Социальная сущность личности – 34 ч
1. Человек в социальном измерении
Природа человека. Деятельность и поведение. Отношения в семье и со сверстниками. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе.
2. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Ученический коллектив, группа сверстников. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Современное общество – 34 ч
3. Общество – большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы общества. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
4. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Глобальные проблемы современности. Российское общество в начале XXI в. Основы конституционного строя Российской Федерации.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – 34 Ч
5. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
6. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Трудовые правоотношения. Административные правоотношения. Преступление и наказание. Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – 34 Ч
7. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Типы экономических систем. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Деньги и их функции. Роль государства в рыночной экономике. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в.
8. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Предприниматель. Экономика семьи. Права потребителя.
9. Мир социальных отношений Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Основные социальные группы современного российского общества. Нации и межнациональные отношения.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА – 34 Ч
10. Политическая жизнь общества
Власть. Сущность государства. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Органы власти Российской Федерации. Глобализация и её противоречия.
11. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Культура, её многообразие и формы. Роль религии в культурном развитии. Культура Российской Федерации.
12. Человек в меняющемся обществе
Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье.
Тематическое планирование по обществознанию
Класс
Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.
1-я линия развития личности. Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться и принимать удачные решения.
2-я линия развития личности. Занимать свою позицию в обществе, чтобы научиться строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается других взглядов.
3-я линия развития личности. Действовать в рамках закона и нравственных норм.
| № п/п | Наименование раздела | Кол-во часов по рабочей программе |
| 1. | Введение | 1 |
| 2. | Глава 1. Человек | 5 |
| 3. | Глава 2. Семья | 7 |
| 4. | Глава 3. Школа | 7 |
| 5. | Глава 4. Труд | 4 |
| 6. | Глава 5. Родина | 8 |
| 7. | Подведение итогов, защита проектов | 2 |
| Итого: | 34 ч |
Результаты – требования к уровню подготовки в конце 5-го класса
Интеллектуально-познавательные действия:
- Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:
- Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
- Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
- Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
Нравственно-оценочные, личностные действия:
· Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки и т.п.).
Межпредметные связи
История, 5-й класс: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература, 5-й класс: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
География, 5-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 5-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Бизнес (иллюстрированный словарь).
6. Как работает современный рынок.
7. Здоровый образ жизни.
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мой город — город для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
12. Человек долга — кто он, каков он?
13. Свободное время школьника.






