Мировой опыт информатизации здравоохранения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Мировой опыт информатизации здравоохранения…………………………4

2. Актуальные направления информатизации для отечественного здравоохранения…………………………………………………………………....12

2.1. Дистанционный мониторинг здоровья пациентов с помощью мобильных устройств …………………………………………………………………….…..…12

2.2. Создание электронных медицинских карт ……………………………...…16

2.3. Удаленное консультирование ……………………..………………….……21

Выводы………………………………………………………………………...……25

Список литературы…………………………………………………………………27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

                         

Здравоохранение становится одной из важнейших экономических и социальных проблем во всем мире. Как показывают текущая ситуация пандемии коронавируса, координация медицинской помощи в России является  сложной проблемой. Кроме того, постоянно растет число хронических заболеваний, которые плохо поддаются лечению в современной больнице-ориентированной системе здравоохранения. Мониторинг таких пациентовтребует тщательного отслеживания многих физиологических параметров. Также люди, которые живут в отдаленных районах, обычно не имеют доступа к постоянному мониторингу здоровья. Эти факторы обуславливают актуальность проблемы информатизации здравоохранения.Использование систем управления знаниями в области здравоохранения может помочь персоналу медицинских учреждений в улучшении рабочих процессов, оказании помощи пациентам, принятии решений относительно лечения.

Цель:рассмотреть основные направления информатизации здравоохранения.

Соответственно сформулированы задачи:

- изучить мировой опыт информатизации здравоохранения;

- проанализировать актуальные направления информатизации для отечественного здравоохранения (дистанционный мониторинг здоровья пациентов с помощью мобильных устройств; создание электронных медицинских карт; удаленное консультирование).

Структурно работа состоит из введения, двух частей (соответствуют поставленным задачам), выводов, списка литературы.

Для подготовки реферата использованы отечественные и зарубежные источники (40 позиций).Это нормативно-правовые документы [15-18] и статьи в журналах, монографии (М. Берг [2, 23],К.С. Бразовский[3],

В.И. Будзко [4], А.В. Владзимирский [5],Р. Дик [26], М. Коллин [25],

В.В. Кугач [6-9], М.С. Клименко [7], В.Ю. Мишланов [12] и др.).

МИРОВОЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Технические развитие информационных систем в европейской медицинской практике началось в 1960-1970-х гг., с появлением персональных компьютеров и программ, предназначенных для сбора информации.

М. Берг описывает британский опыт использования информационных систем в здравоохранении. Оcобенностьюпервых систем было то, что они разрабатывались для получения данных клинических исследований, создания системы мониторинга некоторых хронических заболеваний[2, с. 52].

Самые крупные системы1970-х годов называлась VAMP и Meditel. Врачи обеспечивались программами на условиях, что они будут предоставлять достоверные данные о заболеваемости, смертности, проведенных лечебных мероприятиях, побочных эффектах лекарственных препаратов. Эти данные впоследствии были проданы фармацевтическим компаниям, использованы в клинических исследованиях [29, p. 74]. В конце 1980-х гг. данные программы использовали 20% медицинских организаций в Великобритании.Однако эти системы не нашли дальнейшего использования в связи с тем, что информация была не стандартизована, а качество собираемых данных было ниже, чем ожидалось.

С 1990-х г. врачи общей практики, ставшие собственниками бизнеса, продолжили искать адекватные методы для оптимизации административной деятельности. К тому же, они должны были отчитываться перед властями, со стороны которых было увеличено количество отчетной документации. Так, была создана система NHSNet, которая должна была соединить врачей общей практики, больницы и социальные организации, с целью разделения информации и обеспечения цельной помощи пациентам. Для того, чтобы данная программа могла работать, врачи значительно увеличили число кодов для заполнения электронных форм [2, с. 55].

Однако впоследствии врачи неоднократно доказывали, что использование такой системы слишком сложно. Руководство британской системы здравоохранения обратилось к США с целью помощи в разработке более адекватной системы классификации. В настоящее время идет работа по интеграции классификации SNOMED, широко используемой в США, в систему здравоохранения Великобритании [29, p. 76].

М. Коллин, сравнивая развитие информатизации здравоохранения в разных странах, пишет: «если в Великобритании первые системы ориентировались преимущественно на сбор сведений для клинических исследований, то системы Нидерландов и Дании фокусировались на оптимизации финансово-административной деятельности»[25, p. 48].

В целом в 1990-х гг. наблюдался повышенный интерес к информатизации здравоохранения. Некоторые исследователи (Р. Дик, Е. Стин, Д. Детмер) утверждали, что к 2000 г. будет завершен переход к использованию электронных историй болезни, а бумажная технология будет полностью вытеснена[26].  Однако,по прошествии, времени ясно, что многочисленные заявления и ожидания слишком оптимистичны. Объясняется данная ситуация тем, что только небольшое количество проектов внедрения информационных технологий в практику медицинских организаций было успешным.

В Нидерландах были потрачены миллионы евро на разработку «карт здоровья», использующих чип-картовую технологию, которые должны были обеспечивать инфраструктуру для сбора данных о состоянии здоровья населения. После многих лет технических проблем и политической борьбы за то, кто и за что должен платить, проект был свернут. Также был свернут аналогичный проект в Великобритании, на который ушло 20 млн. фунтов стерлингов [23, p. 24]. 

В то же время реальный интерес к интеграции информационно-коммуникационных технологий(ИКТ) в здравоохранении не снизился. Более того, электронное здравоохранение (e-Health) является составной частью политики большинства развитых государств. В конце ХХ века в результате широкомасштабного реформирования государственного управления возникла идея создания электронного правительства. Его нельзя назвать аналогом или дополнением традиционного правительства – оно предоставляет новый способ управления страной на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности государственных услуг, обеспечивает административную деятельность, электронное регулирование взаимоотношений между правительством и обществом.

В 2005 г. на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята специальная резолюция по электронному здравоохранению [36]. С того времени ИКТ заняли центральное место в преобразовании здравоохранения. На данный момент уже более 60% стран активно разрабатывают и реализуют свои инновационные стратегии e-Health[6, с. 78]. 

В 2012 г. ВОЗ и Международный союз электросвязи совместно выпустили «Методическое руководство по национальной стратегии в области электронного здравоохранения» [11]. Оно является подспорьем для руководителей государственного сектора здравоохранения для разработки национальных стратегий в области электронного здравоохранения с учетом национальных условий и исходя из имеющегося потенциала.

Наиболее ярким развитием информационных технологий конца XX века стало появление интернета. Правильное управление знаниями в области здравоохранения и их применение при принятии клинических решений позволяет повысить результативность последних. К. Батт, Н. Дей, А. Ашур характеризуют автоматизированную системуздравоохранения как «систематическое создание, моделирование, обмен и перевод медицинских знаний для улучшения качества ухода за пациентами»[24, p. 48]. 

Мировым лидером в развитии электронного правительства и электронного здравоохранения на данный момент является Южная Корея.Ещё в 1967 г. Министерство науки и технологии Республики Корея учредило специальное ведомство с целью внедрения компьютеров в деятельность всех министерств и государственных учреждений [9, с. 32]. Процесс информатизации полностью охватил здравоохранение этой страны. Для обмена информацией между учреждениями здравоохранения в 2006 г. была основана общенациональная платформа обмена медицинской информацией [32, p. 24].

В 2009 г.многиеюжнокорейские крупныебольницыреализовалиэлектроннуюмедицинскуюкарту (ЭМК) исистемыпередачииархивацииизображений. Отличительнойособенностьюэтой системыэлектронныхмедицинскихкартявляетсяналичиеэлектроннойподписипациента[37].

Не все корейские больницы перешли на безбумажный документооборот, но их становится всё больше. Для улучшения безопасности пациентов и повышения качества медицинской помощи в них разработаны и интегрированы различные типы систем поддержки клинических решений. При выписке электронных рецептов для уменьшения ошибок в назначениях система автоматически определяетвозможные лекарственные средства, их дозировки и противопоказания, взаимодействия с другими лекарствами, отталкиваясь от заболевания пациента, его возраста, другой важной информации (беременность, кормление грудью, заболевания почек, печени и др.) [30].

Следующимэтапом информатизации больниц стало внедрение системы CLMA, которая обеспечивает пять правил «определенного» назначения лекарственных средств [37]:

- определенному пациенту;

- определенное лекарственное средство;

- в определенной дозе;

- определенным путем введения;

- в определенное время

 Как только пациент поступает в больницу, ему предоставляют браслет со штрих-кодом. После назначения врачом лекарственного средства данные с помощью электронной медицинской карты поступают на браслет пациента, а с помощью электронного рецепта – в больничную аптеку. Фармацевтический работник подбирает лекарственное средствов соответствии с рецептами и наносит на их упаковки определенные штрих-коды, содержащие всю информацию о лекарственном средстве. Далее с помощью электронных технологий все препараты развозятся по палатам.Медсестра входит в палату с электронной системой CLMA, имеющей вид мобильного телефона со сканером, считывает штрих-код с препарата, затем с браслета пациента. Если все данные совпадают, система разрешает медсестре ввести данное лекарственное средство данному пациенту. Если хотя бы один из перечисленных выше пяти пунктов не соответствует действительности, экран загорается красным цветом. Далее вся информация автоматически передается через электронное устройство лечащему врачу. Данная система сокращает рабочую нагрузку медсестры, а также увеличивает безопасность пациентов [37].

Также в настоящее время в Южной Корее разрабатывается модель смартфона, который позволит пациенту самостоятельно протестировать свой организм (анализ ДНК, некоторых протеинов крови и др.) [9, с. 34].

Интересен опыт информатизации здравоохранения Китайской Народной Республики, которая является самой большой страной в мире по численности населения. В 2007 г. правительство Китайской Народной Республики приступило к реализации проекта «Новая деревня», направленного на усовершенствование системы медицинской помощи в сельских районах, в которых проживают 800 млн. жителей страны. К концу года были созданы двеклиники цифровой медицинской помощи, представляющие собой сеть, включающую электронные медицинские карты, регистрацию пациентов, врачебную амбулаторию, аптеку, лабораторию, системы архивирования и передачи данных и многое другое. Следующим этапом информатизации стала замена карт медицинского страхования каждого жителя страны электронными картами социального страхования, объединяющими в себе функции документа, удостоверяющего личность, страхового полиса, медицинской карты, электронного рецепта, а в некоторых случаях и платежного документа[6, с. 80].

Страной, сочетающей древние восточные традиции с современностью, стабильно входящей в первую двадцатку международного рейтинга по уровню здравоохранения, является Япония. С 2008 г. в стране функционируют две основные медицинские информационные системы: электронная медицинская карта и компьютерная система регистрации инструкций. Первая – осуществляет систематический сбор электронной медицинской информации об отдельных пациентах.Вторая – это процесс перевода в электронный вид всех необходимых инструкций по лечению госпитализированных пациентов, передающихся через компьютерную сеть медицинскому персоналу, больничным аптекам, лабораториям и т.д.

Сейчас японская система снабжения населения лекарственными средствами стала четкой и автоматизированной. Сразу после приема у врача пациент спускается в регистратуру больницы. Основываясь на электронной медицинской карте, уполномоченное лицо автоматически передает данные в страховое агентство и больничную аптеку, затем выдает пациенту чек с определенным номером. Пациент идет в аптеку и следит за электронным табло.Когда заказ собран, номер чека пациента высвечивается на табло. Пациент подходит к необходимому окну, где взамен чека получает от фармацевтического работника все необходимые лекарственные средства, упакованные в пакет с его именем и фамилией, а также с инструкцией по применению на японском и английском языках [27].

Здравоохранение Австралии представляет собой единую систему, основанную на опыте различных стран мира. Уровень медицины и фармации страны находится в начале мирового рейтинга по критериям качества и практичности[8, с. 18].  Поэтому история информатизации данной страны представляет особый интерес.

Проект электронного здравоохранения Австралии начал внедряться в 2000-х гг. В 2010 г. стартовала программа «PCEHR» с финансированием из федерального бюджета. Ее целью было развитие технологий e-Health и электронной идентификации пациентов, которые позволили бы обеспечить сбор различной информации о здоровье граждан и добиться более эффективных результатов лечения. В 2010-х был запущен онлайн-центр обучения пользованию электронными медицинскими картами, а также первое мобильное приложение австралийского электронного здравоохранения. С его помощью родители могут получить доступ к медицинской карте ребенка, просматривать или добавлять информацию о нем: сделанные прививки, рост, вес и др. Приложение бесплатно для скачивания и доступно для Android. Впоследствии национальная система ведения электронных медицинских карт существенно расширилась. В ней стали появляться результаты анализов крови, УЗИ, МРТ[1]. Ключевое место в обеспечении населения отдаленных территорий лекарственными средствами занимают интернет-аптеки. Условием их функционирования является регистрация в Фармацевтическойгильдии Австралии и отсутствие рекламы рецептурных лекарственных средств [8, с. 20].

В 2017 г. важной тенденцией в области фармацевтических информационных технологий стали приложения, способствующие облегчению процесса консультирования пациентов Австралии.Поскольку это веб-приложения, у фармацевтов есть возможность проведения консультаций пациентам, независимо от того, где они находятся. Благодаря данной технологии общение с фармацевтическим работником происходит в более комфортных для посетителей условиях из-за отсутствия прямого контакта во время рассказа о своих симптомах. Также в настоящее время активно внедряются цифровые аптечные «чат-боты», которые виртуально могут общаться с пациентами при помощи искусственного интеллекта[38].

Новая Зеландия является географически изолированной страной. Её трудно отнести к определённому континенту, однако из-за близкого расположения с Австралией между этими двумя странами существует постоянный обмен опытом во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе в области медицины и фармации. Мощным стимулом к внедрению электронного здравоохранения в Новой Зеландии стало разрушительное землетрясение 2011 г. Многие бумажные документы были потеряныв результате разрушений. Врачи и другие медицинские работники, пришедшие на помощь жертвам землетрясения, не имели возможности провести лечение должным образом [13]. В результате в 2012 г. в систему здравоохранения были внедрены электронные медицинские карты. К 2013 г. систему ЭМК использовали 95% врачей общей практики.Информация из этой системы доступна в медицинских и фармацевтических учреждениях. Данные в эту систему вносятся с согласия пациентов [14].

Как видим, в развитых странах цифровая трансформация здравоохранения поддержана развитием всех основных направлений инфокоммуникаций. Например, в США сектор здравоохранения в США – это индустрия стоимостью3 трлн.долларов (сюда входит как традиционные, так и инновационные направления)[40]. Однако согласимся с К. Баттом и соавторами, которые считают, что поскольку информатизация здравоохранения может обеспечить дистанционную диагностику, ведение и мониторинг пациентов, то страны с низким уровнем дохода и регионы с ограниченными ресурсами также могут значительно выиграть от её расширения [24].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: