История психологии труда, инженерной психологии и эргономики на Западе и в России

Исследования труда в западной науке связывалось, прежде всего, с проблемой социологии управления. В целом в развитии социологии управления за рубежом можно выделить основные этапы: «классические подходы» и концепция «человеческих отношений».

Классическому подходу принадлежат: концепция научного менеджмента Ф. Тейлора, социологическая концепция бюрократии М. Вебера, административная концепция А. Файоля. Основная идея, развиваемая данными концепциями - обеспечение максимальной прибыли предпринимателя в основном за счет организации труда. Данный подход был подвергнут критике в 30-е гг. ХХ в.

Концепции «человеческих отношений» исходила из учета не только «организации труда», но и человеческих (психологических) факторов трудовой деятельности. Начало данному направлению положили Хоторнские эксперименты Э. Мейо. В ходе исследования выяснилось, что объективные факторы организации труда (уровень освещенности, влажность, уровень шума) почти не играют решающей роли в росте его производительности, а психологические компоненты (например, давление группы) оказываются тесно связанными с итогами деятельности. Открытия сделанные в этих экспериментах дали толчок к разработке различных теорий мотивации А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор и др.

Наиболее «психологичный» подход к трудовой деятельности развивала психотехника, возникшая в 20-е гг. ХХ в. Г. Мюнстенберг (один из основоположников психотехники) выделил 3 основные проблемы психотехники:

1) выбор подходящих людей с помощью профотбора и профконсультации;

2) достижение наивысшей производительности;

3) изучение психологических качеств личности, активизированных в труде.

Исследования Г. Мюнстенберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического приложения научных и теоретических исследований психологии в обеспечении трудового процесса.

В 50-е гг. ХХ в. развивается системный подход в менеджменте, где организация рассматривается как система, сохранение которой возможно при обеспечении оптимального обмена со средой.

Ситуативный подход в научном менеджменте, говорил, что универсального метода управления нет, а эффективный метод управления может быть найден только при учете параметров данной организации.

Концепция креативной, развивающейся организации, развивала идею профессионализма персонала, как главного фактора в развитии организации.

Е.А. Климов, О.Г. Носкова выделяют следующие линии развития психологии труда в России на рубеже Х1Х – ХХ в:

1) Учет субъективных факторов труда;

2) Идеи оценки и прогнозирования профпригодности;

3) Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда (личности работника, формирования познавательных процессов и др.);

4) Исследования, обслуживающие сферу труда (психологический аспект) – первые попытки профессиональных классификаций, решение проблемы выбора профессии, проблемы работоспособности и утомления.

В 20-30-е гг. в нашей стране возникает психотехника. В это время широкое распространение получает движение тейлоризма, так называемая НОТ (научная организация труда) – это движение за научное управление трудом и производством стимулирующее развитие наук о работающем человеке, групповом труде, о производстве в целом.

В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии (ВОП и ПП).

Индустриальная психотехника разрабатывала проблемы психологического изучения профессий и их классификации, теории и практики профориентации, помощи в выборе профессии, проблемы развития ПВК, психологической рационализации труда, его средств и условий, оптимизации совместных форм труда и др.

В 1930 г. на VI Международной конференции психотехников в Барселоне президентом Международной психотехнической ассоциации был избран И.Н. Шпильрейн. Что было свидетельством признания заслуг отечественной психотехники. Осенью 1936 г. психотехническое движения ВОП и ПП прекратило свое существование после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроссов» от 4 июня 1936 г. Психотехника была названа псевдонаукой. В 30-е гг. были свернуты многие учреждения, занимающиеся НОТ, охраной и гигиеной труда, психологией и психофизиологий труда.

Начиная с 1960-х гг. в университетах России возобновилась подготовка кадров психологов труда. В условиях гонки вооружений стало важным проектирование и эксплуатация военной техники, что было уже невозможно без учета человеческого фактора. В 1959 г. была организована лаборатория инженерной психологии (Б.Ф. Ломов, А.А. Крылов, В.П. Зинченко и др). В настоящее время существует организационная психология, психология менеджмента, психология управления, экономическая психология, которые занимаются сходной проблематикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: