Рабочая тетрадь. Тема 6.
Раздел 3. Генные болезни.
Тема 3.4. Митохондриальная патология.
Цель: Изучить типы митохондриальной патологии, этиологию, патогенез и клиническую картину наиболее часто встречающихся синдромов.
Задачи: Рассмотреть основные терминологические понятия митохондриальных болезней, сформировать навыки по применению клинико-генеалогического метода для определения риска появления детей с митохондриальной патологией, разобрать основные синдромы при данной патологии.
Вопросы для собеседования:
1. Геном митохондрий.
2. Особенности митохондриального наследования.
3. Этиология и патогенез митохондриальных заболеваний
4. Классификация митохондрильной патологии.
5. Основные клинические проявления митохондриальных заболеваний.
6. Основные клинические проявления митохондриальных синдромов и болезней (атрофия дисков зрительных нервов Лебера, синдром Лея, митохондриальные цитопатии).
7. Клинический полиморфизм и его причины, гномный импринтинг.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме:
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.
Подписать на схеме «Строение митохондрий» структурные элементы органоида.

3) Написать функции митохондрий:
-
-
-
-
-
4) Выписать ткани и органы, наиболее энергозависимые (в порядке убывания):
-
-
-
-
-
-
Заполнить таблицу «Сравнение митохондриального и ядерного генома».
| Характеристика | Митохондриальный геном | Ядерный геном |
| Организация ДНК | ||
| Связь ДНК с белками | ||
| Наличие интронов | ||
| Регуляторные последовательности | ||
| Межгенные промежутки | ||
| Перекрывемость генов | ||
| Транскрибируется 1 или 2 цепи? | ||
| Частота возникновения мутаций | ||
| Возможность комбинативной изменчивости |
6) Выписать группы генов, закодированные в геноме митохондрий человека:
-
-
-
Проанализировать тип наследования

Ответьте на следующие вопросы:
1) Встречаемость признака в поколениях?
_____________________________________________________________________________
2) Заболеваемость среди мужчин и женщин?
_____________________________________________________________________________
3) Наличие признака у детей больного?
_____________________________________________________________________________
4) Наличие признака у детей больной матери?
_____________________________________________________________________________
5) Вероятность наследования у девочек?
_____________________________________________________________________________
8) Заполнить глоссарий:
| Термин | Определение | |
| 1. | Митохондриальное наследование | |
| 2. | Наследование материнское | |
| 3. | Гомоплазмия | |
| 4. | Гетероплазмия | |
| 5. | Реплекативная сегрегация | |
| 6. | Эффект бутылочного горлышка |
9) Написать классификацию митохондрильной патологии:
-
-
-
10) Подготовить реферативные сообщения по следующим темам:
1. Синдром Лея (подострая некротизирующая энцефаломиопатия): этиология, манифестация, клинические проявления, диагностика и лечение.
2. Атрофия зрительных нервов Лебера: этиология, манифестация, клинические проявления, диагностика и лечение.
3. Синдромы MELAS/MERRF: этиология, манифестация, клинические проявления, диагностика и лечение.
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов по теме:
Работа 1. Классификация патогенных мутаций мтДНК:
Цель работы: Изучить механизм возникновения митохондриальной патологии. Заполнить схему классификации мутаций мтДНК.

Работа 2. Структура митохондриального генома.
Цель работы: Изучить структуру митохондриального генома. Используя предложенную схему, проанализируйте организацию генома митохондрий.

Выпишите функции регуляторных последовательностей.
| Последовательность | Название | Функция |
| HSP1 | ||
| HSP2 | ||
| LSP | ||
| OH | ||
| OL |
Работа 3. Заболевания, связанные с мутациями в метохондриальном геноме.
Цель работы: Изучить механизм возникновения и развития митохондриальной патологии и основные клинические проявления.
Используя данные реферативных сообщений, определите наиболее распространенные митохондриальные заболевания и их патогенез.
| Нозология (сокращенная запись) | Расшифровка аббревиатуры названия | Наиболее характерная мутация | Основные клинические проявления |
| LHON | |||
| LS | |||
| MELAS |
Работа 5. Диагностика митохондриальной патологии.
Цель работы: Изучить методы диагностики митохондриальной патологии.
Заполните следующую таблицу.
| Этап диагностического поиска | Методы | Ожидаемые результаты |
| Клинический | 1.Клинико-гениалогический 2.Биохимический 3.Инструментальный (ЭНМГ) | 1. 2. 3. |
| Параклинический | 1.Гистохимический 2.Молекулярно-генетический: -) ПЦР -) секвенирование | 1. 2. |
Работа 6. Лечение митохондриальной патологии.
Цель работы: Изучить возможности лечения митохондриальной патологии.
Заполните следующую таблицу.
| Этиотропное лечение | Патогенетическое лечение | Симптоматическое лечение | Хирургическое |
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Бочков Н.П.Клиническая генетика: учебник для вузов/ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006 -2011, с.480
Дополнительная:
1. Козвонин В.А., Косых А.А., Родина Н.Е. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний и врожденных пороков развития: учебное пособие Киров: 2011.-88 с., илл.
2. Коледаева Е.В., Родина Н.Е.. Общая генетика и генетика человека: учебное пособие/ Киров, 2016. – 69 с.
3. Мутовин Г.Р.. М. Клиническая генетика. Геномика и протеомика наследственной патологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 832 с.: ил.
4. Горбунова, В.Н., Корженевская М.А.. Генетика в клинической практике: руководство для врачей/СПб.: Спецлит, 2015.-329 с.
5. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология: Учеб. Пособие для студентов мед.вузов; М.: МИА, 2016 - с.85-117.в мед.вузов; М.: МИА, 2016 - с.85-117.
6. Электронные ресурсы:
1) http://omim.org/






