Задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие из следующих высказываний представляют собой логические противоречия, а какие – диалектические:

- «В одну и ту же реку входим и не входим, существуем и не существуем» (Гераклит);

- «Обратная сторона хорошего – плохое, обратная сторона плохого – хорошее»*;

- «Все есть яд и все есть лекарство. Тем или другим делает их мера» (Парацельс);

- «В ближайшем будущем нас может ожидать много неожиданного»;

- «В настоящее время в России сохраняется неустойчивая стабильность»*;

- «За годы перестройки в сознании россиян произошли заметные сдвиги».

2. Как соотносит общее и единичное тургеневский герой Базаров: «Все люди друг на друга похожи как телом так и душой… небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди – это деревья в лесу…»? (Тургенев И. И. Отцы и дети).

К каким последствиям в юридической теории и практике может привести такая методологическая позиция?

3. «Правдивы лишь слова того мужчины,

Кто верно свяжет следствия, причины».

                              (Ахмат Югнаки, XII в.)

Почему важно различать и как различить:

- причину и следствие;

- причину и повод;

- причину и предлог;

- причину и условия?

4. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?

- вспышка молнии – гром;

- день – ночь*;

- уголовное наказание – судимость;

- права – обязанности;

- гражданское общество – правовое государство*.

5. Существует мнение, что случайность является «дополнением и формой проявления необходимости».

- Может ли случайность быть необходимостью, а необходимость – случайностью одновременно?

- Может ли случайность стать необходимостью, а необходимость случайностью?

- Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности?

- Случайность или необходимость – авария самолета, столкнувшегося со стаей гусей, летящих на юг?*

6. Из перечисленных ситуаций определите, какая может быть определена как реальная или абстрактная возможность:

- космический полет в начале ХХ века;

- формирование правового государства в России;

- падение подброшенного человеком предмета на землю;

- уничтожение жизни на Земле;

- искусственное создание живого организма*.

7. Может ли объективно истинное знание с течением времени стать ложным?*

8. Предложенные вопросы предназначены для активизации мышления и способствуют последовательному, непротиворечивому и обоснованному изложению мировоззренческих взглядов.

- Как вы понимаете выражение Ф. Ницше: «Философ познает – творя, и творит, - познавая»?

- Как можете объяснить слова А. Шопенгауэра: «Ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже»?*

- Объясните слова Плотина: «Материя – ложь и все-таки истина».

- О чем идет речь в античном афоризме: «Устами младенцев глаголет истина»?*

- В чем смысл русской поговорки: «Правда глаза колет»?

- Как вы понимаете высказывание: «Если говорить правду, свидетели не нужны»?*

- Объясните слова Квинтилиана: «Практика без теории ценнее, чем теория без практики».

- Как понять античный афоризм: «То, что знаем, - капля, чего не знаем, - море»?

- Как можете объяснить слова Сократа, приводимые Платоном: «Я знаю, что ничего не знаю»?*

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

 

Следует самостоятельно изучить сущность и механизм основных диалектических законов: закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимного перехода количественных и качественных изменений и закона отрицания отрицания. Предлагается следующий алгоритм исследования: определить содержание категорий, выражающих сущность закона, затем – механизм его действия, а потом – методологическое значение закона в мыслительной деятельности таможенника. Кроме этого, необходимо рассмотреть неосновные законы диалектики: соотношения единичного и общего, явления и сущности, формы и содержания, причины и следствия и др. Важно проанализировать единство, различие и взаимосвязь в мышлении формально-логических и диалектических законов.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «диалектический закон», «диалектическое тождество», «диалектическое противоречие», «количество», «качество», «мера», «диалектическое отрицание».

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие законы мышления называются диалектическими?

2. Какова объективная природа диалектических законов?

3. Какие свойства логического мышления выражают основные диалектические законы?

4. В чем состоит сущность закона единства и борьбы противоположностей, какова его роль в процессе рассуждения?

5. В чем отличие логического противоречия от противоречия диалектического?

6. В чем сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, и какова его роль в познании?

7. Определите сущность закона отрицания отрицания.

8. Как соотносятся в мышлении формально-логические и диалектические законы?

9. Какова роль основных формально-логических и диалектических законов в практической деятельности специалиста таможенной службы?

 

Раздел 4. Логические формы развития знания

Тема 4.1. Гипотеза

 

Понятие гипотезы, ее существенные признаки и логическая структура. Виды гипотез: общие и частные, научные и рабочие, описательные и объяснительные. Следственная версия как разновидность частной гипотезы. Основные этапы разработки гипотезы: выдвижение гипотезы, развитие гипотезы, проверка гипотезы. Соотношение гипотезы с проблемой и теорией.

Логико-методологические требования к построению гипотезы и ее особенности в специальном исследовании. Проверка гипотезы. Дедуктивное выведение следствий. Сопоставление следствий с фактами. Способы доказательства гипотезы. Значение гипотезы в деятельности таможенника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: