыми, какие – менее значимыми, а какие находятся вообще на периферии.

На листе ватмана нарисуйте, пожалуйста, большое дерево. Это – Древо семейных ценностей. Изобразите его таким образом, чтобы корнями дерево стали ваши базовые, наиболее принципиальные ценности, ствол составили чуть менее важные, а ветвями представьте те, ценности, которые важны, но не столь принципиальны для вас.

Список ценностей:

-наличие общих интересов

-взаимное уважение членов семьи

-невмешательство в дела друг друга

-любовь

-преданность

-сохранение самостоятельности и автономии членов семьи

-материальное благополучие

-национальная монолитность

-благополучие в глазах окружающих

-дисциплина и четкость

-выполнение всеми членами семьи своих обязанностей

-совместное проведение свободного времени

-«открытый дом»- перед друзьями, родственниками, коллегами

-много детей

-хорошее здоровье

-сотрудничество между членами семьи

-непререкаемый авторитет родителей

-доверие

-взаимопомощь…

Завершение

-Какие выводы вы могли бы сделать по окончании своей работы над Древом семейных ценностей?

-Подумайте, как бы выглядело Древо, если бы его изобразили другие члены вашей семьи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: