Система упражнений, направленных на овладение жанром репортажа

Для закрепления понятия «жанр репортажа», учащимся следует выполнить ряд заданий на выявление основных признаков данного жанра. В данном параграфе представлена система упражнений, направленных на овладение жанром репортажа.

1. Прочитайте текст. Какова основная мысль текста? Определите жанр текста. Ответ обоснуйте.

Первое выступление драмкружка. Ровно в шесть часов зазвучала музыка, занавес открылся. Одна сцена сменяется другой, юные артисты выступают уверенно, профессионально. Зато как волнуются родители! В их глазах и восторг, и страх, и слёзы умиления. Спектакль проходит на одном дыхании. И вот уже звучат последние аккорды музыкального сопровождения, опускается занавес, в зале тишина, которая вдруг сменяется громом аплодисментов, криками «браво», улыбками мам, пап, учителей.

2. Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. К какому жанру относится данный текст? Ответ обоснуйте.

25 февраля. 22 часа московского времени. Мы находимся в 40 километрах от Джезказгана. Здесь сейчас должен приземлиться спускаемый аппарат. Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится домой спускаемый аппарат.

Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.

В 22 часа 12 минут по московскому времени 25 февраля возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в 40 километрах северо-западнее Джезказгана. Исключительная, поистине снайперская точность!

3. Прочитайте текст. Какова основная мысль текста? Определите тип речи и жанр текста. Ответ обоснуйте.

Через тенистый сад парка мы входим в большое нарядное здание Минералогического музея Академии наук. Музей занимает зал в тысячу квадратных метров. В нём размещены образцы ископаемых богатств нашей страны.

Особняком в шкафах за стеклом лежат какие-то чёрные бесформенные массы. Одни похожи на чистое железо, другие — с какими-то жёлтыми капельками. Вот огромная масса в двести пятьдесят килограммов, а под ней надпись: «Упал 18 окт. 1916 г. близ г. Никольска-Уссурийского в Сибири». Под другими образцами тоже надписи: упал тогда-то, там-то. Это зал камней, упавших с неба и называемых метеоритами.

Далее идут шкафы и витрины с аккуратными надписями; на полочках лежат минералы разных цветов и видов. Здесь можно изучить краски природы и понять их разнообразие: одни минералы сверкают золотом; другие — чистые и прозрачные, как вода; третьи — переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом.

Экскурсовод подводит нас к одной из витрин и говорит: «Наш музей построен совершенно особенно. Мы не хотим вам показывать просто разные сорта камня. Мы хотим в музее доказать, что у камня тоже есть какая-то своя жизнь, может быть, даже более интересная, чем жизнь живых существ».

Где бы ни находился камень — в небесных ли телах, в горах или на заводах, — везде он живёт и изменяется, растёт и гибнет. И совсем не скучна та наука, минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его истории.

4. Прочитайте текст. К какому типу и стилю речи он относится? Определите жанр текста. Найдите слова, которые подтверждают, что автор был на месте события. Какими словами оценивает автор картину происшествия?

Футбольный матч.

27 июня. 12 часов. Стадион «Ермак». Здесь сейчас состоится футбольный матч на областное первенство между командой «Энергетик» города Ростова-на-Дону и новочеркасской сборной «Ермак». Болельщики с нетерпением ожидают начала игры. Раздается долгожданный свисток судьи. Мячом овладевают новочеркасцы и ведут его к воротам противника. Очень динамично и слаженно играет команда. Передача нападающему. Удар! Гол! Угловой забил игрок команды «Ермак» под номером 12.

Хорошее начало! Кипящие, фонтанирующие эмоции болельщиков!

Матч продолжается. Счёт 1:0. Игра переходит на половину новочеркасцев. Фланги оголяются! Заброс! Опасно!...

Последняя минута матча. 2:1. Выигрывают наши футболисты. Неужели противник изменит счет? Нет. Его силы иссякли. Звучит финальная сирена.

Матч окончен.

Да, очень напряженной и интересной была эта игра. Болельщикам она

доставила много незабываемых минут.

5. Прочитайте тексты. Определите жанры данных текстов. Обоснуйте свою точку зрения. Найдите слова, которые подтверждают, что автор был на месте события. Какими словами оценивает автор картину происшествия?

Текст 1.

                                          Радуга игрушек

Выставочный зал художественного музея расцвел всеми цветами радуги. Здесь устроена выставка работ мастерицы дымковской глиняной игрушки, лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Репина Зои Васильевны Пенсиной.

В центре зала большая композиция игрушек на тему пушкинской «Сказки о царе Салтане». Внимание посетителей привлекают такие работы, как «Многодетная мать», «Уржумская ярмарка», «Катание с горки».

На выставке сотни игрушек, сделанных мастерицей в довоенные и послевоенные годы. Её произведения экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде, других городах нашей страны, а также на международных выставках в Канаде и Японии.

40 лет отдала Зоя Васильевна самобытному русскому искусству расписной глиняной игрушке.

Текст 2.

– Владимир Юрьевич, в каких фильмах вы снимались?

– «Место встречи изменить нельзя», «Пираты ХХ века», «Приключения Тома Сойера».

– Пригодилась ли вам профессия каскадера в повседневной жизни?

– Да. Однажды в Одессе я спас четырехлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё летела машина. Я схватила девочку, подпрыгнул, упал на каток, скатился с него, крепко прижав малышку к себе.

Текст 3.

Русский музей с парадного подъезда.

Сегодня на площади Искусств в Санкт-Петербурге возле великолепной решетки Михайловского дворца происходит величественная церемония символического открытия дверей Государственного Русского музея во второе столетие.

Одновременно в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусоргского проходит торжественное собрание, посвященное 100-летию музея. Под сводами театра звучат тысячи слов восхищения перед этой великолепной сокровищницей национального искусства.

Сегодня вход в музей бесплатный. И первым сюрпризом для пришедших станет до неузнаваемости преображенный подвальный вестибюль, новый классовый зал, гардероб. Приятно удивят посетителей и новое кафе, и магазин по продаже сувениров и прекрасных художественных изделий, выпущенных к юбилею музея. Во второе столетие он вступает преображенным и похорошевшим.

7. Прочитайте начало репортажа. Отредактируйте начало репортажа.

Мы находимся в Москве на Красной площади. Подойдем к Храму Василия Блаженного, познакомимся с архитектурой памятника.

8. Прочитайте начало репортажа о школьной перемене. Какие языковые средства делают текст живым, динамичным? Продолжите репортаж, сохраняя стиль зачина.

Перемена, перемена. Заливается звонок. Все ученики с первого по одиннадцатый высыпают в коридор. И тут начинается такое... Трудно описать, но я постараюсь.

Совершим 15-минутное путешествие по школе. Первый маршрут — первый этаж. Первые классы. Девочки, мальчики. Мальчики, девочки. Наташи, Пети, Оли, Феди. Все бегают, прыгают. Играют в салочки-догонялочки...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: