Цели и задачи основной и вариативной части Программы

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, периодом его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это обусловливает различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Актуальность заключается в том, что в настоящее время количество детей с ТНР возрастает. И крайне важно начать логопедическую работу по преодолению и коррекции раньше. Так как речь рассматривается, как важный компонент гармонично развивающейся личности. И все формы психической деятельности протекают не только с прямым участием речи, но и с косвенным. Возникновение речи существенным образом преобразовывает память, восприятие и мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции.

Дети дошкольного возраста с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи дошкольниками с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Все это обуславливает необходимость разработки данной рабочей программы.

Рабочая программа логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «****» (далее МАДОУ - детский сад «***», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/;

2. ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1. [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/5230/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%201155%20%D0%BE%D1%8217.10.2013%20%D0%B3..pdf;

3. Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/499023522;

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию. [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/08/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-doshkolnogo-obrazovanija.pdf;

5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/12/1_PrAOOP-DO-TNR.pdf;

6. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» МАДОУ - детский сад «****»;

7. «Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» МАДОУ - детский сад «****»;

8. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Lopatina.pdf

 

Цели и задачи основной и вариативной части Программы

 

Целью реализации основной части рабочей программы учителя логопеда является проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Доступная и качественная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:

– обеспечивать равные возможности для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– способствовать коррекции недостатков психофизического развития детей с ТНР;

– способствовать формированию общей культуры личности детей с ТНР, развитие их эстетических, нравственных, интеллектуальных, социальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– создавать благоприятные условия развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями;

– укреплять физическое и психическое состояние детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и поднимать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР.

Целью вариативной части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, является активизация развития всех высших психических функций, речи и интеллекта ребенка, путем воздействия на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза.

Задачи вариативной части Программы:

– обеспечивать условия для развития внимания и наблюдательности;

– способствовать развитию эмоционально выразительных движений;

– способствовать снятию психоэмоционального напряжения;

– создавать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, координации движений.

Значимость вариативной части программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной развивающей среды в условиях детского сада, способствующая правильному формированию речевых и психомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста. Это помогает преодолеть трудности в становлении речевых навыков на всех структурных уровнях языка и вести профилактическую работу по предупреждению общего недоразвития речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: